Блог им. Inspire

Санкции, необоснованный рост доллара

Санкции еще не ввели, а доллар уже вырос приблизительно на 2.5 рубля, причем цена на нефть остается на своем уровне.
Так с чего растет доллар? Спекуляции или паника?
В новых санкциях США хотят ввести запрет на импорт и экспорт. Ну и что? Если посмотреть торговый баланс с США за 2017 год, то у России импорта на 2 млрд долларов  больше, чем экспорта. То есть он дефицитный. От этого им же хуже.
В бюджет заложена цена на нефть 40 долларов, золотовалютные резервы есть. Цена на нефть не падает.
Так с чего же так резко взлетела цена на доллар? На мой взгляд это спекуляции и цена еще упадет.
Прошу писать по фактам. Необоснованные мнения прошу оставить для кухонных бесед.

46 комментариев
Рубль чувствовал себя гораздо лучше чем другие недоденьги, так что пора за лирой, среднее значение рубль новая лира в районе 20 так что падать и падать
avatar
успокаивайте себя успокаивайте  а вова с кодлой зеленью затарился и даже стране маленько прикупил на всякий случай как оказывается недорого
avatar
Добрый человек, это называется золотовалютные запасы
avatar
Доллоровый дефицит на рынке. В системе страны очень мало баксов… + роснефти разрешили не продавать валютную выручку+минфин скупает. В обменниках баксов мало
Аркадий Гроссман, с чего вы взяли, что в россии долларовый дефицит? 
avatar
Александр, Отчеты банков смотрите. Отмена репатриации валютной выручки для санкционных компаний.+ Сокращение баланса США. и это только малая часть. Три крупных банка,  МКБ, РСХБ и ГПБ, испытавших трудности с валютной ликвидностью уже отразили эти тенденции в июне. 
Странные вопросы, рынок знает всё. Можно ему удивляться типа что очень дорого или валится без причины, но он всегда прав
avatar
Ovtsebyk, скажите это тюльпанной лихорадке
avatar
цирк уехал а клоуны остались
avatar
Oleg Korchagin, цирк без клоунов — не цирк
avatar
Алексей, исправил 
avatar
С цифрами полный швах, экспорт-импорт 2 трлн $ там даже близко таких цифр нет, в бюджет заложена нефть выше 60$, откуда 40$ — хз
avatar
Сергей (serzinho), гугл вам в помощь
avatar
Сергей (serzinho), про трл да, ошибся. Писал с утра. Там не трлн, а млрд. Про цену на нефть в 60 $ не знаю откуда вы взяли
avatar
Александр, закон о бюджете-2018, пояснительная записка к закону о бюджете и основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов от 06.07.2018 вам в помощь)
avatar
Ждун, согласен
avatar
Ждун, почитайте, что такое бюджетное правило. Бюджетное правило предполагает покупку валюты в размере дополнительных нефтегазовых доходов относительно цены нефти 40$ в ценах 2017 года (то есть 40,8$ в 2018 года), а сами доходы в текущей версии бюджета-2018 спрогнозировать при цене 61-62$, и ещё рассматривается повышение прогноза до 69$. Поэтому предполагается пополнение ФНБ дополнительными нефтегазовыми доходами на сумму около 2740 млрд руб. В законе же о бюджете все написано черным по белому)
avatar
Сергей (serzinho), Там говорится о том, что бюджет составляется из расчета цены 40$. Все, что выше идет в ФНБ. Никаких 61-62 там нет. Иначе приведите ссылку, где это сказано.
avatar
Александр, по закону ФНБ — часть средств федерального бюджета)))
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/9fff755b03e35b60f8c039c2f86ec67a34865819/

Доходы бюджета отчётности формируются при прогнозной нефти, а на объем дополнительных нефтегазовых доходов в течение года покупается валюта для того, чтобы пополнить фнб — внимание! — на следующий год, а в течение текущего года купленная валюта пополняет валютные остатки счета по цвету средств федерального бюджета в валюте, такими образом, формируя профицит бюджет. Эти доходы доступны для использования минфином и будут перечислены в ФНБ только в июне 2019 года. Однако потрачены они не будут.
avatar
Александр, это все что в части нефтегазовых доходов. Но это не весь бюджет
avatar
Ждун, Александр, Минфин прогнозирует бюджет на макроэкономическом прогнозе мэр. Последний официальный прогноз МЭР — апрельский с нефтью 61$ в 2018 году, неофициальный (июньский) — с нефтью 69$. А то, про, что вы пишете, это базовая цена нефти, относительно которой осуществляются операции пополнения/расходования ФНБ в соответствии с статьями 90-100 бюджетного кодекса рф
avatar
Сергей (serzinho), Ждун, присоединяюсь к Ждун. Прогноз такой действительно есть, но я не вижу, чтобы на основе этого прогноза были введены поправки в бюджет касаемо повышения цены отсечения. Как она была заложена в 40, так и осталась. Можно узнать, в каких новостных источниках вы это прочитали?
avatar
Александр, 40$ это цена отсечения базовых нефтегазовых доходов, относительно которых рассчитываются интервенции для пополнения фонда. А причем тут бюджет? Доходы бюджета складываются из прогнозных нефтегазовых доходов (при цене 61$) и ненефтегазовых доходов. В соответствии с бюджетным кодексом Минфин России рассчитывает показатели бюджета, опираясь на макроэкономический прогноз МЭР. Поправки в бюджет-2018 вносились в июне 2018 года, соответственно, рассчитывались на плановом прогнозе МЭР от апреля-2018. Позже в июле-2018 Минфин России опубликовал ОНБП, в которых есть также обновленные бюджетные показатели, только с учётом корректировки прогноза МЭР в июне, правда его в открытом доступе, насколько я знаю, нет.
avatar
Ждун, налоги с нефти берутся не из расчёта  40$, а с реальных средневзвешенных. Они упали в доход бюджета, а далее незапланированные доходы идут в ФНБ по бюджетному правилу
avatar
Ovtsebyk, вот-вот. Доходы бюджета рассчитаны для нефти 61$ баррель и соответствующих ей макропараметрах (ВВП, курс, инфляция и пр.). Расходы бюджета рассчитаны исходя из базовых нефтегазовых доходов (рассчитанных при нефти 40$, около 5 трлн руб.), прогнозных ненефтегазовые доходов (соответствующих нефти 61$, около 10 трлн руб.), надбавки в 1 процент ВВП (только для 2018 года, ВВП соответствует нефти 61$) и процентных расходов бюджета (тоже исход из курса и ставок при прогнозной нефти 61$). То есть расходы сформированы лишь на 30 процентов при нефти 40$, а на остальные 70 процентов — при нефти 61$. Это что касается майско-июнскь х поправок. А излишние нефтегазовые доходы пойдут в фнб только в следующем году (в этом году в рамках интервенций покупается валюта иразмещаетчя на валютных остатках федерального бюджета). Если учесть, что и фнб и валютные счета фб — это все федеральный бюджет (в соответствии с бюджетным кодексом), то, бюджет уж точно сверстал на нефти 61$.
avatar
Сергей (serzinho), о чем и речь, расходы планируются на основе 40$. Все об этом и говорят
avatar
Александр, неверно

Еще раз: расходы 2018 года формируются как сумма базовых нефтегазовых доходов (при нефти 40,8$ и курсе рубля, соответствующем прогнозируемой нефти 61$, около 5 трлн руб.), прогнозируемых ненефтегазовых доходов (соответствующих макроэкономическим параметрам — ВВП, инфляции и курсе рубля, определенным при нефти 61$, в сумме около 10 трлн руб.), надбавке в 1% ВВП (рассчитанном при нефти 61$, в сумме около 1 трлн руб.) и процентных расходах бюджета (рассчитанных при ставке % и курсе рубля, соответствующим нефти 61$, в сумме около 800 млрд руб.) и составляют 16,6 трлн руб.

Только один компонент — базовые нефтегазовые доходы, составляющий 30% расходов, рассчитан при нефти 40,8$. Все остальные компоненты (около 70% расходов) рассчитаны при нефти 61$.

И еще могут корректировать расходы бюджета на величину дополнительной приватизации  (которая тоже производится при текущих макроусловиях и рыночных условиях, не при нефти 40,8$).

В общем утверждение «бюджет сверстан при нефти 40$» неверно.

Если еще учесть, что осенью он будет еще раз сверстан, и нефть там будет еще выше — в последнем прогнозе МЭР нефть была около 69$, все компоненты, кроме базовых нефтегазовых доходов подрастут.

For info -  расходы федерального бюджета в 2016 году изначально прогнозировались на уровне около 16 трлн руб.  (при прогнозируемой нефти около 40$/барр. и курсе 67,5 руб.), а доходы бюджета того года по оценкам Минфина России должны были составить — 13,7 трлн руб., весь дефицит финансировался за счет средств Резервного фонда (2,1 трлн руб.), размещений ОФЗ (0,5 трлн руб.) и приватизации «Башнефти» и «АЛРОСА» (0,4 трлн руб.).
Расходы удалось повысить до 16,4 трлн руб. (в основном для реализации разовых ассигнований — досрочного погашения госгарантий предприятий ВПК) только за счет дополнительно согласованной в декабре 2016 года и не совсем рыночной приватизации 19,5%-ного пакета акций «Роснефти» на сумму около 700  млрд руб. (такого же разового дохода). Приватизация «Роснефти» из-за особенностей учета была сочтена частью доходов бюджета, а не источником финансирования дефицита бюджета.
А вы хотите, чтобы современные расходы 16,6 трлн руб. соответствовали той же нефти около 40 $ за баррель и курсе, используемым Минэком для базовых нефтегазовых доходов — 58,6 руб. за доллар (то есть ниже, чем закладывался в тот бюджет — 67-67,5 руб. за доллар).
avatar
Сергей (serzinho), но спасибо за развернутый ответ )
avatar
Александр, а это в приложении к редакции закона о бюджете-2018 от 03.07.2018, где бюджет сверстан на нефти 61$, ещё и проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (от 11.07.2018) — там анонсирован прогноз на 2018 год на уровне 69$ за баррель :
m.minfin.ru/ru/document/index.php?id_38=123006&order_38=P_DATE&dir_38=DESC&page_38=1&area_id=38&page_id=2208&popup=Y
avatar

Сергей (serzinho), спасибо за ссылку и за подробный ответ. я ознакомился с материалами по ссылке. Хочу сказать, что расходы бюджета, конечно же, рассчитывается не только на основе нефтегазовых доходов. С этим я согласен. 

 

Теперь подробнее по прогнозированию расходов бюджета. Не исключаю, что я чего-то не знаю, но вот по фактам:

 

1. Из того же документа минфина «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2019 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ» :

Согласно новой конструкции бюджетных правил предельный объем расходов федерального бюджета определяется как сумма базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть – 40 долларов США за баррель нефти марки «Юралс» (с ежегодной индексацией с 2018 года на 2%), объема ненефтегазовых доходов и расходов по обслуживанию государственного долга. 

 

Про объем нефтегазовых доходов я с вами согласен.
Они прогнозируются на основе среднегодовой цены на нефть и среднегодового курса рубля (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6e2487a3dc9a01fd4c4697ab318177cebf6a7e8c/ пункт 2)

Здесь понятно, цена на нефть 40,8$ и средняя цена доллара по мэр 60.8 руб. (https://finance.rambler.ru/economics/40303881-mer-izmenilo-prognoz-po-kursu-dollara-na-6-let/)

 

Теперь про объем ненефтегазовых доходов:
это доходы, которые не связаны с нефтегазовыми, поэтому я не понимаю, как вы привязали к ним цену на нефть в 61$.

прогнозируемых ненефтегазовых доходов (соответствующих макроэкономическим параметрам — ВВП, инфляции и курсе рубля, определенным при нефти 61$, в сумме около 10 трлн руб.)


Как вы связываете между собой цену на нефть в 61$ и НЕнефтегазовые доходы? Да и даже, допустим если есть связь, то почему 61$ ?

 

Про обслуживание гос. долга. Снова тот же вопрос, как вы его связали с ценой на нефть в 61$.

 

Возможно, вы имели ввиду нефтегазовый трансферт?

avatar
Александр, ненефтегазовые доходы связаны с нефтью. Например, налог на прибыль нефтегазовых компаний, налоги на оплаты труда сотрудников (НДФЛ, социальные страховые взносы и т.п.), в том числе менеджеров нефтегазовых компаний, налоги на имущество нефтегазовых компаний относятся к ненефтегазовые доходам. Как вы думаете, например, налог на прибыль Роснефти будет больше при нефти 40,8$ или при нефти 61$? В соответствии с бюджетным кодексом ненефтегазовые доходы, используемые при расчете расходов оцениваются относительно проннозных параметров цены на нефть, курса рубля, инфляции и ВВП.
avatar
Александр, расходы на обслуживание госдолга зависят от курса рубля (в части обслуживания процентных выплат по внешнему долгу) и ставок процента. Как вы думаете, какой курс рубля будет при нефти 40,8$ и 60,8$ — одинаковый или разный? Учитывая долю внешнего долга в госдолга, значительно влияния на величину процентных расходов это не оказывает.
avatar
Александр, к нефтегазовым доходами бюджета относится только государственная рента, взимаемая с нефтегазовых компаний в виде ндпи на нефть, газ и газовый конденсат и экспортной пошлины на нефть, газ и нефтепродукты. Налог на прибыль, налог на дивиденды, налоги на оплату труда, налоги на имущество и другие сборы с нефтегазовых компаний являются частью ненефтегазовых доходов бюджета, тем не менее чувствительных к цене на нефть/газ и соответствующему им курсу рубля
avatar
Александр, ну и аналогично налоговые выплаты многих смежных с нефтегазовой отрасли компаний (нефтескрвис, трудопроводный транспорт), конъюнктура которых связаны с ценами и объемами добычи и экспорта Нефтегаза, относятся к ненефтегазовым доходам. И ещё раз — если ненефтегазовые доходы федерального бюджета это около 10 трлн руб., а нефтегазовые доходы — это около 5 трлн руб., то само собой ненефтегазовые доходы более влиятельный компонент.нк а если учесть, что там ещё в расходы вкладывается 1 процент ВВП (ВВП, определенного при прогнозной нефти 60,8$, а он, безусловно, будет отличаться от ВВП при нефти 40,8$) и процентные расходы (опять же при нефти 60,8$ и соответствием ей курсе рубля), то скорее расходы сведены из расчета нефти 60,8$, но точно уж не 40,8$.
avatar
Сергей (serzinho), действительно, был не прав. можно сказать, что из расчета 60,8$. Спасибо за ликбез! Да еще и ФРС уменьшает свой баланс. Скорее всего наоборот, пределом в 70 руб за доллар цена не ограничится.
avatar
Александр, ну это да, просто невероятный рост рублёвой стоимости нефти мы видим при бюджетном правиле и санкционных мотивах, а также при ужесточении фрс. И все это ведёт к росту номинальных доходов бюджета (как нефтегазовых, так и ненефтегазовых), а также номинального ВВП. В общем, интересный прецедент, давно такого не было
avatar
Александр, а минус этого бюджетного правила в другом — если нефть-таки упадет ниже 40+$/барр., То Минфин должен будет продавать валюту из ФНБ в размере выпадающих нефтегазовых доходов. То есть будет двойной удар по экономике — от падающей нефти и относительно более крепкого рубля за счёт интервенций по продаже валюты. Но бюджетная политика будет более мягкая за счёт финансирования расходов на средства, накопленные в ФНБ ранее.
avatar
Сергей (serzinho), ну да, Странно только, что минфин должен будет продавать это при цене ниже 40, если расходы бюджета спланированы в основном при 60. Я понимаю, что это правило такое, но не очень логично, по-моему.
avatar
Александр, нет, я говорю гипотетически, если когда-то нефть упадет ниже базового уровня (40$ в ценах 2017 года), то есть если в условном 2025 году, например, среднегодовая нефть будет 35$, то Минфин должен будет продавать валюту на сумму более 1 трлн руб.
По моим подсчётам, на каждый 1$ отклонения прогнозной нефти от базовой цены Минфин будет покупать/продать 140-150 млрд руб., начиная с 2019 г.
avatar
Сергей (serzinho), ясно, ну будем надеяться, что такого не произойдет )
avatar

теги блога Александр

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн