Психология проектирования торговых систем. /$Live/
МОТИВЫ
Теория
Мотив и мотивация — это изначально разные понятия, мотивация более общее понятие по отношению к мотиву. Понятие мотивация используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта (
действия).
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?» «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл…?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности.
Например, в первом случае трейдер принимает торговое решение на основе выработанного индивидуального плана действий в соответствии со своими принципами управления капиталом, учитывая при этом внешние по отношению к нему рыночные условия. Во втором случае трейдер покупает актив на основании просмотренной телепередачи, в которой журналист подробно объясняет, почему стоит покупать актив. Первый трейдер скорее всего сможет внятно объяснить причины своих действий, которые будут отражать его интерес к данному активу, цель покупки, возможные варианты продажи актива и многое другое. Второй торговец отреагировал на поступающие стимулы, исходящие из сложившейся ситуации, без четкого плана действий купил актив и вряд ли сможет объяснить смысл, цель своих действий и возможные варианты продажи актива. В первом случае можно говорить о том, что поведение трейдера определяют внутренние психологические факторы. Во втором случае можно говорить о ситуационной мотивации трейдера, потому, что принятие торгового решения было скорее внешним, ситуативным, эмоциональном. В первом случае трейдер принимает ответственность за свое торговое решение, во втором ответственность приписывается ситуации, рынку, войне в Ливии, соседу, журналисту, коллегам в чате, кому угодно, но только не себе. «Виноват рынок» — твердят такие торговцы. Рынок — живой организм и он требует жертв, распространенная иллюзия. Если рынок требует жертв, то рано или поздно ей можно стать. Однако в большинстве случаев трейдеры сами надевают маску жертвы.
Итак, существует две мотивации определяющие деятельность. Диспозиционная – внутренняя, пример с первым трейдером, и ситуационная – пример со вторым трейдером. Вероятно, вы обратили внимание, на логическую ошибку. Ведь и первый и второй трейдеры совершали сделку на основе полученной информации. Второй, скорее всего, потеряет деньги, а первый заработает. Диспозиционная (внутренняя) мотивация и ситуационная (внешняя мотивация) взаимозависимые категории. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, её восприятия трейдером. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам трейдер предвзято и критично воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Таким образом, любые торговые действия можно рассматривать как двояко детерминированные: диспозиционно и ситуационно. (Упражнение 2)
Наиболее интересным представляется условно разделить мотивы на здоровые и не здоровые. Здоровые мотивы и нездоровые звучат достаточно резко, однако это уместно и оправданно. Если человек умышленно раз за разом наносит себе травмы, его однозначно признают больным. В трейдинге возможностей для самобичевания непочатый край. Критерием здоровья или нездоровья выступает та деятельность, которую человек выполняет для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, не приводящая к желаемому результату, начинает терять смысл, а неадекватные результаты и отсутствие удовлетворения от результата, приводят к фрустрации и целому спектру эмоциональных состояний, чаще всего депрессивных и апогей соматические (телесные заболевания).
Итак, для удовлетворения потребностей необходимо подобрать соответствующую деятельность. Обратная ситуация – отмазки. Я делаю это потому, что из-за того что. В трейдинге и жизни редко приводит к желаемому результату.
Довольно большая проделанная работа по данной теме. Может пригодится.
www.b-training.net/files/Motivacia-y-motivy-Ilyuin.pdf
dma.masterforex-v.org/#lit_4