Блог им. SergeySmit
Сегодня как никогда актуальна тема противостояния нефтяного бизнеса и альтернативных источников энергии. Хотелось бы вставить свои две копейки по этому вопросу и пофантазировать [поразмышлять] на эту актуальную тему.
Подобный пост я уже оформлял некоторое время назад. Но в силу малого количества просмотров, а также некоторых других факторов я решил опубликовать те же материалы еще раз, но в тему дополненные. На днях, вот, ко мне в руки попала книга «Воспоминания о будущем». По книге есть, что обсудить, есть, что непонятно и что слишком уж абстрактно, и есть те мысли автора, которые удивительным образом совпали с моими. Вернее, наоборот.
Поэтому я решил упаковать серию своих «фэнтэзийных» постов в еще одну статью, которую пополнил, во-первых, цитатами из книги, а, во-вторых, другой занимательной информацией. Внутри статьи — Каддафи, Мухаммед бен Сальман Аль Сауд, мысли от Forbes, про литий и многое другое.
Во-первых, я бы отметил слова Сергея Вакуленко из «Газпром нефти», который рассказывал довольно интересные вещи в рамках вот этого видео. На 19:42 минуте интервьюер спросил, не дословно: чем можно будет заменить текущие доходы компании при снижающейся доле нефти и газа? Мол, когда-то вы говорили о том, что 10% выручки компании может приносить продукция, не связанная с нефтью и газом.
На что Сергей Вакуленко ответил: "Те навыки, которые мы, как компания, приобрели, развивая нефтегазовое производство, оказывается вполне применимы где-то еще. Если посмотреть, в чем наши навыки состоят: мы можем прийти в крайне негостеприимные территории, понять, как там можно организовать работу очень крупного проекта, и сделать так, чтобы этот проект там произошел".
Что касается непосредственно самого вопроса замещения «черного золота» альтернативными источниками энергии. Можно долго дискутировать на темы темпов роста продаж электрокаров, высокой стоимости транспортировки электроэнергии, рынков сбыта электрического транспорта, ёмкости батарей и других насущных вопросов.
Но, мне кажется, касаясь этой «зелёной» проблемы, нужно не упускать из виду связку «нефть — доллар» и фантазировать в том числе и на эту тему.
Напомню детали соглашения:
Сделка оказалась выгодной для обеих сторон, каждая из которых укрепила свое политическое и экономическое влияние.
Доллар, в свою очередь, вновь заполучил ведущую роль в мировом бизнесе, уж слишком много стран нуждалось в нефти и было вынуждено покупать её, расплачиваясь американской валютой. Даже СССР продавал свою нефть за доллары, чтобы впоследствии за доллары же осуществлять импорт, к примеру, продуктов питания.
Нет стран, которым не требовалась бы нефть, а это означает стабильный спрос на доллар. Все развивающиеся страны нуждаются в хороших дорогах, транспорте, инфраструктуре для экономического роста.
Высокий спрос на американскую валюту постепенно привел к тому, что многие страны постепенно стали соглашаться с внешней политикой США или были вынуждены делать это.
И сегодня доллар США— основной участник мировой торговли нефтью.
Со временем доллар еще больше укрепил свои позиции. Некоторые из стран привязали свою национальную валюту к доллару, а где-то внутренняя экономика и вовсе полностью перешла на расчеты в $. И хотя в начале 2019-го та же Саудовская Аравия заговорила об отказе от торговли нефтью за доллары, доллар по-прежнему остается главной валютой на нефтяном рынке, упрощая торговлю ресурсом.
Тот же Ирак, находящийся под американскими санкциями, продолжает поставлять свою нефть в Азию и Европу через иностранные нефтяные компании, вроде «ЛУКОЙЛ», Exxon Mobil, расплачиваясь долларами. А возмущенные действиями американцев Венесуэла и Иран торгуют своими нефтяными запасами в прочих валютах, теряя часть дохода из-за издержек, связанных с конвертацией валют.
Помните Муаммара Каддафи, главу Ливии? Он поплатился жизнью в том числе за то, что хотел отвязать нефтяной рынок своей страны от доллара США.
Да, неприятно осознавать, что доллар США— основной участник мировой торговли нефтью.
Саудовская Аравия хоть и демонстрирует мускулы, но её значительные объемы поставки черного золота американским корпорациям и ежегодный заработок в размере более $350 млрд. не дадут вот так быстро и безболезненно перейти с расчетов в долларах США на иную валюту.
***
Итак, устойчивость сегодняшнего доллара подкрепляется в том числе огромными объёмами торгуемой нефти. И шатание вот этого контроля над мировой финансовой системой, построенной на долларе и крупных банках США, совершенно невыгодно текущей «мировой элите» — банкирам.
Т.е. мы можем сейчас фантазировать на тему замещения некоторого объема потребления нефти электричеством в течение ближайших лет и экстраполировать цифры, но ребята, сидящие в правящей верхушке США, я уверен, уже всё порешали на лет так десять вперёд.
Возможно, что эта самая «элита» может первой начать лоббировать «зелёную» энергию и отказ от нефти, чтобы успеть привязать нацвалюту к новому сырью и сохранить свой статус, как это было в 1974-ом.
Та же Саудовская Аравия несколько лет назад заявляла, что лет через двадцать страна намерена экспортировать энергию, добытую через солнце и ветер, а также постепенно отказываться от развития добычи нефти. Каким образом осуществить выгодный экспорт — уже другой вопрос, пока что близкий к фантастике. Но почему бы после решения этого технического вопроса не образоваться очередному соглашению между теми же американцами и саудитами?
Мухаммед бен Сальман Аль Сауд — саудовский наследный принц. Именно он представил миру программу Vision 2030 — Видение Саудовской Аравии 2030, которое направлено на уменьшение нефтезависимости Саудовской Аравии и диверсификацию её экономики.
Поэтому я бы повесил триггер именно на этот процесс. Как только пойдут первые серьезные разговоры об экспорте энергии в долларах США, тогда и стоит, как это говорится, шортить нефтяников. Но процесс переговоров, особенно таких, — он совсем небыстрый, и ладно там с этими правящими банкирами: лоббистов по нефтянке в Конгрессе США достаточно (от корпораций, вроде ExxonMobil и Chevron).
Эти люди хотят зарабатывать и сегодня, и завтра. Много ли среди этих людей приверженцев альтернативной энергии в лице солнца, ветра, воды? Они могут любить электрокары и каждый день использовать их для поездок в офис. Но в кармане-то они шелестят нефтедолларами.
Говоря о нефтяных лоббистах в американском правительстве, нельзя не вспомнить политику Барака Обамы в период своего бытия в Белом доме. Тогда он воевал в том числе с Exxon Mobil.
В начале 10-ых годов президент США ужесточил стандарты топливной эффективности автомобилей. Новые правила предполагали снижение уровня загрязнения окружающей среды и развитие сектора чистой энергетики.
Прошло почти девять лет. В сентябре 2019-го газета Financial Times сообщила, что Дональд Трамп выступил с инициативой запрета для штата Калифорния ужесточать нормы выбросов автомобилей. В 2013-ом солнечный штат получил такое право от Обамы, сейчас это право отбирают в том числе благодаря «инвестициям» в предвыборную кампанию Трампа со стороны нефтяных корпораций, вроде ExxonMobil. Также действующий президент США выступает против ежегодного снижения уровня допустимых выбросов. Старина Трамп хочет заморозить этот показатель до 26-го года на уровне 20-го года.
Кроме этого, в 2017-ом году Трамп сообщил о пересмотре так называемого Clean Power Plan того же Обамы: он сократил ограничения на выбросы угольных электростанций и в целом упростил регулирование.
По некоторой информации, Трампу выделили деньги такие компании, как Chevron (525 000 долларов), Citgo (500 000 долларов), ExxonMobil (500 000 долларов), BP Corporation (500 000 долларов), Murray Energy (300 000 долларов), NextEra Energy (250 000 долларов).А Exxon Mobil продолжает зарабатывать нефтедоллары, хотя во времена президентства Обамы компании пророчили серьезные проблемы в течение ближайших 10-20 лет.
Понятно, что на смену Трампу придет другой президент со своей новой командой лоббистов. Левые заменят правых, правые заменят левых, и введенные распоряжения будут снова отменяться или заново вводиться. Но сам факт того, что целая отрасль находится под угрозой (а массовый выпуск электромобилей — это огромный ущерб как нефтянке, так и авто-гигантам, зарабатывающим сейчас хорошие доходы на обслуживании и запчастях), на мой взгляд, отодвигает горизонт авто-революции на десяток лет вперед.
Я читал где-то, что даже сами автопроизводители и профсоюзы выступают за ограничения на выбросы и за экологическую революцию в целом. Но я, честно говоря, пока не понимаю, почему так, ведь доходы гигантов, вроде Ford, значительно сократятся (нет продаж запчастей, нет дорогого обслуживания авто). С другой стороны, с ростом объёма продаж электрокаров маржинальность их бизнеса будет расти.
Интересную мыль насчет крупных производителей авто писал уже упомянутый Forbes: «Стремление сделать прибыльным очередной квартальный отчет делает руководство «большой тройки» автопроизводителей неспособным к планированию на перспективу: средний глава автокомпании в США раньше уйдет на другую работу, чем успеет завершить разработку новой автоплатформы. Ему, в общем-то, все равно, что там будет с «его» компанией через десять лет. Акционеры требовали от него дивидендов? Нате, получите. И не спрашивайте, почему мы так и не смогли создать конкурента «тесле». Tesla, глава и крупнейший акционер которой в гробу видал выплату дивидендов, — исключение».
Возвращаюсь обратно. Да, государство может запустить свою дотационную программу для автопроизводителей, и в тех же Штатах с такой инициативой в октябре прошлого года уже выступил лидер демократов Чак Шумер. Но тут тоже встает вопрос госбюджета и его дефицита.
Нельзя не учитывать правительственные льготы для производителей электрокаров.Канцлер Германии Ангела Меркель на линии по производству электромобиля на заводе Volkswagen. По сообщениям западных агентств, в конце 2019-го года официальные лица и представители отрасли договорились об увеличении существующих правительственных льгот для электромобилей в 2 раза.
Хорошо, тогда вспомним о другой проблеме. В той же компании Ford буквально год назад трудились 200 тыс. человек. По некоторым данным, если очень грубо, то на производство электромобиля потребуется в десять раз меньше людей (подставьте в формулу свой знаменатель, какой хочется). Кто будет решать вопрос трудоустройства сотен тысяч людей?
В том числе и об этом, кстати, уже писали Forbes. Да, процесс сокращения численности сотрудников будет постепенным. Так происходит и в General Motors, к примеру: в 2018 году в GM работало около 173 тыс. человек, в 2017-ом — 180 тыс. человек.
Тем не менее, для любого президента уровень безработицы в стране — та ещё головная боль, и той команде Белого дома, которая всерьез и надолго возьмется за лоббирование сектора чистой энергетики, по-любому придется решать и эту головоломку.
Похоже, что основной удар по двигателю внутреннего сгорания придет из Европы, которой для экономии сотен миллиардов долларов в год просто необходимо отказываться от традиционных авто. Впрочем, крупнейшим корпорациям Еврозоны также придется решать пазл с увольнением большого числа сотрудников. Например, штат Volkswagen Group составляет более 650 тыс. человек. И компания уже объявила о программе ежегодного сокращения числа работников вплоть до 23-его года.
В производстве батарей используются кобальт, литий и графит.
И если автопроизводители захотят снизить цены на электромобили, им придется в том числе обеспечить бесперебойную поставку сырья.
Поэтому наличие большой доли запасов одного из компонентов сердца электрокара в странах Латинской Америки как бы намекает на будущие проблемы в регионе. Возможно, не обойдется без очередных провокаций, локальных конфликтов и даже войн.
На днях ко мне в руки попала новая книга Михаила Хазина «Воспоминания о будущем». По книге есть, что обсудить, есть, что непонятно и что слишком уж абстрактно, к её автору есть вопросы, но также есть те мысли, которые удивительным образом совпали с моими. Вернее, наоборот.
«Представим крупную корпорацию, которая для получения прибыли использует некую технологию, время от времени немножко модернизируя её. И вдруг появляется изобретатель, который придумывает альтернативную, принципиально более простую и экономную технологию.
Теоретически в случае свободного рынка он должен на него выйти и вытеснить конкурента. На практике ему нужны деньги, ресурсы, и все это в конкуренции с крупной корпорацией ему получить, скорее всего, не удастся.
Да и банки (в советы директоров которых, кстати, входят бенефициары упомянутой корпорации), желающие получить обратно свои займы, выданные этой корпорации, будут весьма и весьма осторожны в части финансирования такой альтернативы.… Или предложат изобретателю за копейки продать свое изобретение этой самой корпорации.
А ведь нашего изобретателя еще можно запугать, купить, посадить, наконец, просто запутать в патентных спорах, поскольку выигрыш в суде в капиталистическом обществе при соотношении финансов участвующих сторон, различающемся на порядки, предопределен.
А ведь есть еще и общественные эффекты!
У корпорации миллиардные доходы, которые так или иначе попадают тем или иным людям. Если на рынок выходит принципиальный конкурент, то эти люди перестают получать свои доходы, т.е. сокращают свое потребление.
И если в экономике все хорошо, то можно и потерпеть, а если нет…».
Это так, дополнение к нашему с вами размышлению.
По статистике, в 2018-ом году было продано более 2-х миллионов электромобилей.
В первой главе, посвященной теме нефти и альтернативной энергетики, я попытался пофантазировать на тему крепости американского доллара и некой «элиты», защищающей свои интересы. В следующей главе я попытался вспомнить политику последних двух президентов США, а также представить, кто из левых или правых решится в будущем лоббировать зеленую энергетику под угрозой роста безработицы.
Наконец, в рамках этой главы я хотел бы завершить свою мысль. Зайду со стороны мирового кризиса — кризиса частного спроса.
Что из себя представляет современный мировой финансовый кризис? Глобальное падение спроса. Так исторически сложилось, что центр спроса сегодня находится США: американский потребитель привык потреблять много за недорого (спасибо, Китай), пусть и в кредит. Денежные власти страны последние десять лет активно стимулировали рост спроса за счет выдачи потребительских кредитов, которые со временем, во многом благодаря республиканцам, становятся всё дешевле и дешевле.
Выше — отчет Федерального резервного банка Нью-Йорка сообщил, что к началу 2019-го года совокупная задолженность всех домохозяйств США перед банками достигла $13,86 трлн.
Кризис наступает в тот момент, когда совокупный спрос снижается при продолжающейся кредитной накачке, при невозможности снижать процентную ставку и при невозможности дальнейшего увеличения доли государства в этом самом конечном спросе. Спрос снижается из-за роста издержек производителей, которые перекладывают их на потребителей: денежная накачка приводит к инфляции и росту расходов компании, которые нужно как-то компенсировать.
В нормальной ситуации аккуратная денежная эмиссия ведет к росту цен, бОльшему заработку компаний, повышению зарплат и повышению спроса при прочих равных (к примеру, дешевый импорт). В ненормальной, кризисной ситуации экономика уходит в зону отрицательных ставок и снижающегося частного спроса (от домохозяйств, нас с вами).
Думаю, что можно не гадать о том, будет кризис в следующее десятилетие или нет.
У меня нет волшебного шара или Делореана, но точно говорю, что с вероятностью 50% кризис таки случится.
И по мере сокращения частного спроса будет расти доля наиболее дешевых и необходимых для потребителей товаров — товаров первой необходимости. Объёмы мировой торговли, особенно с текущими пошлинами и растущим регулированием, будут сокращаться.
И наконец-то я добрался до своей мысли. Электрокары — это не товар первой необходимости.
Некоторые из опросов говорят, что 1 из 5 американских водил хочет купить электрокар.
Автопроизводители — бизнес, который и при растущей экономике не может похвастаться высокой маржинальностью, в кризисные годы буквально выживает. Например, у компании Ford себестоимость продаж и прочие расходы по-прежнему баснословно высокие и составляют 98.5% от выручки. В начале 19-го года процентные расходы не покрывались операционным доходом, а чистая прибыль составила смешные $148 млн. И это до кризиса!
В год рецессии и несколько лет после него компании будут отправлять на инвестиции минимум средств, а операционные действия будут направлены в основном на оптимизацию расходов. Разработка платформ для электрокаров — небыстрая и дорогая инвестиция (её надо проектировать с нуля), и я не удивлюсь тому, что многие автопроизводители в кризисное время сократят свои амбиции в части производства электромобилей. Ведь стоимость их производства всё ещё высока, тогда как спрос на них… Возвращаемся на пару абзацев наверх к товарам первой необходимости.
Швеция хочет к 2040 году сделать всю энергетику «зеленой».
Здесь, как и в предыдущих главах, снова вспомню про Евросоюз. В кризисное время при скачке цен на нефть страны Европы серьезно страдают от растущих издержек. Как никто другие они заинтересованы в поставках сырья (своего нет), биржевые цены на которое фактически зависят от масштабов эмиссии денег в Штатах.
Возможно, страны Евросоюза разработают механизм закупки нефти не в американских долларах, что вкупе с их стремлением снизить потребление нефти (переход на зеленую энергию и электрокары) может серьезно ударить как по доллару, так и по нефти.
Но такие механизмы ещё не придуманы (привет, Каддафи). Саудиты торгуют нефтью в долларах США, Трамп выступает против ежегодного снижения уровня допустимых выбросов и имеет шансы стать президентом на второй срок, при этом мировой кризис вроде как где-то у порога, а нефтяная отрасль имеет большой лоббистский вес в правящей верхушке страны с мощнейшей экономикой мира.
Будем делать ставку на поражение нефти в схватке с зеленой энергетикой в новой десятилетке?
Получается, американские президенты служили Саудитам как ландскнехты наемные. За свои же доллары.
Спасибо за статью, понравилось.
Хорошая статья, спасибо.
Но тут важно не забывать две вещи:
1) Зелёная энергетика не может существовать без традиционной. Ну нет сейчас таких технологий которые бы удовлетворяли спрос на энергию в полной мере и по приемлемой цене. Ветряки, солнечные станции, ГЭС — это может эффективно работать но в очень ограниченных масштабах. Я уже более 30 лет живу и с ранних лет слышу из каждого утюга, что зелёные технологии вот-вот обгонят по эффективности традиционные. Но пока всё никак не обогнали.
Помню лет 20 назад смотрел передачу по спутниковому дискавери где учёный на серьёзных щах вещал о том, что запасы нефти через 25 лет иссякнут. Ну то есть по его прогнозам нам ещё 5 лет осталось (ха).
2) С учётом пункта 1 зелёная энергетика выглядит просто как способ давления на традиционную. Это просто два игрока одного рынка и один пытается давить на другого путём лоббирования выгодных ему законов и идеологической накачки.