Блог им. Demonchikkiev
Проблема американской экономики – в настроении её потребителей
ВВП США хоть и растет достаточно быстрыми темпами, но все равно, они могут быть и больше. Инфляция же слабо восстанавливает позиции, но, обратите внимание на рынок труда. Безработица 4,9%, а результаты не те, которые ожидают. Почему все складывается так?
Суть в настроении потребителей. 70 процентов ВВП и 95 процентов инфляции формируют личные расходы населения. А они не демонстрируют рост. Почему? Тратить не хотят. Не довольны американцы, и эта психология толпы и есть основной проблемой самого ФРС.
Если обратиться к показателю личных расходов населения США, то с сентября 2015 года мы наблюдаем негативную динамику, которая и выступает практически основным фактором по снижению темпов роста экономики и индекса потребительских цен.
Рис.1. Динамика личных расходов США. Источник investing.com.
Но, появляется тогда вопрос: почему настроение потребителей США настолько пессимистическое? Что выступает причиной такой атмосферы? И есть ли инструменты по решению данной проблемы?
Давайте определим, что же нужно потребителю: с чем он связан и что его интересует? Американец – это человек, который работает, получает доход и у него есть определенные расходы. Но, корзина расходов у каждого разная. Не стоит считать, что все люди тратят стандартно средства на еду, жилье, кредиты, образование, здравоохранение и так далее. Кое-кто открывает, например, бизнес, ферму или инвестирует, что в США достаточно популярно. Основной продукт инвестиций – это ценные бумаги (казначейские облигации и векселя, корпоративные облигации и акции). Кроме того, американский потребитель – это тот человек, который каждый день, открывая утреннюю местную газету, следит за котировками такого индикатора, как биржевой индекс S&P500. Можно сделать вывод, что львиная доля сбережений американцев связаны с фондовым рынком США.
И что мы видим на рисунке 1? Динамика личных расходов демонстрирует снижение темпов с сентября 2015 года. Что в данный период у нас изменилось? Первое, что приходит в голову – это 24 августа («Черный понедельник»), который вызвал за считанные дни падение американского фондового рынка на 10%. Стоит понимать, что в эти дни, большинство американских потребителей потеряли сбережения, накопления и вложенные финансы, что и стало причиной начала негативной динамики потребительских настроений.
Посмотрим на все это и с другой точки зрения, не только со стороны цифр. Давайте обратимся к таким инструментам, как социологические исследования, опросы и индикаторы. Большинство американцев оценивают экономику страны на нейтральном уровне. Но, стоп! Если экономика США имеет нейтральную оценку, то, что тогда говорить о Японии и Европе? Получается, что у последних наступают времена «Большой депрессии» или как?
То, что думают и говорят американцы – это крайне важно для американской экономики. Что, например, говорит Джанет Йеллен на заседаниях ФРС? Она отмечает внешние факторы, которые давят на динамику роста экономики США. Она вспоминает о нефти, Китае, о британцах, Еврозоне и Японии, но реже говорит о том, что думают простые граждане её страны. Они и есть основным фактором роста экономики страны и инфляции. Да, неотменено я не устаю упоминать рынок нефти, который и считается причиной слабого роста инфляции. Если «черное золото» восстановит прежние позиции, то будет 2% уровень инфляции в американской экономике. Но то, что американцы чего-то опасаются и не желают тратить личные доходы – это проблема, и в первую очередь для правительства США.
Решить эту задачу, увы, ФРС не по силам. Инструменты, в виде процентной ставки, могут ухудшить настроение потребителей США. В случае дальнейшего повышения процентной ставки, личные расходы могут увеличиться. При сохранении стоит ждать иных факторов, которые спасут текущую ситуацию. Но если говорить о силе американской экономики, то она сейчас напоминает немецкую машину 2000-х годов, только вот бензин у нее уже понемногу заканчивается. И если не найти новые источники топлива, то американская экономика может в ближайшее время упасть в рецессию.
Лебедь Дмитрий