Блог им. iv_g

BP Statistical Review of World Energy: Тренды цена-добыча кобальта и лития

    • 26 июня 2018, 15:39
    • |
    • iv_g
  • Еще
По данным BP Statistical Review of World Energy June 2018

В 2018 году почти в конце xlsx-файла с данными www.bp.com/content/dam/bp/en/corporate/excel/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2018-all-data.xlsx появились новые вкладки:
Key materials — Cobalt Production — Reserves (from 1995)
Key materials — Lithium Production — Reserves (from 1995)
Key materials — Graphite Production — Reserves (from 1995)
Key materials — Rare Earth Production — Reserves (from 1995)
Key materials — Cobalt and Lithium Prices

Так сказать информация о возможностях для нетрадиционной энергетики.
Информация USGS и других геологических служб.

Данные по ценам кобальта и лития с 2000 г., по добыче этих металлов с 1995 г. Вполне достаточный набор данных, чтобы построить тренды. Есть только одна особенность: появление в первой половине 2000-х нового крупного потребителя, что затрудняет прогноз по кобальту, но почти никак не повлияло на литий.
Кобальт BP Statistical Review of World Energy: Тренды цена-добыча кобальта и лития

Кобальт: самая трудная для интерпретации диаграмма: много выскоков.
Три варианта тренда цена-добыча:
Черная линия — по всем данным
Две линии с устранением «выбросов»
Красная линия — устранение выброса по цене 2007 и 2008 годов
Желто-зеленая — только по набору данных 2010-2017 годов.

Поле точек на мой взгляд распадается на две области 2000-2006 и 2010-2017 года.
Первая область — это «обычная» ситуация до бума ВИЭ.
Вторая область — это «новая реальность»
Точки 2000-2008 годов можно также интерпретировать как попытка удовлетворить резко возросший спрос (в 2 раза) при старом уровне инвестиций, попытка ожидаемо сорвалась к 2009 году.


Литий BP Statistical Review of World Energy: Тренды цена-добыча кобальта и лития

С литием все очень просто: всего два явных выброса: 2000 и 2009 годы
Коэффициент детерминации тренда очень большой, можно грубо считать, что нашли функцию «цена-добыча».
Если по литию сравнить 2000 год с 2017 годом, то цена выросла в 2.7 раза, а добыча в 3.1 раза.
Грубо говоря рост добычи в N раз требует роста цены в 0.86N. Это более благоприятная оценка, чем тренд по 2001-2017 годам.

При прогнозе добычи по диаграммам не забываем о «Парадоксе Гибсона» (корреляция процентных ставок и цен)
smart-lab.ru/blog/431106.php


Что пишут про литий:
10-03-2018 Его добыча в прошлом году составила порядка 35 000-38 000 тонн. 40% добываемого металла идет на производство аккумуляторов, 26% используется при изготовлении керамики и стекла, 13% приходится на выпуск смазочных материалов, 7% применяется в металлургии, 4% — в выпуске систем кондиционирования, по 3% используются в медицине и при производстве полимеров.

На сегодняшний день подтверждено 14 млн тонн запасов лития. Его добыча в прошлом году составила порядка 35 000-38 000 тонн. 40% добываемого металла идет на производство аккумуляторов, 26% используется при изготовлении керамики и стекла, 13% приходится на выпуск смазочных материалов, 7% применяется в металлургии, 4% — в выпуске систем кондиционирования, по 3% используются в медицине и при производстве полимеров. Соответственно, драйверами роста это сырье обеспечивает производство аккумуляторов, керамики и стекла. Объемы выпуска керамики и стекла, по некоторым оценкам, будут увеличиваться не больше чем на 6-8% в год, поэтому основным для анализа перспектив лития остается рынок аккумуляторов для мелких, крупных мобильных и стационарных платформ. К мелким мобильным платформам относится бытовая электротехника, мобильные телефоны, ноутбуки и другие подобные устройства. В стандартной ячейке аккумулятора мощностью 9 Вт содержатся 0,75 грамма лития. Например, в батарейке iPhone 7 содержится 1 грамм этого металла. Из этого становится ясно, почему ранее проблем с энергоресурсом не было: за 2017 год Apple потребила 0,58% мировых объемов добычи. На производство смартфонов по всему миру ушло лишь 2% совокупно добытого лития, а продано было 1,5 млрд таких устройств. Таким образом, этот сегмент не оказывает сколь-нибудь заметного влияния на рынок лития.

