Блог им. smoketrader

"Банкиры говорят банк-клиент, а «корпораты» - клиент-банк" (часть 2)

Теперь немного про «практику». Если обобщить практику коллег-корпоратов (крупные холдинги, крупный бизнес), можно сказать, что большинство использует следующую «модель» управления денежными средствами: работа на кредитные средства. А на свои — более «глобальные» процессы (я бы даже сказал – более «капитальные»: постройка недвижимости, к примеру, и последующая сдача ее в залог под кредит).

Вцелом, для оценки фин.положения и размера «юрика» можно спросить его ставку по кредиту. Конечно, мы здесь не берем компании с гос.участием – которые имеют возможность кредитоваться по ставке «ключевая минус». Отличное фин.положение может быть показано кредитной ставкой «ключевая плюс 2-3%», хорошее – плюс 5%, ну и далее – все остальные. Кстати, такая оценка достаточна близка аудиторским проверкам Центрального Банка (если анализировать их методику оценки фин.положения контрагента и проводить параллели).

Помимо «веселой» стадии «договоримся о ставках» есть еще и контроль ковенантов. К примеру, у нас – это (если на «бумагу») лист А3 10-м «кеглем» (по всем банкам, с кем открыты кредитные линии). Автоматизация процесса «учет ковенант по кредитным договорам» сильно упрощает взаимодействие. При том, что нормальных вендоров, кто производит адекватное ПО – напишу так «крайне мало». Хотя это, еще хорошо сказано. Проблем много. У крупных компаний в основном учетные системы самописные (и хоть и на базе 1С), вопросы интеграции ПО стоят на «первой линии» мозговых штурмов. За год я пересмотрел кучу решений и было принято стратегическое – делать самим, поскольку почти всегда 2 варианта: красивая программа – но не интегрируется (хоть убейся), интеграция отличная – интерфейс стар как говно мамонта (и не дорабатывается, ешь – как хочешь, инструкция к нему – 4 КАМАЗа).

  • Примеры «дефолтных» ковенант: неисполнение платежных обязательств, нарушение гарантий, использование кредита не по целевому назначению, реорганизация (это постоянный, читаем – ежемесячный или «посделочный» (по событию) мониторинг.
  • Есть и информационные – аудиторское заключение, отчетности РСБУ/МСФО (ежегодно или по запросу).
  • Финансовые ковенанты влияют на изменение условий по кредитным линиям: соотношение NetDebt/EBITDA, рентабельность и капитал, соотношение задолженности по непогашенным кредитам к рыночной стоимости залога (LTV). Этим в первую очередь и занимается Казначейство (точнее, один из его отделов).

Про кэш-менеджмент и единое управление счетами холдинга пока писать не буду. Не усложняем.

Про ковенанты поговорили…

Теперь про «операционку»:

Прогнозируем финансовые потоки на месяц (на деле больше) вперед. Прогноз движения денежных средств и остатки по счетам влияет на оперативное управление. Либо привлекаемся, либо гасим кредиты, либо размещаемся.

Что от чего зависит – с привлечением, думаю все понятно?! Хотя тут тоже 2 варианта – привлечение долгосрочного кредита (больше года) и краткосрочные кредитные (возобновляемые) линии.

  • Долгосрочный, почти всегда (хотя бывают и варианты) выбирается полностью.  В основном используется для рефинансирования более дорогих кредитов («усреднение» ставки по долгосрочным линиям – кстати, тоже ковенанта). Зачастую – «инвестиционный» (что-то глобальное).
  • Краткосрочный – берется «на текущие нужды». Средняя длина 1 месяц. Реже 2-3. От чего может зависеть «длина» — в основном это ставка и прогноз на изменение ключевой со стороны ЦБ РФ. Кстати, индикатор – котировки по кредитным ставкам – понятны «ожидания» решения ЦБ РФ (а с учетом, что многие банки-партнеры – «квази»-госы – читай «опережающий индикатор»).
Делим кредиты на с ПДП (правом досрочного погашения) и без ПДП. Вторые дешевле, но не на много (0,1-0,2% примерно, реже больше). В основном «с ПДП» используется (что логично).

Привлекли кредит, остатки положительные, можно работать. При этом, мы понимаем, что через неделю досрочно гасим большой кредит (несколько ярдов), причем непонятно когда – как договоримся. Как вы понимаете, переговоры и ставки зависят от многих факторов, к примеру «держать» досрочно погашаемый кредит через конец месяца. Также как и в банке Казначейство поддерживает баланс на конец дня близким к нулю (т.е. не хватает – привлекли, много – разместили). Для размещения, как я уже ранее писал есть 3 основных варианта:
  • Депозит или НСО (неснижаемый остаток) в банке. Кстати, НСО предпочтительнее, поскольку это не перевод на другой счет, блокировка на текущем (быстрее для управления).

Биржевые сервисы:

  • Депозит с ЦК (Депозит с ЦК/РЕПО с ЦК с КСУ). В основном делаем овернайт, если финансовые потоки позволяют на след.день просто «перекладываем» по новым ставкам с утра, если нет – выводим и вечером снова загоняем на Биржу и оттуда размещаем.
  • М-Депозиты. Тоже описывал ранее – размещение средств в банки через аукционную «коробку» Биржи. Суть, а-ля депозиты, под унифицированным Ген.Соглашением.

После того, как у корпоратов появились биржевые сервисы и «доступ к рынку», банки начали весьма неплохо котировать остатки. Хотя (по моим разговорам с коллегами из других корпораций) сохраняется отрицательный сред к бирже в районе 1-2%, местами и больше, но это в основном из-за того, что корпорация не выходит на рынок. Хотя, рынок упрощает допуски и у банков уходят источники ликвидности... 
 
Кстати, Депозит с ЦК несет в себе низкий риск, тогда как Депозиты/НСО и М-Депозиты имеют существенно более высокие риски.

Но, про риски на контрагентов в следующей «части». 

П.С.
Повторяю, для «новичков» — оффтоп и флуд => бан 

★4
10 комментариев

Я почти 20 лет занимаюсь автоматизацией корпоративных финансов, в основном — сетевая электроэнергетика (начинал автоматизацией Казначейства РАО ЕЭС России). Этот мой комментарий к прошлой теме.

1. Принципиальное отличие от Вашей оргструктуры :
            1.Управление денежными потоками
            2.Корпоративное финансирование
            3.
Управление рисками
п.2 в Казначействе отсутствует, также как отсутствует и финансовое планирование — БДДС и т.д. и т.п. — этот функционал выделяется в отдельные родственные подразделения. Но при этом Казначейство обязательно имеет целый набор контрольных функций ( по бюджету, по графику платежей, по лимитам, целевое финанс. и проч).  Т.Е. в моем случае оно выполняет свою операционную функцию, организационно находясь между финансистами и бухгалтерами.

2. Автоматизация казначейства. Она всегда индивидуальна. Хотя технологии основных процессов одинаковы.  Все равно на 90% нужный функционал будет программироваться дополнительно, поскольку он специфичный для конкретной организации. Что в собственной системе, что на базе САП или 1С. И EXCEL всегда будет при этом востребован :)

avatar
AndMax, 
1. не спорю — у кого-то вынесен в отдельную функцию (у нас), у кого-то в составе казны… Тот пост — это частично презентация на тему Единое казначейство. 
2. Увы, но Эксель — это данность. Еще Анаплан… Про САП думаем. 
Но, все сводится, к «напильнику» в рамках собственных программеров. Хотя вцелом, по рынку есть несколько вендоров кто «может» (но тут же не рекламный пост). Вопрос в том, что да — могут — а вот за какие деньги — другой вопрос. Цена «интеграции» — вообще караул.
avatar
Smoketrader, открою страшную тайну :) — ваши собственные программисты — это лучший вариант. потому что в силу своей прикладной специфики они полностью 'в теме '. да, к ним могут быть (мелкие) претензии по срокам/качеству, но что получите нужный результат — это без сомнений. А любой 'чужой' -  за ваши же деньги: во-первых, его надо ввести в специфику. во-вторых, отбиться от многих навязываемых им (готовых) но ненужных Вам технологий. Ну и в-третьих, так и не получить нужный результат в итоге исполнения договора ( что бывает не так уж и редко).
avatar
AndMax, енто все понятно… Я ж и пишу — делаем сами…
avatar

так у вас вообще все прекрасно :). потому что ваши же ребята вам и текущую модернизацию обеспечивают, и, наверняка, поддержку. А это тоже денежка немалая в ином случае будет :) 

avatar
AndMax, именно поэтому и решили сами делать… другое дело, что меееедлеееннноооо… Ибо IT это ж общая структура, т.е., все приходится (все ТЗ писать ужасно просто)… Я в общем чую, что я уже и технический писатель… до кучи.
avatar
Smoketrader, ну так в крупной организации если пошел проект по  специализированной ИС, так он по-любому небыстро идет, особенно в начале и на этапе внедрения. Крайне желательно иметь руководителя проекта (рулит между бизнесом и ИТ) и создать отдельную рабочую группу сотрудников-участников проекта( чтоб взаимодействовать напрямую а не по установленным бюрократическим процедурам между разными подразделениями).
avatar
AndMax, это и есть мой проект, помимо риск-менеджмента ) 

avatar
Smoketrader, ок. если есть необходимость предметно пообщаться — скиньте  свои координаты. А то мне тут рейтинга хватает только на публичные комменты :)
avatar

теги блога Smoketrader

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн