РЖД могут предложить рынку очень привлекательные по соотношению цена/доходность долговые бумаги
ОАО «
Российские железные дороги» оценивает объем инвестиций, необходимых для развития железнодорожных магистралей в РФ до 2020 года, в 4,138 трлн руб.,
сообщила пресс-служба РЖД. Из этой суммы 1,389 трлн руб. необходимы непосредственно на развитие пропускных способностей магистралей.
Если не вдаваться в подробности, то это можно прокомментировать так: аппетиты растут. Это, конечно, еще не 13 трлн, которые заложены в стратегии развития ж/д транспорта до 2030 года, но уже и не 2 трлн, о которых говорили РЖД всего несколько лет назад. Но если подойти к вопросу более серьезно, то все выглядит достаточно логично. РЖД в первом приближении утвердили генеральную схему развития ж/д транспорта до 2020 года. Причем она выгодно отличается от всех предыдущих тем, что формируется не по принципу «хотелок», как, например, транспортная стратегия до 2030 года или стратегия развития ж/д транспорта на тот же период, а подкреплена финансированием.
Напомню коллизию. В результате исполнения поручения правительства о развитии территориальных промышленных проектов, данного в конце января на совещании в Кемерово, РЖД и ВЭБ совместно должны были определить потребности в инвестициях и согласовать схему финансирования. Все проекты по модернизации и развитию инфраструктуры будут разделены на «окупаемые» (имеющие положительный коммерческий эффект и период окупаемости не более 10 лет), которые самостоятельно профинансирует ОАО РЖД и «неокупаемые» (имеющие отрицательный коммерческий, но положительный бюджетный эффект), которые будет финансировать ВЭБ.
Сейчас уже можно уверенно говорить о том, что в этом отношении лед тронулся. Вопрос о модернизации инфраструктуры неоправданно долго откладывался, но уж лучше поздно, чем никогда.
Однако данные события важны не только для экономики вообще, но и для фондового рынка, потому что в результате мы получим инвестиционных инструментов как минимум на 3,5-4 трлн рублей. Причем если ВЭБ не обязательно будет привлекать деньги на открытом рынке, то у РЖД по большому счету иного варианта нет.
А с учетом того, что в ходе размещений 2011 года была взята серьезная
планка по доходности, за которую даже журнал Euromoney
выписал компании «наградную медаль» под названием «Сделка года», мы вполне можем получить очень привлекательные по соотношению цена/доходность долговые бумаги.
Конечно, если РЖД не передумают баловать инвесторов высокими купонами. Но пока это доподлинно неизвестно. Как говорится, будем посмотреть. Напоследок напомню, что в 2012 году
запланировано привлечь новых займов до 90 млрд рублей, 70 млрд из которых — на российском рынке.