Блог им. alexeus

Маляр с хутора близ Тосканы

Живопись — настолько сложная для инвестиций область, что даже прожжённые миллиардеры могут попасть впросак. С другой стороны, картина — это, наверное, единственный предмет искусства, который можно тупо повесить на стенку, и радоваться ему, сколько бы он ни стоил. Если картина упала в цене, изображение от этого не портится. Но даже если у вас очень много денег, это не значит, что вы всесильны и вас не на#бут. Скорее наоборот!

Искусство — это такой рынок, где без этого никуда! Недавно вот нашего миллиардера Рыболовлева (это бывший владелец “Уралкалия”) обвёл вокруг пальца какой-то французский арт-дилер по фамилии Бувье. Рыболовлев обиделся ещё и на аукционный дом Sotheby’s,, который вроде как помог мошеннику реализовать свои коварные планы (на минуточку, предъявил иск он аж на 380 миллионов долларов). Я, кстати, уверен, что так и было, аукционисты — они типа риэлтеров, живут на проценты, молотком бьют и в ус не дуют.

Сумма иска не перестаёт быть удивительной, даже если учесть объём покупок уважаемого бизнесмена. За последние 10 лет Рыболовлев накупил картин на $2 миллиарда — Пикассо, Гогена, Моне, Ван Гога, Модильяни, Климта (ну, сделаем вид, что вы знаете, кто это). Из этих двух ярдов чуть ли не половину присвоил себе француз с подельниками из британской конторы. Мало того, что он брал себе комис в 2% с каждой картины, но и нещадно завышал цены. Ну это и неудивительно — нашёлся вдруг лоховатый нуб с огромными деньгами, как его не развести?

Рыболовлев начал продавать картины, и выяснилось, что стоят они гораздо (иногда — в разы) дешевле уплаченного. Но было одно исключение — полотно Леонардо да Винчи “Спаситель мира”. Картина, прямо скажем, так себе, но продали его какому-то арабскому шейху аж за 450 миллионов долларов, из которых полтос — комиссия аукционного дома. Это (пока) самый дорогой предмет искусства в истории.

Хулиномический интерес представляет, конечно, изменение цены картины сквозь века. Исследовал её австрийский банкир и профессор Кристиан Шоппер.

Итак, сам Лео продал свою картину Людовику “Отцу народа” Двенадцатому, живому и весёлому королю Франции, который прославился тем, что помер в попытках зачать наследника. Ну, угарный был чел, чего тут говорить: любил охотиться, пировать, снизил налоги, напал на Италию и всё такое. В 1500 году король купил у да Винчи “Спасителя” за хер знает сколько денег. Увы, такими данными историки не располагает.

Мы знаем, что “Мона Лизу” продали в 1519 году за 4000 золотых дукатов, это по нынешним меркам порядка 600 тысяч баксов. Но тогда Леонардо уже был звездой европейского, если не сказать мирового (Америки-то ещё толком не заселили) масштаба. Поэтому наверняка за “Спасителя” заплатили в разы меньше. Но другой цифры у нас нет, поэтому будем отталкиваться от неё.

Сам да Винчи картину не подписал, но спустя 100 с лишним лет у наследницы Людовика, королевы Генриетты Марии Французской, нашлась гравюра с её копией, которая была подписана таким образом, что будто бы сделана с шедевра самого Леонардо.

В 1900 году картину купил британский баронет Кук, богатый любитель живописи миланской школы. Но в период борьбы католиков с протестантами Спасителю какие-то рьяные борцы подрисовали усы и бороду — без них он смотрится слишком женственно, что для Иисуса, сами понимаете, как-то не стильно.

Поэтому наследники Кука продали работу на Сотбис всего за 45 фунтов. Да-да, не миллионов, а просто фунтов. Просто в 1958 году считалось, что написал полотно не сам Лео, а один из его учеников, коих было предостаточно. В 2005 году какой-то американский арт-дилер с инвесторами купили картину уже за 10 тысяч долларов. Это, конечно, очень хороший рост — порядка 13% годовых за 47 лет. Но дальше началось самое интересное.

Дилер вместе с какими-то правильными людьми картину отреставрировал и вдруг стало ясно, что нарисовал её действительно Леонардо. Хотя некоторые и сейчас считают, что подлинная в этой истории только рама (ну и жадность некоторых участников, конечно, самая настоящая).

Через восемь лет “Спасителя” купил известный нам Ив Бувье уже за 75-80 миллионов долларов. Предыдущие владельцы, выходит, получили просто астрономическую доходность: больше 200% годовых на протяжении многих лет! Мы не знаем, сколько они потратили на реставрацию и доказательство подлинности, но очевидно, эти траты окупились с лихвой.