Ключевым драйвером для роста потребления лития станет переход к возобновляемым источникам энергии и электротранспорту. Крупные мобильные платформы — это электромобили, в том числе автобусы и грузовики на электрической тяге. Именно их производство будет формировать основной спрос на литий: для автомобильной батареи необходимо в 50 000 раз больше лития, чем для телефона. Для одной Tesla Model S в базовой комплектации нужно 52,5 кг этого металла. У Tesla есть определенные проблемы с производством Model 3, которые замедляют выход на рынок новых моделей. К июлю текущего года ситуация должна нормализоваться, и Tesla сможет производить по 10 000 машин в месяц. Для выпуска электрогрузовика Semi Truck, которому после 2020 года предстоит совершить революцию в логистической отрасли, стоимость которой оценивается в $1 трлн, будет использоваться в среднем порядка 100 кг лития. К 2023 году массовое производство электромобилей начнут Mercedes, BMW, Toyota, Ford, Audi, Porsche, Volvo, Huyndai, Honda и другие. При росте продаж на 20% эти компании произведут почти 15 млн электрокаров. На это к 2025 году потребуется 98 000 тонн лития ежегодно, что в 2,8 раза превосходит нынешний уровень совокупной добычи. При этом автомобильный рынок будет лишь вторым по объемам потребления этого металла.

Главным потребителем лития будут стационарные платформы, то есть батареи высокой емкости и мощности, низкой плотности и стоимости для хранения возобновляемой энергии. Литий применяют в мобильных платформах из-за его способности повышать плотность, с помощью которой достигается большая энергоемкость, но при этом цена такого аккумулятора повышается. В одном крупном аккумуляторе в среднем содержится до тонны лития, а энергохранилище может состоять из десятков тысяч таких аккумуляторов. Другие решения, не использующие литий, находятся в стадии разработки, поэтому ожидать прорывов в этой сфере ближайшие 10 лет не приходится. Между тем литий-ионные батареи с каждым годом падают в цене, что повышает спрос на данный продукт. Сейчас стоимость одной батареи мощностью в киловатт — $195, а к 2025 году она упадет до $90. Финальная стоимость литий-ионного хранилища Tesla на юге Австралии, которое может обслуживать 2 млн человек, составляет примерно $50 млн. Для постройки этого хранилища энергии, которой хватит на покрытие нужд 200 млн человек, к 2025 году будет потрачено около $2,1 млрд. Это не очень большие затраты для энергетической индустрии. Для реализации этого проекта необходимо добыть 500 000 тонн лития. При текущих объемах добычи это попросту невозможно. Ведущие аналитики называют электромобили ключевым драйвером спроса на литий, однако стационарные системы во многом будут преобладать на этом рынке, особенно к 2020 году, когда цена на литий опустятся ниже $150. В результате до 2025 года ежегодный прирост потребления лития для производства стационарных платформ составит порядка 40%. К этому времени индустрия будет потреблять не меньше 202 000 тонн этого металла.

Месторождения лития находятся в солончаках. Из них откачивается рассол, который выдерживается на солнце, а затем проходит химическую обработку. Длятся такие проекты в среднем по пять лет. До двух лет уходит на изучение предполагаемого месторождения и создание экономических условий для реализации добычного проекта. Около полутора лет ведутся геологоразведочные работы. Упомянутый способ добычи является самым дешевым, так как требует только больших объемов воды. Однако из-за особенностей почв, из которых добывается литий, обеспечить доступ к воде в необходимом количестве обычно затруднительно.

Средняя стоимость разработки месторождения указанным способом — $14 млн, но если добыча происходит горнорудным путем, то стоимость может доходить до $85 млн.
По нашим оценкам, в 2025 году мировая добыча лития должна вырасти до 320 000 тонн.
Однако достичь таких объемов производства к этому времени будет сложно, поскольку литий с месторождений, которые разрабатываются сейчас, начнет поставляться только через четыре года. Между тем корпорации Tesla необходимы бесперебойные поставки лития. С учетом того, что объем предзаказов на Model равняется 530 000, у Tesla неизбежно возникнут трудности с сырьем, хотя Илон Маск и договаривается с будущими поставщиками лития об эксклюзивных поставках.
www.forbes.ru/finansy-i-investicii/358303-novaya-neft-kak-zarabotat-na-investiciyah-v-litiy

Итак, добыча
2017 год — 44 тыс тонн
2015 год — 320 тыс. тонн
Цена в 2025 году = 108 000 $/тонну, т.е. в 8.9 раз больше, чем цена в 2017 году
★8
13 комментариев
Если верить этим цифрам, что всей мировой добычи лития недостаточно, чтобы за год выпустить миллион легковушек а-ля тесла. А если предположить, что добыча и цена вырастут в 10 раз, то электромобили станут золотыми, а мировые запасы лития исчерпают на глазах нынешнего поколения.
avatar
SergeyJu, при наличных технологиях электротранспорт — это очень нишевый продукт — богатые+страны где спонсируют покупки электромобилей. Без технологических революций для продвижения в массы не обойтись. Если, конечно, они будут
avatar
iv_g, нишевой, конечно. Электропогрузчики еще в 70-е по советским овоще- и прочим базам бегали. И до сих пор производятся в разных странах без всяких дотаций. А люто дотационные теслы — это просто успокоение больной совести золотого миллиарда. Там же парадокс — борцы за экологию жгут угля, бензина, дизтоплива и авиакеросина на душу населения в разы больше, чем остальной мир. Зато они мусор сортируют и дотируют теслу. Счастье-то какое быть и самым прожорливым и самым экологичным одновременно!
avatar
Чувак, ты крутой!
avatar
где купить литий?
avatar

sanches, 
minerals.usgs.gov/minerals/pubs/commodity/lithium/
minerals.usgs.gov/minerals/pubs/commodity/lithium/mcs-2018-lithi.pdf
Аргентина, Китай, Австралия, Чили, Зимбабве +2 страны по чуть-чуть . По запасам лидируют первые четыре.
Весьма дефицитный металл. Об этом свидетельствует его диаграмма цена -добыча — почти прямая без выскоков в отличие от кобальта. Больше цена — больше добыча.
Ситуация почти как с нефтью в начале 2000-х — длительный период низких цен губит разведку

avatar
Замечательно. Но как нам на этом заработать? Или тут вся соль в том что нам на этом не заработать?
avatar
Laukar, Не выкидывать старые литиевые аккумуляторы от ноутбуков и сотовых. Потом сдадим по цене айфона :)
avatar
Laukar, 
самая простая идея —
если считаем, что без лития не обойтись и новых технореволюций в хранении электроэнергии не будет, то ставить на малые геологические компании-юриоры по разведке лития  и других металлов для аккумуляторов
avatar
iv_g, прорывы бывают не всегда там, где ждут. А ну, как научастся делать почти дармовой биоэтанол. Или найдут безопасный способ хранения и использования сжиженного газа в авто. Или что еще, что в голову пока не приходит.
avatar
SergeyJu, 
Электромобили идут сейчас в паре с ВИЭ-солнце и ветер.
Но может быть выгоднее излишки энергии направить на синтез этанола или метана, т.е. оставить транспорт на жидком топливе или переводить на газ.
avatar
iv_g, Если бы ветряки было выгодно ставить, каждый частный дом бы уже им обзавелся. Но при текущей РОЗНИЧНОЙ цене на электричество они не выгодны. При этом розничная цена на газ (по тарифам МО)  в 9 раз ниже розничной цены на электричество. Поэтому все стараются топить газом. А ветряки сегодня дань моде, не более того. 
avatar

теги блога iv_g

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн