Р. Ю. Печников — Под звездой «Мерседеса».
Москва. Издательство политической литературы, 1989.
Идея создания автомобиля, как говорится, уже витала в воздухе, когда
два немецких инженера-изобретателя Карл Бенц и Готлиб Даймлер независимо друг от друга сконструировали первое подобие легковой машины.История закрепила приоритет открытия.Изобретательский талант у обоих сочетался с завидной предприимчивостью. И вскоре в Мангейме и Канштадте, где подвизались «отцы автомобиля», выпуск машин был поставлен на поток. Заводы Даймлера и Бенца еще долго работали порознь. Слияние произошло в 20-е годы нашего столетия, когда оправившаяся от ударов первой мировой войны германская промышленность вновь утвердилась внутри страны и хоть медленно, но основательно закрепляла свои позиции на международном рынке. «Правили бал» такие колоссы, как «ИГ Фарбениндустри», «Ферайнигте штальверке», «Сименс, Шуккерт унд Гальске». В тех условиях, когда акулы охотились за щуками, а щуки за плотвой, два автомобильных завода, работавших до тех пор параллельно, решили объединиться. Так из «Даймлер моторен» и «Бенц унд К° Акциенгезельшафт» возникло единое предприятие — «Даймлер-Бенц», маленький акуленок, уже, впрочем, усвоивший инстинкты хищников.
С милитаризацией экономики для концерна пришла пора расцвета. «Даймлер-Бенц» щедро жертвовал средства в фонды «третьего рейха», главным образом в Фонд германской промышленности имени Адольфа Гитлера. «Филантропия» автодеятелей не пропала втуне: гитлеровская верхушка проявляла удивительно трогательную заботу о развитии вообще и «Даймлер-Бенц» в частности. Денежные интересы промышленных воротил и партийной верхушки цементировались дружественными связями: член правления Якоб Верлин был личным другом Гитлера, Фриц Наллингер поддерживал тесные отношения с Герингом. Ревностная служба концерна была замечена и «высоко оценена» самим Гитлером, и на бланках предприятия появился гриф: «Образцовое национал-социалистское предприятие».
Документально установлено, что «тихий» концерн играл существенную роль среди тех, кто способствовал приходу нацистов к власти. Чтобы не
быть голословными, достаточно назвать еще одну фамилию — некоего Эмиля Штаусса, бывшего в те времена председателем наблюдательного совета автогиганта и одним из столпов экономики «коричневой империи».
В 1937 году «Даймлер-Бенц» выпустил около 30 тыс. легковых и более 5 тыс. грузовых автомашин, войдя в так называемую большую тройку, которая на три четверти контролировала немецкий рынок и вышла на второе место в мире (после США) по экспорту автопродукции. «Славные» традиции автогигант продолжил и в годы второй мировой войны, на лету подхватив геринговский лозунг «пушки вместо масла».
Моторами «Даймлер-Бенц» оснащались немецкие танки, корежившие землю древней Европы, и морской флот Германии: военные корабли и подводные лодки, разбойничавшие в море. Они стояли на самолетах люфтваффе: истребителях Messerschmitt Bf.109 (E-1,F-2,F-4,G-6,K-4) и Messerschmitt Bf.110 «Zerstörer».
«Даймлер-Бенц» осуществлял поставки двигателей и снабжение запчастей на истребители Messerschmitt Bf.109 серий (E-1,F-2,F-4,G-6,K-4) Daimler-Benz DB 601 A, Daimler Benz DB 601 Na, Daimler Benz DB 601 Е, Daimler Benz DB 605 AM иDaimler Benz DB 605 ASCM V-образный, 12-цилиндровый, водяного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива, мощность — 2000 л.с
С 1938 года удалось решить проблемы поставки двигателей Daimler-Benz DB 601 B-1. С новыми двигателями Bf.110.