Рыболовлеву Бувье впарил полотно за 127 миллионов долларов в том же самом 2013 году. То есть чел, не шибко напрягаясь, накинул 50 лямов и загнал её нашему наивному олигарху. Олигарх, как мы помним, про это узнал и обиделся. Ну, посмотрим, кто кого. Этот Бувье, видать, сам прожжёный аферист и так легко его не возьмёшь.

А в 2017 году случился аукцион Кристиз, во время которого цена картины прыгнула аж до 400 миллионов долларов. За 4 года доха вышла в 35% годовых — очень жирно, особенно для такой суммы.

Но если посчитать доходность от Луи XII до наших дней, получится, что пятивековая история “Спасителя мира” вполне органично вписывается в доходность картин за последние 100 лет: полтора-два процента в год.

Как вариант диверсификации большого (ну ок, очень большого) портфеля, искусство — тема интересная. Только не надо забывать о том, что кэшфлоу там отрицательный: хранение, перевозка, страховка, выставки (вы же хотите, чтобы картина росла в цене?). Продать картину трудно. Ещё труднее угадать нового Бэнкси или Уорхола. Тут столько случайностей, что объективно судить о чём-то нереально. Короче говоря, покупайте те картины, которые вам нравятся. У меня вот знакомый татуировщик прикольные акварели рисует с видами Москвы, я прусь. Могу и вам загнать, арт-дилером поработаю. Говорят, это прибыльно.

★4
26 комментариев
Бизнес-схема обретения «утраченных шедевров» хорошо описана в книге «Белая голубка Кордовы».
avatar
Побуду чуть занудой, ибо поставить в один ряд Бэнкси и Уорхола, шаг смелый, прямо таки вызов ))
Инвестиции в искусство, тема интересная, но сложная, в том смысле, что не имея образования и понимания, делать там абсолютно нечего. Конечно припарковать лишние деньги в какое-то произведение можно, но дело это рискованное. Повесить на стену картину и пусть висит? А точно не осыпется, не сгорит, не украдут?
Лучшей вашей инвестицией с горизонтом в десятки лет будут молодые художники, при этом надо понимать, что необходимо собрать большую коллекцию и только небольшая часть произведений вырастет в цене. Купить одно полотно Шилова и завещать внукам — так себе затея.
Копить акварели гениального соседа татуировщика — еще больший бред. Если автор не в союзе художников, не проводит выставки, не фигурирует в каталогах, то через X лет он никак не станет востребованным, во первых. Во вторых, виды Москвы даже в самом гениальном исполнении не попадают в категорию «современное искусство».

Подводя итог, успешно инвестировать в искусство при ограниченном бюджете можно только в молодых художников, вам нужен свой Джексон Поллак. При этом без понимания концепций современного искусства, даже встретив его, вы не увидите в произведениях их гениальности.
avatar
Les Paul, вижу профессионала, может быть несколько советов о том, как часть портфеля разложить по картинам молодых художников? просто одно дело — чего не делать, это мы поняли. А что делать-то? Где деньги?
avatar
Хулиномика, я вижу мало рабочих вариантов и все очень затратные.
Почему вы считаете, что там _есть_ легкие деньги? Современное искусство должно быть увлечением, тогда что-то можно поймать в мутной воде, а альтернатива это быть профессиональным игроком, со своей галереей, клиентами и тп.
avatar
Les Paul, я вообще не считаю, что где-то есть лёгкие деньги. речь именно о портфельном инвестировании с прицелом 20+ лет. скажем, решил аллоцировать 10-20 тысяч долларов в искусство. что делать?
avatar
Хулиномика, можно открыть арт-лавку в каком-нибудь туристическом месте. ))
avatar
Хулиномика, можно ходить по блошиным рынкам в надежде купить какой-нибудь набросок Пикассо с чердака чьей-нибудь бабушки за 10 евро, например ;))
avatar
Les Paul, что за бред? Какие современные концепции гениальны и в чем эта гениальность состоит? Я конечно не эксперт в живописи, но в музыке после Свиридова 70х годов ничего гениального не создано. Полный 0. 
 По Савельеву мозг большинства людей уменьшается или меньше чем несколько сот лет назад. Мы деградируем.
  Откуда гениальность? Что гениального в квадрате? Или в рандомном шлепке краской? Расскажите?
avatar
googlioner, увольте, я никому и ничего доказывать не буду. ))
особенно людям, с вопросами «Что гениального в квадрате?»
avatar
Les Paul, ахах про доказательство вопрос и не ставился))) 
avatar
Les Paul, Продам к Рождеству Христову:

$16000, серебро 84*, иконе более 100 лет, кому интересно пишите в ЛС.
Хороший комисс у Кристис.
Неожиданно было увидеть в вашем канале рекламу вещевых кардеров...



