Блог им. FXFighter
В третьем квартале 2016 года самый известный производитель электромобилей Tesla Motors отгрузил максимальное количество автомобилей за без малого десятилетнюю историю — более 25 тысяч. Сам квартал оказался прибыльным всего во второй раз в истории компании.
Однако в октябре и ноябре акции Tesla Motors (TSLA) совершили одно из самых серьезных падений — с $210 за акцию до $180. Обозреватель vc.ru попытался разобраться, что повлияло на стоимость компании и почему Tesla может столкнуться с непреодолимыми трудностями
Дело в деньгахВторой раз за полгода Tesla Motors заинтересовала SEC, американскую комиссию по ценным бумагам и биржам, а это всегда плохой знак. Летнее расследование касалось продажи акций более чем на $2 млрд после аварии с участием автопилота. Осенью Tesla поправили за то, что компания публикует некорректную отчетность.
Сайт Fortune объясняет, что начиная с четвертого квартала 2014 года Tesla предоставляет своим партнерам — лизинговым компаниям — беспрецедентные условия. Производитель гарантировал buyback (обратный выкуп) своих автомобилей по фиксированной стоимости, принимая на себя риск низкой остаточной стоимости Tesla с пробегом. Так лизинговые компании покупали и предоставляли Tesla без опаски остаться с кучей неликвидных машин на балансе спустя несколько лет. А Tesla Motors показывала поступления от продаж, не отражая (более чем серьезные) обязательства по обратному выкупу.
Только в ноябре выяснилось, что SEC не планирует никаких санкций к Tesla. Без последствий осталась и весенняя история с продажей акций.
Первая новость 2017 года о том, что Tesla ждет частный (а может и коллективный) иск от владельца — по его уверению, Model X заехала в гостиную дома самостоятельно. Фото: профиль Джи Чанг Сон в Facebook
Тем временем журналисты Forbes раскопали, что в 2016 году Tesla срывает свою инвестпрограмму. Из запланированных 2,25 млрд капитальных затрат в первые полгода компания потратила только $512 млн, а в третьем квартале — смешные $126 миллионов. Даже при коррекции годового плана до $1,8 млрд (плохой знак для компании, которая развивается) в четвертом квартале придется потратить свыше $1 миллиарда. Во что это превратит финансовый результат четвертого квартала?
Журналисты Zerohedge считают, что ничего особенного не произойдет. Ведь вся отчетность Tesla если не выдумка, то в принципе не может быть корректно оценена и рынок предпочитает об этом помалкивать. К примеру, в 2016 году Tesla разонравилось платить своим поставщикам. Всего за девять месяцев краткросрочная кредиторская задолженность выросла с $1 млрд до $1,6 млрд. То есть компания прокредитовалась на $600 млн у своих поставщиков, но из этого никто не делает проблемы. А из $400 млн предоплаты от покупателей за Tesla 3 пресса устроила событие.
И даже заняв у всех подряд, включая своих покупателей, Tesla все равно потеряет более чем миллиард долларов наличных. И еще столько же — в 2017 году, что к началу 2018 года опустошит ее счет и сделает неизбежным поиск нового финансирования, от чего недавно отрекся Элон Маск.
15-летний стартапУ той скорости, с которой Tesla тратит наличные, есть простое объяснение — с точки зрения производства, это потрясающе неэффективная компания даже на пятнадцатом году своего существования.
18 тысяч (а после последних поглощений — более 30 тысяч) сотрудников Tesla в 2016 году произвели примерно 80 тысяч автомобилей. На одного сотрудника приходится менее 5 автомобилей, в то же время:
Tesla Motors — очень маленький по мировым меркам автопроизводитель. Других независимых компаний со стотысячным объемом производства нет вообще. Самостоятельная компания должна производить примерно на порядок больше автомобилей — хотя бы миллион. Поэтому бизнес Tesla не просто убыточен, а находится в операционном минусе, то есть компания теряет деньги на основном виде деятельности — производстве автомобилей. Даже без учета R&D или строительстваGigafactory .
В масштабах отрасли упомянутые затраты на развитие слишком незначительны: Tesla тратит на R&D около $700 млн в год (а еще пару лет назад тратила всего $250 млн), на Gigafactory ушло в общей сложности менее $500 млн. Для сравнения, Volkswagen в 2015 году потратил на R&D 15 млрд евро.
Как минимум одна важная причина популярности Tesla никак не относится к высоким технологиям и гению маркетинга Маска: машины продаются дешевле, чем они обходятся. Вероятно, по этой причине Daimler и Toyota, в разное время владевшие по 10% Tesla Motors, ограничили сотрудничество технологиями.
Пока Porsche (марка, с которой часто сравнивают Tesla) зарабатывает в среднем $20 тысяч долларов на каждой проданной машине, Tesla теряет около четырех тысяч долларов даже с учетом субсидий от государства. Чтобы выйти на схожий уровень прибыльности, среднюю цену Model S и Model X нужно увеличить с $80 тысяч до $110 тысяч — более чем на треть.
Вероятно, рынок не сможет принять такой автомобиль. Тем более, что надежду марки, кроссовер Tesla Model X, уже обвиняют в несоответствии цены качеству, а американский Consumer Report назвал кроссовер «совершенно разочаровывающим» (But beyond the brag-worthy magic, the all-wheel-drive Model X 90D largely disappoints). Они отмечают, что подвеска автомобиля слишком жесткая, подъемные двери работают плохо, интерьер примитивный, а багажник слишком маленький.
Tesla постепенно начинает терять свой уникальный статус. В 2019 году на рынке появится Porsche Mission E — конкурент Tesla Model S (которой к тому моменту исполнится семь лет). Немцы планируют продавать по 20 тысяч машин в год. В 2018 году на рынке появится электрокроссовер Jaguar I-Pace.
Фото: Porsche AG
На рендере интерьер Porsche Mission E выглядит функциональнее Tesla Model S — кроме больших экранов в нем нашлось место элементам интерьера из суперкара 918 и премиум-седана Panamera. Динамика так же не уступает электрокару Маска: более 600 л.с., менее 3,5 секунд до 100 км в час, 500-километровый запас хода.
Фото: Jaguar
По мнению журналистов, Jaguar I-Pace выглядит интереснее и ярче Model X. С учетом меньших габаритов модели I-Pace должен быть доступнее, но при этом не медленнее: 400 л.с. и менее 4 секунд до 100 км в час.
All-in на Tesla 3Не похоже, чтобы конкуренция в премиальном сегменте сильно беспокоила Tesla Motors — компания планирует начать отгрузки своей самой массовой Tesla Model 3 уже в 2017 году. «Топы» утверждают, что запуск модели идет с опережением, а в 2018 году будет произведено 500 тысяч автомобилей.
С весны 2016 года за производство Tesla Motors отвечает бывший топ-менеджер Audi с более чем 20-летним опытом, который планирует произвести полмиллиона машин на существующем заводе Tesla. Цель понятна: без роста выпуска хотя бы в пять раз (а лучше — в десять) Tesla, скорее всего, не сможет существовать как самостоятельная компания. По крайней мере, никому в мире это еще не удалось.
В том, что перечисленное реально, сильнее всех сомневается Morgan Stanley, чьи аналитики указывают на начало производства в конце 2018 года и объеме поставок не более 150 тысяч единиц в 2019 году. Это ставит под сомнение будущее Tesla и, например, нивелирует ценность предзаказов на Model 3. Получается, что половина всех потенциальных покупателей должна ждать машину четыре года и дольше.
С другой стороны, сомнений в возможности предложить электромобиль с 200-мильным запасом хода за $35 тысяч ни у кого нет. Например, Chevrolet Bolt: первые машины поступят к клиентам в феврале 2017 года. Bolt разгоняется за 6,5 секунд до 100 км в час, проезжает более 220 миль на одной зарядке. Выглядит не так круто, как грядущий седан Tesla, однако Bolt можно сконфигурировать на сайте и купить прямо сейчас.
По мнению индустрии, Chevrolet теряет $9 тысяч на каждом автомобиле, а значит реальная стоимость небольшого электромобиля составляет около $45 тысяч. Это похоже на правду: те же $45 тысяч стоит BMW i3, а за $30-35 тысяч предлагают Nissan Leaf с запасом хода в сто миль. Насколько реально Tesla сделать Model 3 прибыльной? Видимо, все надежды на Gigafactory.
Фото: Tesla
Gigafactory — проект не только технологического, но и маркетингового гения Маска. Завод упоминается только в связке с названием Tesla при том, что $1,6 миллиарда из общего бюджета в $2 млрд тратит Panasonic — и, строго говоря, это именно их завод.
Gigafactory уже успела превратиться в символ, но это всего лишь совместный с Panasonic завод про производству литиевых аккумуляторов, пусть и огромный. За счет современного (и очень масштабного) производства, расположенного в самом большом здании мира, Gigafactory снизит стоимость аккумуляторов на треть. Заодно компания сможет сэкономить за счет производства силовой установки там же. Как сильно это скажется на цене автомобилей?
Как заметил технический директор Tesla Motors, сейчас батарея Tesla Model S стоит всего около четверти автомобиля — то есть $20-25 тысяч. Оценивая удельную стоимость энергии, аналитики говорят о $100-150 за кВт⋅ч в батарее (Сell cost) и за $200-250 долларов за кВт⋅ч с корпусом, управляющей электроникой (Pack cost).
Ожидаемое снижение цены на треть выльется в экономию $8-10 тысяч, что эквивалентно снижению цены машины примерно на 10%. Или позволит заместить потерю федеральной субсидии в $7500, что, кстати, случится уже совсем скоро — США компенсируют автопроизводителю $7500 за каждый электромобиль, но только в пределах первых произведенных 200 тысяч штук. А Tesla уже произвела две трети этого объема — примерно 125 тысяч автомобилей.
Батарея в Model 3 дешевле и себестоимость автомобиля снизится на $3-4 тысячи. Мало, чтобы конкурировать ценой с концерном General Motors, который зарабатывает несколько миллиардов долларов ежегодно и может позволить себе субсидировать «электрическое» направление еще очень долго. А также с десятком других крупных автопроизводителей, настроенных примерно так же.
Однако Tesla не привыкать и к более серьезным проблемам — не зря биржевые аналитики именуют акции Tesla Motors «Roller coaster», улыбаясь резким падениям и скачкам в судьбе компании. К первым дням 2017 года акции Tesla целиком отыграли осеннее падение и сегодня компания снова стоит $35 млрд. Для сравнения, General Motors стоит $53 млрд. В 2016 году планы производства, наконец, начали выполняться. Запаса наличности впритык, но должно хватить до выручки от Model 3. Тем временем, первая Gigfactory позволит закрепиться на рынке поставщиков батарей, а покупка Solar City откроет дорогу к поставке комплексных энергетических решений.
Силиконовая долина в свое время тоже сидела на гос подрядах. Так что долгосрочно это весьма выгодно. Я прав, Krechetov ?
С другой стороны, европричитальщики не хотят, упорно и яростно не хотят ответить на простой вопрос: если айпады есть критерий успеха а капитализация огрызка и прочих есть показатель лидерства — где, пилять, немецкие и французские айпады? Где капитализация крупнейших немецких компаний? А в ШЕСТОМ ДЕСЯТКЕ. Крупнейший из немцев — Фольксваген. И он — в 6-м десятке!
Вот вам и простой ответ.
Их весьма не мало.
Кроме того, в вашем списке не нашел производителей немецких айпадов. :(
Так вот, крупнейшая немецкая компания — ФВ. Она по капитализации в ШЕСТОМ ДЕСЯТКЕ.
И если по выручке считать, у Газпрома по сравнению с Огрызком внезапно© не все так печально.
Берем австратию там экспорт 50% ренты. Меньше чем в РФ.
Норвегия там очень много. Но и народу мало .
Данные отсюда http://atlas.media.mit.edu/en/profile/country/rus/
atlas.media.mit.edu/en/profile/country/nor/
atlas.media.mit.edu/en/profile/country/aus/
В России есть производство автомобилей. Есть медицина. Есть космос. Банковские услуги тоже есть. О чем постанываете? Непонятно.
Зато понятно, что само понятие «капитализация», которую фетишизирует шизолиберастия — не имеет никакого смысла. Как зачастую не имеют смысла и многие другие понятния, которыми опериреут шизолиберастия. К примеру, сентенция «айпад — возможность для успеха». В чем её смысл?
В Москве
Сколько он дает по ВВП? 1%?
меня, откровенно говоря, агрессивный идиотизм всегда веселил. Пойдем по пунктам:
1. Авто «только для России»… Ага… Врут, значит, про импорт АвтоВАЗа, КАМАЗА… ой. врут.
Пошлины? Пошлины есть и у Китая. Вы же Китай в пример ставите? Там типа только высокого передела продукция. И пошлины, хе-хе.
2. Медицина только в Москве… Ага… Но тогда за МКАДом должно быть построено много километров кладбищ. Люди — они такие, мрут без медицины. А на Гугльмапс не видно много кладбищ. И вымираем мы плохо — в европцах вымирают куда быстрее.
3. Космос 1% ВВП? А сколько должно быть? В экономике под санкциями?
Теперь можно вопросик. Какой у Норвегии внешнеторговый баланс? А в Австралии? А в США?
В Москве люди живут на 7 лет дольше. Поэтому таки да — за мкадом все в кладбищах.
На 7 лет в Москве живут дольше прсто потому что не бухают, а работают. И если бы за МКАДом не было медицины, то на кладбище бы несли не на 7 лет раньше, а при сразу же при аппендиците.
Я вижу, что вы перешли к оскорблениям, значит уже аргументы ваши закончились и вы готовы пускать пену. ткну-ка я еще палочкой… так как в внешнеторговым балансом у образцовых стран?
Теперь ты отвечай. Откуда данные, что все за мкадом пьют и бухают?
Что касается «за МКАДом бухают», то тут все просто. Вы не зря статистику именно по мужчинам сравнили. Я знаю этот дурацкий передерг. Но именно он и объясняет, что «дурака в рай не загонишь». Разница в медобслуживании будет видна для людей, которые НЕ бухают, НЕ колятся, НЕ втыкают вилки в ухо соседа за столом, НЕ жрут пельмени 3 раза в день. Такие люди статистически — это русские женщины. У русских мужчин с этим проблемы. Вот это и доказывает разница в статистики.
Не понял. Этот тут причем? Мужики внутри мкада и за мкадом другие что ли? Что ты за бред то несешь? Вилки в ухо не втыкают в МСК?
Вижу, статистику с женщинами вы уже проверили, и теперь просто пытаетесь завести рака за камень.
А разница такая с женщинами потому что основная смертность у мужчин — это сердце. В МСК есть хорошие клиники по сердцу, а в регионах нет или финансирование их жутко малое.
Повторяю вопрос- откуда данные про пьют меньше и больше работают? Или просто врешь, как обычно?
Работают больше — потому как средняя ЗП выше. Все строго как с Европцей.
А остальные вопли — обрати к своим коллегам, которые утверждают, что если на конвейере ФВ в Германии рабочий получает в 5 раз больше, то он типа в 5 раз больше авто делает.
Ты так и не предоставил этого.
PS. Оскорбления убрал. Неуместны они. Просто не все владеют полной информацией
К вопросу «учителя больше учат» — европейские учителя БОЛЬШЕ учат? Водопроводчики больше водопроводят?
По поводу учителей -это к Вам вопрос. Они больше получают. А следуя вашей логике — получается, что больше учат. Но имхо вы очень сильно ошибаетесь и время самое признать это
По проводу того, что больше работают — да, не доказать. Получается, что все аргументы «а чо так мало получаем по сравнению с европой» — левые. Просто Европа и США грабит всех. Они же не работают больше. Ч.Т.Д.
tob.tmbreg.ru/departments/khirurg/27.html
izvestia.ru/news/596460
Получается, что меньше чем в Москве и Питере — пьют только у муслимов.
Ч.Т.Д.
Таким образом, вопли про «нет медицины» можно сливать в унитаз. С шумом.
это раз.
А два это то, что все остальные регионы живут примерно одинаково и меньше продолжительностью на севере и сибири. Но я думаю, что там больше климат влияет.
ДА и что ты заладил. Показали же тебе, что в ЕС пьют больше и все нормально у них.
МЕня может тоже многие методики ранжирования не устраивают. Но я тогда ковыряюсь в методологии, её разбираю и гоняю тряпками тех, кто на них ссылается. А это вот «не годиться. потаму чта мине абыдна» — оставьте для застолья с такими же как вы.
Кто, кстати, мне «показал», что в «ЕС пьют больше»? Очнитесь, коллега, вы дрищете. Я дал пруф — в России пьют больше.
Да и уровень потребления алкоголя не сильно влияет на продолжительность жизни. Фины и чехи вон тоже за воротник закладывают будь здоров и ниче
ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_потреблению_алкоголя_на_человека
Мой рейтинг правильный, потому что он официальный росстатовский. И он из года в год одинаковые результаты показывает. А Ваш рейтинг трейзвости регионов — абсолютный фейк и регионы в нем скачут с место на место как хотят.
В общем устал я от вас.
Ответите? Или слабо?
Ну хорошо, берем выручку. И тут наступает самое интересное. Огрызок: никаких санкций, высокотехнологическая продукция, окучен весь мир, неограниченный доступ к печатному станку, миллиарды фанатов… и оппа, всего 6 раз. По сравнению с газовым насосиком из страны-бензоколонки с порванной в клочья экономикой. Зажатый со всех сторон газовыми конкурентами и антимонопольным европским законодательством. По сути, рентная пенсионерская лавка. Воткни трубу в вечную мерзлоту и качай. В общем, дикарский какой-то бизнес, никому не нужный. И разница — всего 6 раз. Шесть раз, Карл! Не в 600, не в 60 — разница в 6 раз всего. Странно это, не кажется? С учетом настолько разных входящих условий.
В прибыли — это вообще какой-то огрызковый позор. Имея такую разницу в объеме рынка, с неограниченным финансированием, с разницей в капитализации в десятки раз — иметь разницу в прибыли всего в 3 раза (!).
Вы сами-то как, никаких проблем в этих цифрах не видите?
Для шизолиберастии это же должен быть вообще удар. 13 ярдов прибыли под вопли «вааарують» — это всего 89 долларов в ГОД на каждого! Т.е. если не воровать ВООБЩЕ НИЧЕГО, а раздать — жизнь вообще не изменится.
А клиентуры у Эппл — 1 млрд. Опаньки! Клиентуры в 5 раз больше. а прибыль — всего в 3 раза… Это… позор какой-то. Получается, что у Газпрома эффективнее бизнес. :)
Во ржака. Чего только в беседе с шизолибералией не выяснится… Вы. наверное, уже клавиатуру грызете?
Надо учитывать, что еще ДАЖЕ ТЕКУЩИЕ цены на газ — высокие. Реально должно быть 10 лет как в 1990 годы, цена быть 15-20 долларов. И тогда посмотришь на прибыль и закончишь нести бред.
К примеру сухой суперджет тоже убыточен и по балансу почти полностью как тесла — чтоб дойти до рентабельности надо 90 самолетов в год делать. НОО есть ведь политич мотивация и гос бабло. Там тоже есть бабло и главное что не всего государственное — продадут отпылесосят денег еще. Тесле нужно лет 5 чтоб дойти до нормального объема. А вот суперджет до 90 самолетов в условиях санкиций может и не дойдет никогда.
А санкции это поверте надолго — потому что наши не отступят — почему вы сами можете объяснить думаю — и те не отступят тк для них это принципиально базисно философский вопрос а не прихоть. И потому что там нет вертикали власти такой и самодержавия — потому трамп не сможет это изменить при всем желании.
опс озеро обнищает видимо…
Про «Не ест гос. деньги» — даже писать ничего не буду. Это клинический случай.
auto.mail.ru/article/60097-kitaicy_predstavili_nedorogoi_elektrosedan/
А это китайский аналог Tesla Model 3, который уже продается и обладает весьма похожими характеристиками.