Блог им. sortarray

Природа собственности

Несмотря на то, что на бытовом уровне это воспринимается как нечто само-собой разумеющееся, природа собственности туманна.
Взгляды на этот феномен были очень разные, вплоть до известного тезиса «собственность — это кража»(Прудон).

Во-первых, надо четко разделять «естественную» собственность, и собственность обусловленную государством.
Естественная собственность, такая, например, как завладение земельным участком для прокорма и жизни первобытной семьи, защищается и гарантируется только силой удержания самой же семьи. То есть, тут нет никакой третьей стороны, обеспечивающей ее. Это не собственность в современном смысле.

Собственность в современном смысле есть договор между государством и сторонним лицом, физическим или юридическим, на эксплуатацию или распоряжение каким-либо ресурсом, принадлежащим по-дефолту государству.

Нет никаких иных концептуальных оснований для собственности!

В сущности, это похоже на аренду.
Некоторые думают, что государство должно им гарантировать собственность(в том числе и защищать) безвозмездно. Но почему оно это должно делать?

Договор обычно предусматривает двусторонние, взаимовыгодные обязательства. И вот тут коренное противоречие: в общем случае, эксплуатация ресурса, называемая «институтом собственности» не обусловлена никакими обязательствами со стороны собственника, а к тому же, собственность свободно отчуждаема.

Единственное обязательство собственника перед государством заключается в том, что(не считая налога на имущество и прочих атавизмов) если он имеет прибыль с собственности, он должен уплачивать налог.
Но это означает, что с него никто не спрашивает за эффективность держания!
Если допустим, один держатель приносит с держания собственности в казну 20% от ее рыночной стоимости, а другой только 1%, не стоило ли бы государству спросить с него за эффективность такого держания? Ведь альтернативный держатель мог бы приносить больше. Какой, в таком случае. у государства смысл сохранять права такого собственника, который невыгоден государству? И с другой стороны, какие реальные основания такого неэффективного собственника предъявлять претензии на дальнейшее держание, кроме его личных желаний?
★4
112 комментариев
Кто больше платит, тот и собственник (покупка), остальное хрень!
Koltygin, Нельзя ничего «копить» если некому это охранять и защищать.
Koltygin, 
«Государство требуется частному капиталу как политическая крыша осуществляющая обеспечения прав, сохраности, безопастноти частной собственности и капитала от неимущих слоев населения и внешнего воздествия конкуретного капитала».

В норме, государство требуется не для этого, а как раз для того, чтобы спрашивать с капиталиста за эффективность его работы и соответствие его деятельности общенародным интересам.
Вы, видимо, ретранслируете ложные марксистские догмы
Koltygin, То что капитал Рокфеллеров мог быть накоплен — есть симптом разложения государства
Koltygin, так оно и было до определенного времени
ТС потерял всю свою собственность, играя на бирже?
Koltygin, Я говорю о разложении государства на более ранних стадиях. Либеральный капитализм является уже продуктом разложения, там государство само находится в подчиненном положении
Koltygin, при царизме уже никакого гос-дворянства не было. Еще при Екатерине дворянство превратилось в паразитический класс, и утратило свои государственные функции.
Сталин наоборот усиливал новые большевицкие элиты, и прислуживал транснациональному капиталу
Koltygin, Исторически либерализм был оппозицией государственности
Koltygin, А кто сказал, что Сталин и его номенклатура не хотели сохранить свои капиталы и преференции? У него мама жила в царском дворце, его именем назывался город еще при жизни
Энгельса почитать религия не дозволяет?
avatar
bocha, конкретизируйте свой вопрос
Koltygin, то есть, при сталине у раба при оргнаборах спрашивали куда его отправлять и какую зарплату ему платить?
Koltygin, когда это ничтожество умирало, на него уже плевались. Он стал терять власть уже во время войны.
Унаследовать свой капитал оно не смогло, да
Koltygin, Нет, то что принято называть капитализмом, началось с буржуазных революций.
Социализм, вопреки распространенным в СССР штампам, тоже был задолго до большевиков, причем был построен, и в целом работал, например Прусский социализм.
То что было в СССР до Хрущева представляло из себя не социализм, а его марксистское извращение
sortarray sortarray, в 1890 году свет увидела книга основоположника социальной психологии Г. Лебона. В ней подробным образом рассказано, почему социализм не сможет просуществовать более века. Автор был популярен в то время и близко знаком с европейской Политической элитой. 
avatar
Павел, Ну, и каков его основной тезис?

К слову, то что я бы назвал условно «первозданным феодализмом», когда землевладелец нес обязательства по своему владению и разделял это владение с вышестоящим феодалом — это уже был социализм. Вся собственность принадлежала в конечном счете суверену, он лишь раздавал титулы на владение. А суверен олицетворял собой весь народ

И эта система, в целом, сохраняя основные свойства, существовала длительное время, более века, во всяком случае
sortarray sortarray, он приводит примеры зарождения социализма еще с древней Греции, и ни одна попытка не была успешной на длинном промежутке времени. Перессказать я не смогу, но прочитав ее, я несколько изменил взгляды на окончание эпохи Романовых и собственно революцию.
avatar
Павел, Я не вижу причин утверждать, что «ни одна попытка не была успешной». Я уже привел пример, когда система была достаточно устойчивой в веках. Таких примеров немало
Павел, Или, чтобы далеко не ходить, можно взять земледельческую общину. Это не социализм по-вашему?
sortarray sortarray, мы мыжем соглашаться иои нет, может общины называть социализмом, это не изменит общего хода истории). Тот социализм, о котором шла речь в 1890 году, с экономическими и социальными составляющими не имел шансов на долгосрочное процветание. Рассказано почему и что по шагам должно происходить. За 27 лет до революции. Уровень образования автора не вызывает сомнений в его компетенции. Все произошло именно так. И очень жаль что с нами)
avatar
Павел, 
Тот социализм, о котором шла речь в 1890 году,

А о каком социализме шла речь в 1890-м году?
Разве в 1890-м году по этому вопросу было полное единодушие?

К примеру, в России были ЭСЭРы, народники, анархисты, социал-демократы, марксисты и многие другие левые партии, и у каждой из них был свой взгляд на социализм
sortarray sortarray, речь идет о социалистическихидеях в Европе, их экономическом и социальном обосновании. В то время социалистическая идея была очень популярна и набирала свою силу в Германии и Франции. Дело в том, что, при всем многообразии партий с вроде бы различными взглядами, ни у одной из них не было рабочей экономически обоснованной идеи. Отсюда Маркс, Энгельс, тома рассуждений, но, в итоге, горячая лысая голова, получив денег, решила провести эксперимент в России. Столь резкий поворот страны на иной путь, вызвал то, что мы все учили в школе. И поиск одного виновного в развале СССР, разрушнии социалистической идеи и тп, не имеет смысла. Жуть берет от того, что все происходившее с нами за 70 лет, описано и разложено по полкам за 25 лет до начала процесса. Исходя из того, что европейские элиты точно были знакомы с этими трудами, можно утверждать, что им просто оставалось сидеть не берегу и наблюдать, несколько регулируя скорость процесса. И, в принципе, можно понять стремление запада бороться с советами, что бы в корне больная идея не овладела умами их граждан. Как это не печально, обидно и не приятно слышать бывшему пионеру, комсомольцу и активисту.
avatar
Павел, я почитал немного тезисов из этой книги, и мне не понравилось. Это похоже на пропагандистскую жвачку.
Например, он много пишет о каких то особых предпринимательских свойствах «англосаксонской расы», но такой «расы» вообще не существует, так называемые «англосаксы» составляют в большинстве кельтов, которых завоевали англы и саксы, а затем это месиво было завоевано норманами.
Англия была первой страной где была ликвидирована мелкая буржуазия, где произошел тотальный массовый отъем собственности, если они такие из себя «самостоятельные», то почему жде они первыми из всех прогнулись под крупный капитал.
Мелковато как то.
sortarray sortarray, он немного перегружает с любовью к англосаксам, но, в то же время, объясняет почему- иное управление, иное образование. Трудно не согласиться с простым примером развития северной и южной америк. Завоеваны в одно время, идентичные ресурсы и конституция Южной Америки списана во многом с Северной. Это на 1890 год. Он отмечает значительную разницу в развитии. Что- то изменилось в лучшую сторону на сегодня? Нет. Речь идет о характере расы. Он рассматривает очень глубокие составляющие. На мой взгляд, если его читать, то лучше начать с серии «психология масс», перейдя к « психологии социализма». Можно опустить поклонение англосаксам и понять суть. Кстати, сам он француз, то есть латинская группа. Самокритика такая)
avatar
Павел, это совершенно искуственные термины, какая к черту «латинская группа»:) Французы тоже считаются потомками кельтов, разбавленные германцами. Французская раса схожа с англосаксонской в этом смысле — большинство — кельты.
Что такое «латинская группа» хрен знает вообще что это такое:)

Пример развития северной америки в отличии от южной объясняется очень просто: в США хлынул значительный поток еврейства с континента, который во многом контролировал как английские так и американские власти, поэтому они быстро нашли общий язык с директорией. А после войны центр был перенесен в США, потому что это выгодней геополитически.
Павел, да и потом, никакого особенного вклада рядовых американских граждан в процветание США нет. Это банальные плоды колониализма, особенно в послевоенные годы, когда США наживались на навязывании своей денежной системы, ограбили Европу, затем взялись за Россию и Азию, вот и весь секрет
Koltygin, Видимо именно поэтому он отвернулся от СССР именно тогда, когда сталинская клика сдала позиции
sortarray sortarray, кстати, возможно вы слышали про « окно обертона». Считается, что это описано было в 60х годах. Однако то де самое я прочитал у Лебона почти на 100 лет раньше описавшего это чуть иными словами.
avatar
Koltygin, никакого «льва» никогда не было. Проститутка умело удовлетворяющая нужное окружение, держащая нос по-ветру, не есть «лев». Наоборот, тот кто даже не добился вершин власти, но пошел не по пути наименьшего сопротивления, не испугался трудностей, достоин гораздо большего уважения
sortarray sortarray, // никакого «льва» никогда не было. Проститутка умело удовлетворяющая нужное окружение, держащая нос по-ветру, не есть «лев». Наоборот, тот кто даже не добился вершин власти, но пошел не по пути наименьшего сопротивления, не испугался трудностей, достоин гораздо большего уважения //

Это Вы про вассалов США? ))
Михаил Угадайка, да, тех самых «львов» и их прихвостней
Koltygin, тот «капитализм» был сметен, нет смысла его рассматривать.
К тому же это очень вольная трактовка. Капитализм характеризуется сочетанием капиталистического способа производства, глубоким разделением труда, его механизацией и массовым фабричным производством.
Всего этого в Риме не было в полной мере. Там была лишь сильная развитость торговли и относительно высокая степень разделения труда, хотя господствующим производством оставалось аграрное, а господствующим способом производства — рабовладение
Koltygin, можно, называйте партией, смысл от этого не изменится
Koltygin, либерализм тут не при чем. Хрущев взял курс на самостоятельность и народное развитие, в интересах самого народа
Какая каша, что в посте, что в комментах.
Для начала изучите классику по марксу-энгельсу (без ленина, сталина — они извратили учение), что такое частная собственность, её разновидности (на средства пр-ва и личная), определение капитализма итд итп. Потом уж после понимания этих конструкций ими оперировать
avatar
Ovtsebyk, во-первых, почему я должен что-то «изучать»? Это что, догматы, перед которыми все должны почтенно преклоняться?

Во-вторых, я кое-что читал из Энгельса и Маркса, и, если я их правильно понял, они оба либо не понимали природу частной собственности, либо ломали дурочку «в интересах революции». В этом порыве идиотизма они даже  доходили до того, что смешивали феодальную и капиталистическую собственность
sortarray sortarray, Перед тем как оперировать понятиями, которые ввели маркс-энгельс (вообще энгельс, главным образом, экономическую теорию обосновал) например капитализм, собственность — поймите их ёмкую суть, ту что основатели ввели, а не ту что вы представляете, это всё равно что  всем говорить один, а подразумевать два
avatar
Ovtsebyk, Вы всего лишь ссылаетесь на божков, даже не подкрепляя это никакими аргументами. Это не интересно
sortarray sortarray,  Приведу аналогию, в математике, в частности в алгебре, есть понятия полиформизм, изоморфизм, гомоморфизм. Они введене в теории групп, что бы понимать эту теорию надо знать теорию множеств, что знать теорию множеств надо учиться в школе в начале 10 лет — школьную математику.
Так вот понятия собственность, капитализм итд итп — это такие же ёмкие понятия как в математике полиформиз, изоморфизм… более того в математике эти понятия чисто логические, здесь же логически-эмпирические (надо перелопатить горы литературы), что усложняет понимание терминов.

Подавляющее большинство здесь перепрыгнуло через весь пласт знаний, которые надо знать, просто оперируют суперёмкими терминами не понимая сути терминов
avatar
Ovtsebyk, 
Приведу аналогию, в математике, в частности в алгебре, есть понятия полиформизм, изоморфизм, гомоморфизм. Они введене в теории групп, что бы понимать эту теорию надо знать теорию множеств, что знать теорию множеств надо учиться в школе вначале 10 лет — школьную математику.

Во-первых, вообще то, эти понятия и без теории групп теории категорий вполне себе существуют, а там лишь обретают свой характерный смысл в рамках соответствующей теории.
Во-вторых, я как программист Вам по-секрету скажу, что именно адепты подобной математической лабуды, увлеченные функциональным программированием, на деле показывают себя полными ничтожествами как инженеры(во первых, потому что они прячут свою глупость и никчемность за «умными словами», а во-вторых, потому что математическая синтетика это не метод, а декларация)

Вам на этот вопрос старина Йозеф ответил в свое время

  • Всё гениальное просто, и всё простое гениально. Маленькому человечку нравится скрывать свою ничтожность за сложными вещами.


Так или иначе, человек который ничего кроме воспроизведения догм не умеет для меня не интересен, так что расслабьтесь
sortarray sortarray, жля начала нужен разговор на одном языке, у нас же разные языки, каждый своё понимает под словом собственность, в частности,  и таких слов много
avatar
Ovtsebyk, я вкратце обозначил, этот вопрос, что следует понимать под собственностью и почему любые другие трактовки порочны, а именно: договор между государством и каким либо субъектом на взаимовыгодную эксплуатацию ресурса
Koltygin, Не согласен с такой позицией, хотя бы потому, что этот дурак проштудировал очень много теорий, обладал логикой и его теория не имеет особо значимых противоречий, его поддержал весь мир.
 Не поддерживаю позицию — весь мир дураки, а я один умный
avatar
Koltygin, Все это мифология дешевой стариковщины. Во первых, между десталинизацией и расстрелами целая эпоха. Во-вторых, новочеркасский бунт не был политическим. Это был пьяный бунт, из серии, которые прокатились по стране, начиная с 60-го года, которые были инициированы обиженными блатными, направляемыми просталинской оппозицией, видимо, и которые были направлены против властей, как правило это были милицейские погромы. Начались эти беспорядки, вопреки стариковщине и катасоновщине, задолго до реформ и повышения цен.
Кроме того, сравнивать большевицкий многомиллионный геноцид с расстрелом в рамках наведения общественного порядка нескольких человек — это само по себе дичайшее кощунство и бред
Koltygin, А что касается партноменклатуры, против нее, как раз и была направленна его война. Как только его убрали, все вернулось к сталинской централизованной модели, в течении нескольких лет, и снова было надето ярмо транснационального капитала, превратившее СССР в сырьевую колонию, вытавщившую за уши британский империализм из дерьма
Koltygin, дураки-марксисты у Гегеля заимствовали не идеализм, а метод. И это не случайно, ибо гегелевской диалектикой можно «доказать» все что угодно.
Что касается вопроса духа/материи, они заимствовали тут традиционно-иудейский взгляд.
Koltygin, 
Во вторых, был это не пьяный бунт, это была реакция

Я уже сказал по этому поводу. Нет никаких оснований отделять этот бунт от других подобных пьяных погромов, прокатившихся по стране, и связывать его с повышение  цен лишь на том основании, что кто то там кричал о повышении. Они также кричали и «бей ментов», значит ли это что этот бунт был спровоцирован «ростом ментов»?
Там много что кричали, стариковщина и катасоновщина и иже с ней вырвала из контекста то что удобней для них
Koltygin, 
Тбилисские события 1956 года — массовые митинги и демонстрации

Это не удивительно, учитывая то, что воры в законе, взлелеянные сталинским режимом, как раз, в основном, этнические грузины. Так оно, скорей всего, и до сей поры. Где то мне попадались именно такие данные
Koltygin, Нет, именно иудейский. И это не метод управления, а скорей космология. Иудеи отрицают душу и потусторонний мир. То есть, это и есть философский материализм. По свидетельству Шопенгауэра, это единственная такая религия на тот момент, хотя современное христианство тоже во многом это переняло.
Koltygin, но когда они громили, поджигали и убивали милиционеров в 60-м году, роста цен еще не было
Koltygin, кстати, при Сталине, и даже раньше, в страну хлынули иностранные концессии, так что роль иностранного капитала в экономике уже тогда была определяющей.
А вот про то что сразу после смерти Сталина сюда был запущен транснациональный капитал, я впервые слышу. Вы что имеете в виду?
Koltygin, эта баба на фото должна доказывать «организацию иностранных частных банков в СССР»? Это вам Стариков так сказал?
Koltygin, с 70-х может быть, там были нефтедоллары на счетах иностранных банков. Но Хрущев тут не при чем, его в 64-м убрали
PLAGUE, проблема не в этом, а в том что понятие собственности извращено
Koltygin, но ведь это именно Хрущев упразднил крепостное право, введенное Джугашвилли

Кстати, между социализмом и феодализмом гораздо больше общего, чем принято думать.
Грубо говоря, хрущевский социализм — это феодализм свободных, тогда как сталинский — феодализм с крепостным правом. Это очень точное приближение
Чтобы ответить на Ваши вопросы, нужно сначала определиться с тем, что есть государство (именно де-факто, а не де-юре)
avatar
Murad Sh., можно начать с истоков. Де факто государство(как бы оно не формировалось, захватом территорий и народов или внутренним разделением функций) было институтом землепользования, распределения ресурса между пользователями, предполагая общее благо и порядок. Вот в этом и есть суть государства, хотя, с ростом промышленности помимо землепользования государство становилось арбитром и в других областях.
Собственность сформирована изначально из землевладения, хотя землевладение ранее не было эквивалентно современной собственности, оно предполагало власть и ответственность на выделяемых землях, и не предполагало свободного отчуждения

Поэтому, землевладение, в своем чистом виде, ближе к чиновничьей власти, чем к собственнической. Такой владелец помимо прав имеет обязательства, и права его обусловлены обязательствами.
Либеральный капитализм извратил это, освободив владельца от обязательств по эксплуатации ресурса, но оставив все права, которые уже не были чем бы то ни было обусловлены. Эти процессы начались еще до становления капитализма.

Koltygin, при социализме вообще нет принуждения, там используется свободный найм рабочей силы(хотя не исключено экономическое, как и при капитализме), при коммунизме иной способ производства, чем через прямое принуждение вообще невозможен.
Koltygin, много ли Вы найдете сознательных, которые будут убирать говно без материального стимулирования?
Koltygin, возможно так. Но социализм был обречен с самого начала. Идеологически он очень близок к церкви, но обещая рай на земле, он должен был вызвать разочарование. а уж кто или что конкретно и в какой момент вызвал смену эйфории революции на постепенное разочарование и застой, это может быть обсуждаемо тысячу раз)
avatar
Koltygin, деньги тут не при чем.
С домом параллель тоже не верна, там Вы если и убираете, то за своими. В условиях планового хозяйства, вам будут указывать не только за кем убирать, но и когда, и каким образом убирать, и если Вы попали в говночисты, будете этим заниматься на постоянной основе
Koltygin, ну вот лично Вы единственный, кто пойдет добровольно, а остальных будут загонять кнутами. И так будет всегда.
Это то самое «идеальное общество» которое нарисовал Маркс.
Koltygin, сознание, в вашей интерпретации — это крайняя форма рабства, абсолютное подчинение
Koltygin, но чистка говна за партийной элитой, или, скажем, изнасилование девиц по заданию партии, или убийство «неблагонадежных по мнению партии элементов» вовсе не обязаны совпадать с моей совестью. Может под «своей совестью» Вы имели в виду «совесть партии»?
Koltygin, крайность хороша тем, что она позволяет увидеть суть дела, в наиболее простой и наглядной форме
Koltygin, вот лучше и не скажешь.
avatar
Murad Sh., можно рассматривать рэкет как предпосылки государственности. Рэкетир смотрит на земледельческую общину как на ресурс для извлечения материального блага. Но он конкурирует с другим рэкетиром, и вынужден воевать за этот ресурс, за право быть его крышей. Кроме того, когда он крышует земледельца, он вынужден заботится и о его благополучии, и о его защите от посторонних залетных грабителей(ведь когда грабят его трудягу, грабят его самого). Поэтому, складывается симбиоз, военная каста начинает зависеть от трудовой, и наоборот, и обе они заинтересованы во взаимном процветании.
То что государство образовывается из такой неприглядной формы, мало что меняет в его сути, все равно участники заинтересованы в порядке землепользования и его эффективности.

Если рассмотреть другой, более «красивый» вариант образовани государства, например, берем племя, где есть старейшины, которые заранее думая о защите и порядке, выделяют воинско-управленческое сословие, которое становится аристократией, и исполняет ровно ту же роль, что и внешние оккупанты, колонизаторы, от этого мало что изменится.

Эти два сценария образования государства все равно в конечном итоге ведут к одному и тому же порядку и интересам
Murad Sh., 
с другим рэкетиром (если он равен по силе) не нужно конкурировать, так же как это не нужно и олигополиям, которые стараются договариваться и «делить рынок» между собой, и поддерживать друг друга от появления новых, пока еще не окрепших конкурентов.

Это опять же ничего не меняет. Они даже могут объединится в союз. Но чтобы быть сильными и обеспечивать свое войско они заинтересованны в порядке на своих землях.

Только непонятно, как верхи будут спрашивать друг с друга, насколько тот или иной эксплуатирует своих низов (считай свою собственность)?

Эти верхи сами подчиняются единому сюзерену, он и смотрит на их эффективность. Если в хозяйстве кого то разлад, то он будет неспособен приносить хороший доход в казну вышестоящего, и будет неспособен выставлять хорошую дружину на случай войны.

Наоборот, верхам невыгодно будет, чтобы кто-то из них был чересчур эффективным, иначе таким образом он может со временем стать сильнее остальных и просто раздавить их.

это обычная конкуренция, только за власть.

Кстати, разделение на эти 3 первичные сословия — мудрецы-воинство-производители, традиционное, в общем то, для всех земледельческих культур, можно считать первым разделением труда
Murad Sh., 
Так вот именно от этого войска и исходить опасность возникновения из него конкурентов для верхов. Т.е. основные враги для верхов (то бишь новые конкуренты) — в основном не из вне, а из низов (из верхнего края низов).

это опять же ничего не меняет. Выше стоит сильный, другие ему подчиняются, и это тоже определенный порядок, в котором заинтересованы и нижние слои в том числе. Если правитель их устраивает, они не будут идти против него, а он должен поддерживать определенный баланс в низах. Если случается перестановка во власти, в норме вся остальная система остается нетронутой. Изначально там верховный предводитель был первый среди равных, его вообще могли переизбрать на совете.

Над верхами нет никаких сюзеренов. (тут надо отдельно расписывать)

Верх относителен. Сюзерена нет только в самом высшем звене — у суверена.

Касаемо отсутствия необходимости конкуренции — это видно даже из средневековых цехов, где никто не имел права продавать продукцию по более лучшим условиям (более низким ценам и/или более лучшего качества)

Насколько я знаю, верхнего ограничения по качеству не было, было только низшее. То есть требования по качеству были очень высокими
Цеха — это уже немного другой вопрос, нежели конкуренция за власть.
В целом, надо сказать, что излишняя конкуренция приводит к перепроизводству, что означает неэффективное расходование ресурса, и может вызвать нестабильность, поэтому, возможно, эти меры были оправданны, трудно сказать.
В цивилизованном капитализме ограничение конкуренции и высокие стандарты качества — все это действует и поныне.

Впрочем, в цехах конкуренция за власть тоже была, мастером мог стать не каждый и т.д. Именно за власть, но не за место на рынке сбыта, да
Murad Sh., 
Суть в том, чтобы никто не смог заработать больше денег чем остальные, экономя на качестве.

Не только в этом. Когда идет конкуренция за определенную нишу на рынке сбыта, происходит неконтролируемое увеличение производства, вследствие чего товар падает в цене из-за перепроизводства и выпускается с большим избытком, превышающем спрос. Это нерациональное и неэффективное использование трудового и материального ресурса, которое в целом вредит государству.
Экономия на качестве так же сказывается негативно. Кроме того, товарные суррогаты являются обманом населения, это сейчас к этому привыкли, да и то, покупая низкокачественный товар покупатель не имеет представления обо всех возможных последствиях.

Ведь власть предполагает не только наличие возможности давать указания/приказы кому-либо сделать что-либо, но и должна быть возможность полностью проконтролировать исполнение этих указаний, что одному человеку в большой стране сделать физически очень сложно

Я думаю, проблемы управления возникли как раз после разложения классического феодализма, когда иерархию власти заменил собой абсолютизм. Из-за этого система стала сложной, а самое главное запутанной. При классическом феодализме все было гораздо проще, там была рекурсивная, фрактальная структура, и верховный правитель не лез без крайней на то необходимости в сферу компетенции своих вассалов, он контролировал только верхний слой. И то же самое было на всех уровнях

теги блога sortarray sortarray

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн