Выбор брокера для TSLab — это основной вопрос для начинающих алготрейдеров, которые решили торговать через данный терминал. Мы с 2011 года пользуемся TSLab. За это время мы успели поработать со многими брокерами и попробовать разные варианты подключения. В этой статье хотим поделиться своим опытом, рассказать с какими проблемами столкнулись, и дать краткую характеристику основным вариантам подключения TSLab. Сразу оговорюсь, вся информация в данной статье – это исключительно выжимка из собственного практического опыта. Местами негативного (к сожалению, некоторые баги обошлись нам не в одну сотню тысяч рублей), местами позитивного. Поэтому статья может показаться субъективной, просьба строго не судить, пишем «как есть». Для начала пара слов о TSLab. Это платформа, которая позволяет достаточно просто создавать и запускать торговых роботов на биржевых торгах. Мы начали пользоваться в 2011 году, т.к. на тот момент других недорогих альтернатив с хорошим функционалом и простых в освоении для «непрограммистов» в России практически не было (абонентская плата в то время составляла около 500-600 рублей в месяц). Из плюсов (помимо функционала и простоты освоения) можно отметить качественную техподдержку (регулярно выходят новые версии, расширяются возможности, устраняются свежеобнаруженные баги). Минус один и большой – это постоянно растущая цена абонентской платы (в данный момент минимум от 2880 руб. в месяц).
Финам
С Финамом можно работать напрямую через сервера программы Transaq. Т.е. непосредственно в TSLab вводятся логин и пароль от терминала Transaq, и все работает без лишних «прослоек». В принципе работает все достаточно стабильно, но бывают «инциденты». Например, в момент сильных движений (на статистике либо на открытии) котировки могут просто зависнуть. Бывало «вставали» сервера и довольно часто. Это можно оценить по ветке «
Финам опять отвалился» на форуме разработчиков, которая в данный момент занимает 38 страниц. В разделах у других брокеров эти ветки куда скромнее. Все проблемы у Финама связаны с серверами, и брокер регулярно обещает их решить (но…). Надо отдать должное, в последнее время сбои случаются крайне редко. Последний крупный был около 2 месяцев назад. Цена подключения через Финам сейчас составляет 3000 рублей в месяц.
Алор
В Алоре TSLab также коннектится напрямую через сервера терминала Алор-трейд, т.е. «без прослоек» как и в случае Финама. Честно говоря, с Алором работаем с 2012 года и по сей день. За это время технические проблемы случались единичное количество раз, котировки не «застывают» даже во время сильных движений. Последнее что приходит на ум, в июне 2016 у Алора были проблемы с реконнектами к серверу по нескольку раз в день. Потом в течение недели проблему решили, и с тех пор все стабильно. Даже больше и сказать нечего. На наш взгляд, Алор – это однозначно самый надежный вариант подключения. Стоимость составляет 2880 руб. в месяц.
АйТи Инвест
Работали с 2011 по конец 2014 года. Подключение идет также «без прослоек» в виде дополнительных терминалов через смартком. Запомнилось наше сотрудничество постоянными техническими проблемами, порой очень серьезными. И если специалисты TSLab помогали идентифицировать причину проблемы (если «косяк» был на их стороне, сразу же исправляли), то программисты АйТи Инвеста найденную проблему не решали месяцами. Бывало одни и те же сбои случались подряд раз 5 в течение нескольких месяцев, на что техподдержка TSLab разводила руками (мол, в АйТи в курсе проблемы, обещали скоро решить). Апофеозом всего этого стал сбой на сервере АйТи вечером 30.10.2014 и на открытии торгов 31.10.2014. Наверняка многие помнят этот случай, т.к. сервер тогда не просто «упал», а началась «чехарда» с заявками: старые заявки не снимались, новые заявки вообще не появлялись, позиции не обновлялись. Т.е. вы пытаетесь закрыть какую-то позицию и отправляете заявку, а она вообще нигде не отображается и позиция по-прежнему висит открытая, пытаетесь снова – эффект тот же. А потом примерно через полчаса серверы «отвисли» и оказалось, что все ушедшие в никуда заявки исполнились. И вместо условного закрытого шорта на 10 контрактов, вы имеете открытый лонг на 50 контрактов и уже убежавшую далеко цену. Мы тогда влетели на стоп-заявках: робот передвигал стоп-заявку путем снятия старой и выставления новой, но благодаря зависшему серверу, старые заявки (как оказалось) не снимались и продолжали висеть. В итоге постфактум имели крупный сайз внеплановых позиций (вся куча не снятых стоп-заявок исполнилась), пришлось крыть с убытком. Потом писали претензию брокеру, на что был получен официальный ответ (ниже тот самый документ, чтобы это все не выглядело как черный пиар): мол, никакого сбоя у нас не было, а эти заявки вы сами накидали, сами и виноваты. Такая вот наглая ложь, даже извинений не последовало. После этого случая сотрудничество с АйТи Инвест прекратили полностью, также в своей торговле перестали пользоваться висящими на сервере брокера стоп-заявками (теперь только сделки «по рынку» при пересечении сигнальной цены). Как там дела сейчас у нас информации нет. Стоимость коннектора к АйТи Инвест составляет 4200 руб. в месяц.
Связка с квиком (любой брокер)
Был опыт работы с Открытием в течение 2013 года. Соединение идет через квик, т.е. для корректной работы нужно иметь открытый квик и TSLab. Скорее всего для всех брокеров, где соединение идет через квик, ситуация будет аналогичная. Надежность у связки довольно низкая, постоянно были какие-то проблемы: то квик не подключился с утра, то данные по позициям в TSLab не пришли, то еще что-то. Впечатление осталось в целом негативное именно из-за регулярных мелких проблем. Стоимость коннектора к любому квику 4000 руб. в месяц, стоимость коннектора к квику у «брокеров-партнеров» (Открытие, БКС, Церих, Солид, Риком Траст) 2880 руб. в месяц.
Plaza II
С плазой мы работали долго, начиная с 2012 года. Все очень быстро и очень надежно. В самом начале установка и настройка немного сложная, но потом все идет как по маслу. Было несколько зависаний, связанные с недостатком мощности на рабочей машине (TSLab в этом плане требовательная программа). В остальном никаких проблем. Правда есть нюансы, при таком типе подключения нет сервера истории (программа сама копит тики и строит из них график за предыдущие дни). Соответственно, если по какой-то причине (отлетел интернет, электричество и т.п.) торговый день был пропущен, на графике будет «дыра». Еще один минус в стоимости, это самый дорогой вариант подключения. Цена коннектора к Plaza II составляет 4000 руб. в месяц. И это не конечная цена, еще каждый месяц нужно будет платить за логин порядка 4000 руб. в месяц и единовременный платеж за подключение 4000 руб. В итоге стоимость составит 8000 руб. в месяц. Годовое обслуживание на счете в 1 млн. обойдется в 10% годовых. Не каждый начинающий алготрейдер сможет потянуть.
Exante
Коннектор TSLab и Exante мы тестировали несколько месяцев июнь-август 2015 года. Вплоть до той самой истории с SEC и проблемами с выводом денег (свои деньги мы в конце концов вернули). Возможно, мы были «первопроходцами», т.к. на тот момент в открытом доступе даже не было предложения использовать TSLab через Exante. Нет ничего удивительного в том, что там была куча багов. Пробовали торговать мы на российских инструментах. Проблема была одна – котировки просто вставали и не обновлялись. Сразу они эту проблему не устранили, далее случились известные события и наш тест закончился. В целом об Exante сложилось негативное впечатление. Во-первых, надоедливые менеджеры, которые, бывало, названивали по 5 раз на дню с целью убедить поскорее закинуть деньги. Далее в то время они начисляли «бонус» в виде около 10% годовых в рублях (в валюте бонус также был, но ниже) на сумму депозита с ежедневной капитализацией. Откуда берется такая доходность – конкретного ответа не получили. Еще один «звоночек»: на одной партнерской сети для рекламщиков висело (может и до сих пор висит) предложение, за каждый приведенный клиентский депозит (минимум 10 000 евро) они сразу «откатывали» рекламщикам 1 000 евро. Разве обычный живущий на комиссию брокер может себе такое позволить? Далее мы решили провести собственный «тест на кухню». На вечерней сессии на неликвидных фьючерсах (типо Магнита) выставили со счета обычного брокера бид в стакан. Он был лучшим и находился достаточно низко (примерно -1% от цены последней сделки). Потом с Exante кинули продажу «по рынку». В терминале Exante все исполнилось по цене нашего бида, появилась шортовая позиция. Но в квике у обычного брокера бид как висел, так и остался висеть. Более того, на графике в этот момент вообще сделок зафиксировано не было. Естественно мы адресовали вопрос в Exante. Ответ был примерно такого содержания: у нас есть собственная система исполнения сделок, которая позволяет клиентам получать еще более лучшие цены. Заверили, что сделки они точно выводят на биржу, но иногда «встречные» заявки клиентов исполняют внутри. В целом очень много каких-то непрозрачных моментов. Но как говорится, думайте сами – решайте сами. Как дела сейчас обстоят в плане работы через TSLab – у нас информации нет. Стоимость на данный момент 4000 руб. в месяц.
В заключении
Исходя из нашего опыта, лучший брокер для TSLab – это с большим отрывом АЛОР. Далее идет Финам. Другие указанные выше варианты мы бы вообще не стали рассматривать для долгосрочной работы, т.к. в итоге это может выйти себе дороже. Отдельно хочется сказать о подключении через Plaza II (тут уже речь не о брокерах, т.к. такой вариант можно оформить у любого брокера). Это однозначно самый надежный и самый дорогой вариант, т.к. коннект идет сразу к бирже, а не к серверу брокера (который может повиснуть, заглючить, отвалиться и т.п.). Если вы располагаете хорошими финансовыми ресурсами (на наш взгляд оптимально иметь счет хотя бы 3 млн. рублей) выбирайте Плазу. Во всех остальных случаях АЛОР. Раньше особенно в регионах была проблема – нет офиса брокера и нет возможности открыть счет. Сейчас в АЛОРе наконец-то сделали возможность открытия счета
онлайн, документы можно отправлять по почте. Надеемся, статья была полезной. Помните, все вышесказанное – это лишь собственный опыт работы через TSLab за последние 6 лет, на абсолютную истину не претендуем.
P.s tslab глючная платформа, по надежности с мт4/5 и близко не стоит. Как бы я не относился к метаквотс за их игнорирование вопросов про кухонные плугины))))
Вот так было в открытии в конце 2016 года:
TS Lab_шлюз 4000
Логин PLAZA II 4720
Брокер за логин 1180
vpn 5310
ИТОГО в мес.: 15210
И это еще сервер не посчитан...
Только СЛЕПОЙ не видит их кухонность.
Тимофею еще аукнется его заангожированность с кухней.
2 нужон брокер под квик… я б взял тот где комисс ниже...
3 в айти нет тех проблем… все ок… торгую лично… в прошлом году по лету пофиксили баги
4 тслаб1.2 счас очень стабилен и хорош… а вот 2.0 унылое багнутое говно...
5 есть форум тслаб… реальное положение дел имхо надо узнавать там… и тслаб 2013-14 года существенно отличается от 2017...
Большинство трейдеров ведь даже не понимали, какое качество обслуживания им дают.
мне они тоже не смогли сказать откуда берется бонусный % на депозит. после чего их хлопнули
после чего они отмазались и вероятно, сделали выводы
Бкс же начисляет пару копеек за пользование деньгам или бумагами в овернайт
В Екатеринбурге приходите открывать счет в Финаме и знакомиться. Новичков в TSLab могу проконсультировать и ответить на любые вопросы в разумных пределах времени в офисе, а также по Skype (на своих клиентов времени не жалко, комиссию надо отрабатывать :) )
Раз уж пошла такая пьянка, тоже вставлю промо ссылку на дистанционное открытие счета в Финаме :)
1. Сервера АйтиИнвест работают так, как работают. По мере исправления ошибок в серверах, улучшается и стабильность связки ТСЛаб + Айти. Я лично примерно полгода котировал опционы в этой связке на боевом счете. Полет нормальный.
2. Недавно (с 1 января 2017) в поставке ТСЛаб 2.0 появился новый коннектор QuikLua. По сравнению со старым коннектором (Quik DDE) упростилось конфигурирование и надежность связки. Теперь с Квиком можно работать из 64-битного процесса (то есть снято ограничение на объём памяти программы).
Также удалось снять зависимость от поставщика данных (МФД). В итоге теперь ТСЛаб можно подключить к любому Квик с поддержкой QuikLUA (проверено на версиях 7.1-7.5, но должно работать также на 6-х версиях Квика).
Приведу цитату с их сайта:
Жирным выделил я.
Это вообще как? Теперь лучше предложение подбирается БРОКЕР? Не биржа?
Ну ну.
Особенно учитывая, что это кухня.
Спасибо, за то, что протестировали наш сервис. Нам важен фидбек профессиональных трейдеров, и мы внимательно изучаем все отзывы.
Жаль, что у вас сложилось такое впечатление. Нам оно кажется неполным, и от этого неверным. Сбои и шероховатости бывают в любом процессе и у любого брокера, тем более, с новыми сервисами. Баги и неполадки, которые возникали в самом начале отладки работы нового коннектора, мы вместе с TSLab уже давно устранили. Сейчас все работает намного лучше.
Мы всегда тщательно разбираемся в каждом отдельном случае, чтобы оперативно решить проблему и сделать наш продукт качественнее и удобнее для клиента.
Главное, что все нужное для полноценного трейдинга, мы предоставляем и постоянно расширяем возможности. В отличие от других брокеров этого обзора, у наших клиентов под рукой порядка 50 тысяч инструментов на главных мировых рынках от Америки до Азии, доступ к ETF, хедж-фондам, в том числе Bitcoin fund, возможность кросс-маржирования, и все это с единого мультивалютного счета.
Так что приходите проверить, как наш сервис изменился в лучшую сторону. Кстати, расскажите, чем именно вы у нас торговали и что сейчас вам больше всего интересно?
Например в квике есть такая информация по каждой сделке и все эти сделки можно найти в реестре всех сделок Московской биржи. У вас так же или нет?
Если так, то еще раз бу-га-га.
Также можете почитать на Смартлабе интервью с нашим техническим директором, он подробно рассказывает о инфраструктуре EXANTE.
Я, например, не рискну открывать реальный счет пока этой информации не будет в терминале.