Как известно, существует три основных типа инвестиционных стратегий по степени риска: консервативная, умеренная и агрессивная. Сегодня мы рассмотрим наиболее рациональную из них — умеренную. Эта стратегия основана на инвестициях в акции надёжных высокоприбыльных компаний. Она подразумевает разумное соотношение рисков и прогнозируемой прибыли, а значит, ставит перед инвестором три основных цели: выбрать надёжного эмитента, выбрать правильный момент покупки акций и вовремя продать акции, чтобы получить максимальный доход. Разберём каждую из целей подробнее.
Формирование инвестиционного портфеля
Критерии, по которым инвесторы выбирают объект вложений, можно условно разделить на две большие группы — финансовые и нефинансовые. Поскольку мы решили действовать рационально, будем опираться в первую очередь на цифры, и только потом — на общую конъюнктуру рынка.
Финансовые показатели компании
- Чистая прибыль (net income) — годовая выручка компании после вычета всех затрат. Для нас предпочтительны инвестиции в акции компании с высокой и быстрорастущей чистой прибылью.
- Собственный/акционерный капитал (equity) — финансовые ресурсы компании, сформированные за счёт средств учредителей и результатов собственной деятельности. Этот капитал может состоять из нескольких частей: уставного капитала, нераспределённой прибыли, добавочного капитала, резервного фонда и так далее. Для инвестиций в акции важнее всего нераспределённая прибыль — доля капитала, которая не идёт на уплату налогов и дивидендов, а повторно инвестируется в компанию.
- Рентабельность собственного капитала (ROE — return on equity). Финансовый коэффициент, демонстрирующий доходность бизнеса для его владельцев после вычета процентов по кредиту. Рассчитывается по формуле ROE = Чистая прибыль ÷ Средний акционерный капитал за период. Для инвестиций в акции это один из важных показателей, так как в некоторых случаях компании показывают хороший рост собственного капитала и внешне выглядят благополучно, но расчёт ROE показывает, что их бизнес не развивается.
- Долгосрочный долг (non-current liabilities) — непогашенные кредиты и займы сроком исполнения более 12 месяцев, а также отложенные налоговые обязательства. Нормальное соотношение долга к чистой прибыли — не более 5-7 раз.
Конкурентные преимущества компании
- Узнаваемый бренд.
- Контроль рынка (монополия).
- Востребованный товар или услуга.
- Уникальная (неповторимая) технология производства.
- Ценовое преимущество.
- Перспективы роста бизнеса.
Таким образом, перед инвестициями в акции мы должны изучить финансовую отчётность компании (в идеале — за 5-10 лет), а также собрать информацию об отрасли, в которой работает компания, конкурентных преимуществах компании и ее репутации.
Классификация компаний
Для удобства разделим всех эмитентов на фондовом рынке на четыре категории по типу успешности.
- Категория А — успешные компании. Они долго (хотя бы 5-10 лет) держатся на рынке. Их бизнес ежегодно растёт. Прирост чистой прибыли в год — 15%, прирост собственного капитала в год — 10%, средняя рентабельность капитала за 5-10 лет — не ниже 15%. Отношение долгосрочных долгов к чистой прибыли — не более 5.
- Категория В — прибыльные компании. Они растут не так быстро, как компании вида А, иногда терпят неудачи, но быстро восстанавливаются и продолжают развиваться. Прирост годовой чистой прибыли — от 0 до 15%, может быть один или два убыточных года с последующим быстрым восстановлением. Прирост собственного капитала в год — до 10%, отношение долгосрочного долга к чистой прибыли — не более 7.
- Категория С — неустойчивые компании. У этих компаний чередуются убыточные и прибыльные годы, но полноценного восстановления после спадов не происходит. Средняя чистая прибыль за 5-10 лет незначительна. Прирост собственного капитала — не более 5% в год. Долгосрочный долг может превышать годовую прибыль в 10 и более раз.
- Категория D — убыточные компании. Эти компании находятся на грани банкротства. У них наблюдается резкое падение собственного капитала и большой долгосрочный долг.
Очевидно, что для наших инвестиций в ценные бумаги подходят только акции компаний типов А и В. При вложении в активы других компаний мы просто потеряем время и деньги.
5 факторов снижения цены акций
Существует пять благоприятных ситуаций, в которых выгодно совершать инвестиции в акции надёжных компаний:
- Обвал цен на фондовом рынке.
- Панические распродажи на рынке «быков» из-за корректировки курсов.
- Изменения в структуре компании (слияние, реорганизация, реструктуризация).
- Незначительные финансовые проблемы компании.
- Войны или военные слухи.
Выбор момента продажи акции
Продавать акции можно, когда коэффициент Рыночная цена / Собственный капитал компании вырастет в два раза по сравнению с моментом покупки.
Это правило можно выразить формулой
[(P2/BVn2) ÷ (P1/BVn1)]> 2
где P1 — цена покупки акций, BVn — объём собственного капитала на одну акцию в момент покупки акции, P2 — цена продажи акции, а BVn2 — объём собственного капитала на одну акцию в момент продажи.
Заключение
Подводя итог сказанному, выделим главные задачи инвестора на фондовом рынке:
- Отличать успешные акции от убыточных.
- Рассчитывать выгодную цену покупки акций.
- Покупать надёжные акции в момент спада цены, не обращая внимания на негативное информационное поле.
- Продавать акции, как только началось падение финансовых показателей компании или появилась более выгодная инвестиция.
---
P.S.: cтатья подготовлена по материалам книги А. Г. Хачатряна «Успешные инвестиции на фондовом рынке: как зарабатывать на акциях».
journal.open-broker.ru/investments/investicii-v-akcii-kompanij/
Рили?
не допустим, заграница нам поможет!