Блог им. Koleso
Я хочу рассказать о книге Элон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее. Но в начале о тем как Илон Маск поучаствовал в записи подкаста американского комика Джо Рогана. Во время эфира Роган предложил Маску выкурить косячок, и тот согласился.
Однако и без эпизода с марихуаной, эфир у Рогана можно назвать знаковым. Маск рассказал массу всего интересного — о мироустройстве, вселенной и даже разработке электросамолета.
Видеоконспект https://youtu.be/mz1IRWcCON4 Подпишись на канал goo.gl/5CTbRU
О туннелях
За 16 лет жизни в Лос-Анджелесе задолбался стоять в пробках. И просто подумал том, что ситуацию могли бы исправить туннели. Принес инженерам из Space X, и они начали воплощать идею в жизнь. Чтобы начать строить туннели, просто получили разрешение на строительство шахты.
О тайм-менеджменте
Люди думают, что я такой бизнесмен. Но 80% времени я занимаюсь инжирингом. Как я все успеваю? Ну, возможно, секрет в том, что я инопланетянин. Заявляю это официально.
Об искусственном интеллекте
Искусственный интеллект будет создан благодаря развитию симбиоза человека и компьютера. Мне кажется, мы [человечество] все сейчас работаем над созданием искусственного интеллекта — это коллективная работа людей и машин. Все те данные, которые мы выгружаем в Google и соцсети… Все уже в интернете — все наши страхи, идеи, что мы едим, с кем спим и так далее.
Мы все коллективно разрабатываем один большой искусственный интеллект. Биологическая база для искусственного интеллекта — люди.
Об опасности ИИ
Искусственный интеллект, безусловно, будет использоваться людьми как оружие в борьбе друг против друга. Я пытался заставить людей обратить внимание на регулирование этой сферы, но меня никто не слышал. Регуляторы работают очень медленно. С другой стороны, ремни безопасности тоже появились не сразу, а только после того, как множество людей погибло в авариях.
О дружбе с ИИ
Объединение с ИИ — лучший вариант для человечества. Если не можете что-то возглавить, присоединяйтесь к движению. В будущем ИИ будет объединён напрямую с мозгом человека. Ваш смартфон будет у вас внутри, будет прямой канал, который позволяет взаимодействовать в сети при помощи мыслей. Главная задача — сделать удобный интерфейс, соединяющий человеческий мозг и искусственный интеллект. Этим займется компания Neuralink.
Neuralink — это нейротехнологическая компания, основанная Илоном Маском, планирующая заниматься разработкой и производством имплантируемых нейрокомпьютерных интерфейсов.
О соцсетях
Люди пользуются соцсетями, потому что там у них есть возможность заполучить лучшую жизнь, чем у них есть на самом деле на самом деле. Instagram даёт людям возможность быть собственными PR-менеджерами и получить любовь незнакомцев. Увлечение соцсетями приведет к тому, что симуляция, которую мы создаем внутри них, захватит нас.
Об устройстве вселенной
Переход к жизни внутри симуляции может привести к окончанию жизни цивилизации. Вселенная, которую мы знаем, умрет. Впрочем, думаю, есть большая вероятность того, что мы уже живем внутри огромной симуляции. Есть множество симуляций, и мы называем одну из них реальностью.
Если мы симуляция — то в реальности все должно быть очень скучно, поскольку симуляцию сделали для того, чтобы в нее убежать.
И если допустить, что мы уже находимся внутри симуляции и создадим новую – получится, что мы создаем симуляцию внутри симуляции. Ты можешь быть внутри компьютерной симуляции, хотя думаешь, что ты в студии в LA.
О Тесле
Тесла — самая веселая вещь, которую вы можете купить. Она сделана для того, чтобы вам было весело. В ней уже есть музыка, машина может танцевать, а скоро внутри будет возможность играть в видеоигры. Также мы снабдим автомобиль голосом, который будит человека, если он засыпает в пути. Все это работает на основе системы наблюдения за человеком внутри автомобиля.
О сверхзвуковом самолете с вертикальной посадкой
Мои друзья знают, что я проектировал электросамолёт, который садится и взлетает вертикально. У меня есть наработки. Но в создании такого самолета сейчас нет такой необходимости, как в создании, например, электромобиля или системы солнечных батарей. Это слишком далекое будущее.
О переходе на солнечное обеспечение
25 лет понадобится чтобы перестроить транспортную систему под электромобили. У нас прямо под рукой огромный ядерный реактор — это солнце. Люди говорят, что переход на электромобили и солнечную систему жизнеобеспечения это дорого. «Почему мы должны субсидировать это?» — говорят они. Но не принимают во внимание, что глобально та транспортная система, которая у нас есть, это тоже не бесплатно: все это пока происходит засчет экологии, и экологические косты сейчас никто не платит, но мы все безусловно, заплатим за такое использование этого вида транспорта в будущем. Просто это отложенная плата.
А теперь перейду к Книге «Элон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее»Эшли Вэнс
Основные идеи. ВидеоКонспект. Часть 1
Введение
Элон Маск — легенда Кремниевой долины и одна из самых удивительных персон в истории мирового бизнеса. Изобретатель, бизнесмен и промышленник, построивший свою бизнес-империю на радикальных идеях и в равной степени снискавший к себе как ненависть, так и восхищение.
Его рабочий график экстремален даже по меркам Кремниевой долины, а стиль жизни экстравагантен и порой противоречит здравому смыслу. Результатом является успех трех разных бизнес-проектов.
Сегодня его бизнес-империя с заводами, десятками тысяч рабочих в самых разных областях сделала его одним из самых богатых людей в мире с чистой стоимостью активов более 10 млрд долларов. На счету SpaceX, Tesla Motors и SolarCity ряд неоспоримых достижений, которые необратимо изменили аэрокосмическую и электромоторную отрасли и энергетику и дальнейшее развитие которых в перспективе может изменить весь мир.
По целеустремленности и размаху амбиций его сравнивают со Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом. В нем находят черты Томаса Эдисона, Генри Форда и Говарда Хьюза. С подачи СМИ Элона Маска называют прототипом изобретателя Тони Старка из фильма «Железный человек».
эта книга — первая биография Элона Маска — возможность проследить его путь и понаблюдать за факторами успеха и причинами неудач.
1. Характер и мировоззрение
Заявленная цель жизни Элона Маска — освоение и заселение человеком космоса. Маск убежден, что человечество будет иметь гарантированное будущее только в том случае, если будет решена проблема возобновляемой энергии и основана самоподдерживающаяся цивилизация на другой планете. Эта цель лежит в основе любых его проектов, и любые его действия следует оценивать в свете приближения к основной цели или удаления от нее.
Маск относится к типу людей, которые нашли идею своей жизни, поставили себе цель и не тратят ни минуты впустую. Не признавая никаких ограничений, он способен выжимать максимум из своих предприятий и сотрудников. Он маниакально внимателен к деталям и лично вовлечен в каждое начинание. Эрудирован и хорошо разбирается в технических тонкостях своих компаний. Идеи баланса между работой и личной жизнью для него не существует. Его работа и есть жизнь, а жене и детям остается подстраиваться под эту схему.
Работать с ним трудно, иногда он кажется невыносимым и капризным, хотя часто шутит и может быть очаровательным. Склонен резко менять свое мнение и заносить в «черный список» всех, кто не соответствует его стандартам.
Маск уверен в себе, но не всегда это демонстрирует, а потому может показаться застенчивым и неловким. Он нетерпелив, его речь неровна и сбивчива, он часто замолкает в поисках точной формулировки. Его манера запросто рассуждать о невозможном обескураживает.
Не всем очевидно, что Маск способен на глубокие страдания, на бьющий через край восторг и, кроме того, бывает невероятно наивным. Вера в свою миссию изменения человечества не всегда позволяет ему чувствовать эмоции и потребности окружающих. Поэтому он кажется отстраненным, холодным и замкнутым и не демонстрирует привязанности к людям. С близкими тем не менее дружелюбен, эмоционален и всегда готов прийти на помощь.
Корни такого противоречивого характера, вероятно, следует искать в его детстве и трудностях подросткового периода. Родившись в 1971 году в Южной Африке в состоятельной белой семье с американскими корнями, он имел все привилегии и возможности, которые ему давал его статус, и в то же время мог наблюдать весь спектр проблем, характерных для ЮАР того времени. Детство Элона совпало с самыми нелицеприятными проявлениями апартеида, что вызывало у него чувство стыда и укрепляло его в мысли о том, что человечество нужно спасать.
Дух приключений и риска, любовь к исследованиям, вера в себя и в возможность победы над роком — это установки, с которыми росли дети в этой семье на протяжении нескольких поколений. Дети были уверены в том, что они способны на что угодно, стоит только принять решение и выполнить его.
Тем не менее, Элон рос одиноким и страдал от издевательств других детей. Манера поправлять других и уходить в себя, решая какие-то задачи, наряду с отсутствием интереса к спорту не способствовали появлению большого количества друзей.
Определяющим элементом становления характера сам Маск считает жесткое воспитание отца, с которым он пожелал остаться после развода родителей, а также интерес к научной фантастике и компьютерным наукам, проявившийся в те времена, когда в ЮАР о компьютерах и интернете почти никто не знал. Чтение фантастических книг в переломные моменты взросления (одна из главных — «Автостопом по галактике», которая научила его задавать вопросы) смешало в его разуме фантазию и реальность и позволило осознать свою миссию: содействовать общему просвещению человечества. Судьба человечества во Вселенной стала его личной проблемой и обязанностью, мысли о великих делах и победах с тех пор не давали ему покоя. Именно поэтому те, кто встречаются ему на пути, должны либо помогать, либо уйти с дороги, не замедляя прогресс ошибками или неудачными идеями.
В 17 лет Элон Маск уехал в Канаду, через которую жаждал попасть в Кремниевую долину в США. Через два года, после того как он поступил в Королевский университет в Кингстоне (Онтарио), Маск выиграл стипендию и перебрался в Пенсильванский университет, где получил степень бакалавра по физике и экономике. Там же познакомился с будущей первой женой Джастин, которой долго добивался и которая стала матерью его пятерых детей.
2. Первые стартапы
2.1. ZIP2
Сегодня бизнес Элона Маска не связан с интернетом, однако в середине 1990-х годов именно интернет-стартапы позволили ему заложить основу его будущего состояния.
В 1995 году Элон с братом открыли Global Link Information Network — стартап, получивший впоследствии название Zip2. В его основе лежала идея создания онлайнового бизнес-каталога, связанного с картой (подобие карт Google Maps в сочетании с каталогом Yelp). В то время никто не мечтал о такой услуге и не понимал ее преимуществ, поэтому убедить потенциальных клиентов было непросто. Однако напористость Маска, сыграли свою роль. Венчурные инвесторы видели именно это: он был готов положить жизнь на создание такой платформы.
В 1996 году стартап получил инвестиций на три миллиона долларов, смог привлечь профессионалов высшего класса, с чьей помощью он быстро построил одну из лучших систем поиска адресов в интернете. После этого Маск стал директором по технологиям, а не генеральным директором, как хотел, поэтому полного влияния на бизнес уже не имел. Несмотря на это, Zip2 развивался и наполнял Маска уверенностью в своих силах. Он все брал в свои руки, иногда менял коды, не посоветовавшись, и изводил молодых инженеров завышенными требованиями и критикой. Маск стремился к лидерству, но люди сомневались в нем. Для него же неправы были они, и он всегда настаивал на своем, что нередко приводило к серьезным конфликтам.
Компания продолжала расти. Газеты стали использовать созданную платформу для размещения объявлений. Планировалось слияние с ключевым конкурентом City Search, но Маск отказался, и сделка не состоялась. В 1999 году стартап Zip2 был продан компании Compaq за 307 млн долларов, что стало большой удачей. В результате Маск получил 22 млн долларов и опыт создания чрезвычайно удачного стартапа.
2.2. X.com и PayPal
Еще до продажи Zip2 Элон начал другой проект, связанный с банковской деятельностью в интернете. Маск был убежден, что финансовый сектор стоит на пороге радикальной модернизации и что он сможет с относительно небольшими инвестициями оказать на это влияние. Он хотел создать полноценную финансовую онлайн-компанию, обслуживающую текущие счета, оказывающую страховые и брокерские услуги и так далее. Сложность проекта и риски Маска не пугали. В марте 1999 году была зарегистрирована фирма X.com, а продажа Zip2 позволила Маску вложить 12 млн долларов в новый стартап.
Маску удалось покончить с раздражающими клиентов сборами и штрафами за превышение лимита, выстроить систему частных платежей и привлечь 200 тысяч клиентов за два месяца. Людям, которые уже привыкли к покупкам на Amazon и eBay, он предложил полноценный интернет-банкинг, полностью переведя онлайн предоставление стандартных финансовых услуг.
В 2000 году X.com начал сотрудничать с компанией Confinity, разработавшей свою платежную систему. Сначала они работали вместе, но затем стали непримиримыми конкурентами. Confinity стала заниматься собственной службой платежей PayPal через сеть и электронную почту. Однако Confinity тратила 100 тысяч долларов в день за новых клиентов и не имела резервов для дальнейшего продвижения, тогда как у X.com были и резервы, и многие другие более сложные банковские продукты.
В марте 2000 года Маск принял решение о слиянии двух компаний и стал крупнейшим акционером объединенной компании X.com. Активное продвижение электронной системы оплаты на интернет-аукционах привело к быстрому росту бизнеса: компании удалось привлечь миллион клиентов, в том числе Deutsche Bank и Goldman Sachs, и заработать большие деньги.
Но единую команду создать не удалось. Возникли разногласия по вопросам бренда и технологической инфраструктуры, а усложнение технических проблем в связи с ростом клиентской базы и необходимость модернизации системы делали компанию уязвимой для хакерских атак и конкурентов. Не хватало целостной бизнес-модели, и деньги уходили так же быстро, как и появлялись.
Все больше людей в компании начинали сомневаться в способности Маска принимать решения в критические моменты. В 2000 году, когда Маск уехал на медовый месяц с Джастин, его сместили с должности генерального директора. Маск держался достойно, некоторое время пытался сопротивляться, но затем уступил.
К июню 2001 года влияние Маска было окончательно потеряно, и компанию переименовали в PayPal. Маск прореагировал сдержанно, выбрал для себя роль советника компании и продолжал инвестировать. В феврале 2002 года компания разместила акции на бирже, а в октябре 2002 года она была куплена eBay за 1,5 млрд долларов. Маск получил от продажи 250 млн долларов дохода (180 млн долларов после уплаты налогов), что можно считать невероятной удачей в условиях глубокого спада сектора высоких технологий.
После эпизода с PayPal репутация Маска как лидера пострадала, и на него впервые набросились СМИ. Он предстал упрямым эгоистом, принимающим неверные решения и своим всезнайством оставляющим трещины в компании. Это осложняло поиск инвесторов и привлечение на свою строну опытных руководителей.
Сайт о знаменитостях Кремниевой долины (Valleywag) сделал травлю Маска одним из любимых проектов. Даже те, кто в целом поддерживали предпринимателя, считали, что он плохо управлял компанией, технологической инфраструктурой и мерами по защите пользователей от мошенничества. По большому счету он вошел в сверхсложный бизнес, не заботясь о том, что не знает его особенностей, и изучал его по книгам. Он был готов идти на безумный риск, который мог привести к потере всего.
3. На пути к цели
3.1. SpaceX
В 2001 году, когда Маск отметил свое 30-летие, а компания X.com перестала ему принадлежать, он решил отойти от режима Кремниевой долины и переехать в Лос-Анджелес, чтобы вернуться к детским мечтам о ракетостроении.
Маск начал с того, что вошел в состав директоров Марсианского общества и начал работу над модификацией разрабатываемого обществом проекта — миссии «Трансжизнь — мыши в космосе». План Маска отправить мышей не на орбиту, а сразу на Марс оказался и впечатляющим, и выполнимым, поэтому энтузиазм Маска стал передаваться его соратникам. Вскоре Маск создал свой фонд «Жизнь — на Марс».
Чрезвычайно ограниченный бюджет (20–30 млн) и неудачные переговоры в Москве о покупке ракет стали толчком к началу самостоятельной разработки. Изучив по учебникам аэрокосмическую отрасль и физику космических полетов, Маск сам рассчитал стоимость материалов и сборки и определил, что побить цены компаний, занимающихся запуском летательных аппаратов, возможно. Для этого надо построить ракету среднего размера для нижнего сегмента на рынке спутников, которая будет идеальной для полезных грузов меньшего объема, появившихся благодаря развитию электроники и компьютерной техники.
В июне 2002 года Маск основал компанию SpaceX (Space Exploration Technologies Corp.), став ее CEO и главным инженером.
Главная идея Маска заключалась в радикальном сокращении стоимости пусков ракет и их постановка на регулярную основу, чтобы открыть новый рынок для отправки коммерческих и научных грузов. Было решено делать упор на самостоятельное производство высококачественных и более дешевых двигателей, а затем опередить конкурентов за счет быстрого и качественного процесса сборки.
Концепция включала создание мобильной пусковой установки, способной перемещаться в разные места и переводить ракету из горизонтального положения в вертикальное. Предполагалось, что процесс будет настолько хорошо отлажен, что позволит выполнять несколько запусков в месяц, что избавит SpaceX от необходимости становиться крупным подрядчиком, зависящим от государственного финансирования.
Маск установил невероятно смелые, крайне сжатые, но жизненно необходимые сроки. Он объяснял такой подход следующим образом: через десять лет компания должна зарабатывать десять миллионов долларов в день, поэтому каждый день промедления ведет к потере этих денег в будущем.
Построить дешевую грузовую ракету очень непросто, но компания Элона Маска имела по меньшей мере следующие преимущества:
К настоящему времени компанией разработаны два типа потенциально многоразовых ракет-носителей Falcon 1 (последний запуск — июнь 2009 года) и Falcon 9 (1-й успешный запуск — июнь 2010), а также многоразовый космический корабль Dragon (который доставляется в космос ракетой Falcon 9). SpaceX является первой коммерческой компанией, которой это удалось.
В июле 2010 года SpaceX получила от НАСА 440 млн долларов на дальнейшее развитие Dragon. Был разработан Dragon V2, способный состыковываться с космическими модулями в автоматическом режиме. В мае 2012 года SpaceX стала первой частной компанией, чей корабль пристыковался к МКС.
SpaceX привлекательнее по стоимости запуска, чем конкуренты и при этом предлагает американским клиентам уровень надежности и спокойствия, пока недоступные для соперников. Цена в 60 млн долларов за пуск — это гораздо меньше, чем просят европейцы и японцы, и даже чуть выгоднее, чем предложения России и Китая. Ни одна американская аэрокосмическая компания, кроме SpaceX, уже не может конкурировать на равных с зарубежными коллегами.
В течение ближайших лет планируется снижение цен до уровня одной десятой предложения конкурентов и получение большей части мировых коммерческих запусков. SpaceX запускает ракеты примерно раз в месяц, выводя на орбиту спутники для компаний и государств.
Преодолев кризис 2008 года, когда она едва не оказалась на грани банкротства, компания SpaceX стала прибыльной. Ее рыночная стоимость оценивается в 5–10 млрд долларов, но она пока не планирует выходить на фондовый рынок.
3.2. Tesla Motors
К созданию концерна Tesla привело совпадение желания сразу нескольких людей вывести электромобильную отрасль на новый уровень.
1 июля 2003 года основана компанию Tesla Motors. Маск стал основным инвестором компании, с готовностью восприняв идею ее двух основателей и разделяя с ними более широкую цель — избавление США от нефтяной зависимости. Вложив 6,5 млрд долларов, он стал президентом компании.
Создатели Tesla наняли группу молодых инженеров и решали все задачи самостоятельно. Руководство компании приобрело принципиальную схему конструкции электромотора и решило покупать трансмиссию у американских или европейских поставщиков и заказывать изготовление остальных узлов и компонентов азиатским производителям. Таким образом, инженерам Tesla оставалось создать батарейный блок, проложить электропроводку и изготовить необходимые элементы для сборки автомобиля.