По количеству произведённых машин (по состоянию на 14 апреля 1945 года только в Германии — 30 573 штук — включая самолётокомплекты запасных частей, составлявшие около 1/6 зачтенных как произведенные самолётов; общее производство — с учётом выпуска в франкистской Испании в 1944—1958 годах и послевоенной Чехословакии в 1945—1948 годах — превышает 33 000 экземпляров; есть также сведения, что суммарный выпуск самолётов семейства Bf.109 составил 34 826 или даже 34 852 экземпляра) является одним из самых массовых самолётов в истории, уступая лишь штурмовику Ил-2 (36 163 машины) и лёгкому самолёту общего назначения Cessna 172 Skyhawk.
В 1944 году один из Bf.110 был подбит над Германией английским бомбардировщиком и совершил вынужденную посадку в Швейцарии. Чтобы секреты самолета, в частности, установка «Неправильная музыка» и радар, не попали в руки англичан, немцы договорились уничтожить самолет в Швейцарии, передав за это Швейцарии 12 самолетов Ме-109. Самолеты так и не были переданы Швейцарии и в 1951 Швейцария отсудила у фирм «Мессершмитт» и «Даймлер» за непоставленные Me-109 финансовую компенсацию.
… Вторая мировая война подходила к концу. Союзническая авиация бомбила заводы «Даймлер-Бенц». На 20% уничтожены цехи и оборудование в Мангейме, на 75% — в Унтертюркхайме, на 80% —в Гаггенау и на 85% —в Зиндельфингене.
И все же, несмотря на огромные разрушения, концерн остался на плаву. Не в последнюю очередь благодаря своей «предусмотрительности»: загодя, почувствовав, что «тысячелетний рейх» вот-вот рухнет как карточный домик, «Даймлер-Бенц» начал переводить капитал за рубеж, в нейтральные страны. Благо, что некоторые из них понимали свой нейтралитет весьма специфически и не гнушались сотрудничать с нацистскими дельцами. Как говорится, мораль моралью, а деньги деньгами.Заодно найдена и лазейка — если невозможно вывозить деньги, то не попробовать ли экспортировать идеи, которые тоже стоят денег, да еще каких. Государственное патентное бюро Швеции мощным потоком потекли заявки от промышленных тузов, спешивших спасти свои миллиарды. «Добрая половина всех заявок,— писала 30 января 1945 года всезнающая «Нью-Йорк тайме»,— поступает от германских фирм. В последнее время поступили заявки от таких крупных германских концернов, как «ИГ Фарбен», «Цейс-Икон», «Бош» и «Даймлер-Бенц», а также от АЭГ и «Сименс». Параллельно выискивались другие пути.
После войны немецких промышленников не оставляли в беде и вчерашние враги, в расчеты которых не входило до конца обескровить Германию.
Достаточно откровенно высказался по этому поводу комендант американской оккупационной зоны генерал Люциус Клей, ставший впоследствии одним из директоров одной из крупнейших корпораций США «Дженерал моторе» и дюжины других американских фирм: «Если устранить тех, кто наживался в годы гитлеризма,— провозгласил он,— то придется устранить всех способных и деловых людей».
«Даймлер-Бенц» — гигантский автомобильный концерн ФРГ, продукция которого хорошо известна во всем мире. Но мало кто знает, что за фасадом процветающей фирмы сформировался за последние два-три года крупный военно-промышленный конгломерат. Скупив одну за другой четыре мощные компании — АЭГ, «Дорнье», МТУ и МВБ,- «Даймлер-Бенц» оказался связанным с производством новейших систем стратегического вооружения и подготовкой к участию в программе «звездных войн».
Именно об этой стороне деятельности концерна, идущей вразрез с набирающей силу, в том числе и в самой ФРГ, тенденцией к ослаблению международной напряженности и разоружению, рассказывает в острой публицистической форме автор, журналист-международник.
Книга довольно увлекательна и понравится тем, кто интересуется историей транснациональных корпорации. «Грядущие события отбрасывают свои тени назад»- Луи Повель.