Private-Banking (PB) является отдельным направлением банковского бизнеса. Помимо индивидуальной системы обслуживания, в PB входят услуги финансового и нефинансового характера для VIP-клиентов банка.
За рубежом система прайвет-банкинга успешно работает уже на протяжении нескольких десятилетий. В России данный сегмент рынка начал развиваться сравнительно недавно, поэтому о единых стандартах в этой сфере говорить пока сложно.
К примеру, сумма минимального взноса, необходимого для получения VIP-статуса, для разных кредитных организаций может существенно отличаться. Чтобы стать элитным клиентом «Альфа-Банка», нужно внести на счет сумму, эквивалентную 50000 дол. Клиент «Восточного Экспресс-Банка» получает престижную приставку «VIP» в том случае, если сумма его вклада превышает миллион рублей. «Московский Кредитный Банк» установил еще более высокую планку: особые привилегии полагаются тем клиентам, которые положили на счет не менее 5 млн. руб. В других организациях, имеющих свои критерии, этот порог может и превышать эту сумму.
Помимо банковского обслуживания, в PB входит консультационный и инвестиционный сервис.
Под услугами инвестиционного характера подразумевается инвестирование денег клиента в различные фонды. Кроме того, средства могут быть переданы в
доверительное управление или вложены в накопительное страхование жизни. Существуют также альтернативные варианты инвестиций (можно вложить деньги в драгоценности, винную коллекцию и т.п.).
Банковский сервис в private-banking включает в себя стандартный набор продуктов, предлагаемых кредитными организациями, однако в данном случае клиенту предлагаются индивидуальные условия.
Что касается консультационных услуг, то здесь клиент может рассчитывать на помощь в решении различных юридических и инвестиционных вопросов, в том числе и по международным рынкам. Сотрудники банка помогут выбрать страховой продукт, расскажут, как можно оптимизировать налогообложение, открыть счет в банке за рубежом и т.д.
Помимо этого, у клиентов с элитным статусом появляются разнообразные дополнительные возможности – от помощи при бронировании билета на самолет или номера в гостинице до всевозможных клубных привилегий.
VIP-клиенты обслуживаются в отдельных помещениях банков, которые отличаются повышенным уровнем комфорта. Каждым статусным клиентом занимается персональный менеджер. В его обязанности входит решение всех финансовых вопросов в круглосуточном режиме, а при необходимости – и выезд к клиенту.
Одна из характерных особенностей private-banking – высокая степень конфиденциальности информации. Все условия по тарифам и процентным ставкам определяются в индивидуальном порядке и оглашаются только при личной встрече с клиентом. Не секрет, что количество предлагаемых элитных услуг прямо пропорционально статусу клиента и размерам его капитала.