на аукционах есть такая тема — sleepers, выставляют очень хорошего качества картину узнаваемого мастера задешёво с неправильной атрибуцией, все это просекают и она естественно продаётся дороже в десятки раз, но это подаётся, что, мол,  можно же всё-таки было при везении и очень выгодно купить, может быть, наконец, получится в следующий раз!
avatar
Соглашусь:
Короче говоря, покупайте те картины, которые вам нравятся.
Но как быть со мной, я не покупаю ничего, у меня на стенах — висят картины моей дочери. Только сейчас задумался — а ведь, это бесплатные картины!
И на кой мне нужен тот Сотбис?
P.S. Дописано.
Миллиардер Рыболовлев купил за 127 миллионов долларов картинку для вешания на стену.
Сцуко, да как же этот парень сделал свои мильярды? Откуда такой мозг? 
avatar
Интересно!
avatar
   В 1900 году картину купил британский баронет Кук
   Наследники Кука в 1958 году продали работу на Сотбис всего за 45 фунтов  
   В 2005 году какой-то американский арт-дилер с инвесторами купили картину уже за 10 тысяч долларов.
Дилер вместе с какими-то правильными людьми картину отреставрировал и вдруг стало ясно, что нарисовал её действительно Леонардо. Хотя некоторые и сейчас считают, что подлинная в этой истории только рама (ну и жадность некоторых участников, конечно, самая настоящая). 

   Через восемь лет “Спасителя” купил известный нам Ив Бувье уже за 75-80 миллионов долларов.
   Рыболовлеву Бувье впарил полотно за 127 миллионов долларов в том же самом 2013 году
   А в 2017 году случился аукцион Кристиз, во время которого цена картины прыгнула аж до 400 миллионов долларов.

после отмены «золотого стандарта» доллар теряет в цене, и нужно больше долларов, чтобы равнозначно оценить ту же самую вещь, с прошествием времени...

в предметах искусства и антиквариата как-раз таки и видны реальные темпы мировой инфляции
avatar
Пост хороший, не понял только, почему «близ Тосканы», городок Винчи расположен в Тоскане, по идее должно быть с хутора близ Винчи. «Хутор», где родился Лео, примерно в километре от Винчи вверх по горе.
avatar
Стать успешным арт-дилером очень сложно, нужно обладать массой познаний, огромной творческой интуицией и еще много-много чем. А самое главное — это очень закрытый мир, нужно располагать связями, которые трудно заполучить.

Так что для большинства желающих потолок, как верно подметил выше коллега Les Paul — это арт-лавка или небольшая галерея. Если место будет удачным и подбор картин правильным, выжить можно в принципе, разбогатеть вряд ли. 
avatar
Geist, моя мысль, которую развивать не стал, именно в том, что своя лавка или галерея будет вашим ключом в мир искусства. Со временем вы обрастете связями и станете не только втюхивать мазню туристам (а с голоду их все художники делают), но и проникните в мастерские, увидите кто и что делает реально, сможете приобрести в свою коллекцию то, что на рынок вообще не выходит.
avatar
Les Paul, согласен, но только отчасти. В том смысле, что шансов, что арт-лавка станет ключом к большому искусству всё-таки не очень много. Тогда скорей нужно начинать сразу с галереи, а не с лавки. Ну и в обоих случаях это очень долгая песня.
avatar
Geist, инвестиции в искусство — процесс долгий ))
Я из Питера, вполне спокойно знакомился с художниками, прекрасные люди, не вижу больших проблем в создании связей. Важно еще, кто вы сами, насколько с вами интересно общаться оппоненту, насколько вы готовы говорить на одном с ним языке.
avatar
Les Paul, я видимо не очень прозрачно выразился, но имел в виду не художников. С художниками связи налаживать гораздо проще. А вот с тем, что можно назвать «околорынком» искусства, особенно большого искусства, там уже очень сложно, полумафиозные структуры по своей закрытости ;) 

Я просто пробовал в свое время, в пользу пары заинтересованных близких мне людей и понял, что там придется пробивать лбом слишком много стен. Я бы лично не потянул, недостаточно навыков правильной тусовки у меня ;)
avatar
Geist, соглашусь, но приличному коллекционеру туда и не надо.
avatar
Насколько я помню, г-н Рыболовлев на настоящий момент уже далеко не в убытке....
А это была завязка поста.))
avatar

теги блога Хулиномика

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн