Блог им. Division_by_zero
Предисловие. Я на эту же тему 4 года назад написал пост, за который мне до сих пор не стыдно. В этой, немного переработанной версии, я хотел озвучить еще пару тезисов:
Во всех дискуссиях про Теслу, меня поражает неспособность многих комментаторов видеть дальше своего носа.
Давайте зададим вопрос – какой “end game” (конечная цель) у Теслы, Uber-а, и всей этой волны транспортных стартапов ?
Многие ошибочно думают, что Uber конкурирует с рынком такси. И что Tesla конкурирует с другими автопроизводителями. Это не так.
И Uber, и Tesla работают на совершенно другом уровне.
Их «end game» – это кардинально поменять концепцию транспорта в Северной Америке, и в мире.
Они сделают это за счет оптимизации одного из самых неиспользуемых и дорогих активов в нашей жизни – личного автомобиля.
Посмотрите на свое авто. Для большинства людей – это самый дорогой актив после недвижимости. Автомобиль, по большому счету, и активом-то назвать нельзя, – это скорее пассив – быстро теряет стоимость и требует офигительных затрат на поддержание в рабочем состоянии.
Тем не менее, этот актив имеет потрясающе низкий коэффициент использования (utilization rate) – вы ездите на нем на работу пару часов, все остальное время он стоит и ничего не делает. Если вы ездите 2 часа из 24, utilization rate будет 8.3%
Продолжаем считать. Среднестатистическая американская семья имеет пару автомобилей. Допустим, они покупают эти авто за 35 тысяч каждый, и используют их по 5 лет, после чего продают за 15 тысяч и покупают новое авто. Получается, амортизация каждого авто в месяц составляет 333 доллара. Я думаю, что эта сумма недалека от реальности. При лизе автомобиля – эта сумма будет приблизительно такой же.
Продолжаем суммировать цифры.
Что имеем в сумме ?
Средняя американская семья тратит на транспорт 666+300+250 = 1,216 долларов в месяц.
Накинем 86 долларов в месяц на ремонт, обслуживание, замену масла, резины и т д.
Получаем 1,300 В МЕСЯЦ.
Конечно, мои расчеты основывались только на здравом смысле и личном опыте, но я думаю, что результат не сильно отличается от реальности.
Вот за этим пирогом, 1300 долларов в месяц на домохозяйство, и охотятся транспортные стартапы из калифорнии.
Какой здесь value proposition? Очень просто !
Вместо того, чтобы покупать 2 личных автомобиля на семью, и тратить 1,300 в месяц, вы будете тратить, допустим, половину этой суммы, $600 долларов, на подписку сервиса по вызову авто. В приложении типа uber вы будете вызывать автомобиль, который будет приезжать за пару минут и отвозить вас куда надо. Излишне говорить, что автомобиль будет автоматически управляемым (беспилотным), и работать на электричестве. Эта бизнес модель называется TaaS – transportation as a service.
Какой размер этого рынка? Давайте посчитаем. В одних штатах 124.6 миллионов домохозяйств. Допустим, половина из них перейдет на эту схему, перестанет покупать личные авто и будет платить 600 долл в месяц за подписку на сервис, описанный выше. Это будет вот такая сумма в год:
448,560,000,000
Четыресто сорок восемь миллиардов с хвостиком в год. Только в Штатах. Допустим, что в Штатах – Тесла сможет окучить 20% этого рынка. Это, в продажах, 89,712,000,000. Допустим, Тесла будет получать 20% чистой прибыли от этих подписок – это будет 17,942,400,000 в год. Умножаем на консервативный коэффициент 20 – получаем market cap для этой компании где то в 360 миллиардов.
Текущая капитализация Теслы – 282 миллиарда, и ей еще конечно как до луны (марса?) до внедрения этой описанной мной вверху бизнес модели.
НО.
Мой расчет предполагал что только 50% домохозяйств в штатах перейдут на владение авто по подписке, и что Тесле перепадет только 20% этого рынка. Он никак не учитывал другие страны и другие бизнесы Теслы, такие например как грузовые авто, и продажу авто наконец (всегда будут маньяки, которые захотят купить авто в личное пользование)
Итак выводы.
Личное авто как элемент статуса для среднего класса считай уже мертв.
Кто его знает, что тут могли делать предыдущие пассажиры беспилотного автомобиля? Пердеть в сиденья, курить-ширяться, мастурбировать… ну его на)(у%, такие сортиры-нужники на колёсах автомобили...
)))
(Н) — Невнимательность…
у мя авто так и ездит...
если есть разметка то только за руль держусь...
глянь фольксваген пакет инновация
Об этом можно не думать (автору!), но тогда это не анализ для обоснования инвестиций, а набросок для Уэлса. Герберта.
Сидели б дома спокойно и молча — сошли б за умного.
еще и дизлайк поставил) чтоб почувствовать себя хоть чуточку важным) ну что сказать) молодец) продолжайте в том же духе) удачи)
ХА! ХА! ХА! ХА! ХА! )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Ну нельзя же быть НАСТОЛЬКО наивным!!!)))))))))
Чтоб тебе было понятнее:
Мугут ли в Белоруссии что-то разработать? Конечно могут! НО!!!!!!!!
Любой адекватный человек просто должен понимать:
Когда некая фирма создает некий прорывной продукт (либо технологию), она презентует эту технологию РЫНКУ.
Когда «прорывной» продукт (либо технология) презентуется Путину (или Лукашенко, или еще какому Великому Вождю) — это ВСЕГДА тупо распил госбабла. ВСЕГДА.
Тут не 50/50, и даже не 9 шансов из 10, а 100%. 100 шансов из 100.
Когда видишь, что некие разработчики презентуют свое изобретение не рынку, а Великому Вождю — просто закрывай страницу, и поулыбайся над фейком)
Надеюсь, с аккумами будет так же, как было с гиперзвуком.
И не только.
Я наивный, а он тут пуп земли, невъеб*но умный… ХА!
ЧЬИ аккумуляторы? Чужие?
Т.е. они будут покупать аккумуляторы у LG, но уже не для того, чтобы в свои машины ставить, а чтобы сдавать в аренду?
А почему бы тогда уж самой LG не сдавать в аренду собственные аккумы?
Продолжая твою мысль, тесла могла бы сдавать в аренду не только батарейки, которые она покупает у LG, но и, к примеру, шины, которые она покупает у данлопа, или мишлена, или кого там еще.
Уже в 2019 году тесла продала больше авто в штатах, чем их главные конкуренты — премиальные седаны от Mercedes и BMW
Посмотрите на график вот в этой статье
https://cleantechnica.com/2019/08/10/tesla-model-3-outsold-bmw-mercedes-audi-lexus-competitors-in-2nd-quarter-in-usa-by-a-landslide/
Если для вас это допущение будет основанием для инвестиций в Теслу на 50 лет, мне останется пожелать вам удачи в рулетке.
Сначала намекаете на то, что я оспариваю очевидное,
потом делаете вид, что не читали мой комментарий...
При том, что он простейший, на более сложный (для вас)
вы вообще предпочли не отвечать.
Если вы Нокия и только что вложились в кнопочные телефоны с новой операционкой Симбиан — очень тяжело все выбросить в окно и перейти на телефоны с touch screen после того, как появился айфон, не правда ли? Проще делать вид что все нештяк, докрутим что нибудь немного, стилус приделаем, игру тетрис добавим и обгоним и догоним этих выскочек из Эппла. Еще RIM был в это время (blackberry), и Motorolla, и Эрикссон телефоны тоже делал. Где они сейчас ?
В мерседесе и биэмве инженеры не дураки, но у них стратегически проигрышная позиция, из которой нет хорошего и дешевого выхода
Именно поэтому новые игроки с новой технологией всегда обыгрывают, потому что не тащат за собой технологического и ментального мусора
Почему, например, Мелкомягкие до сих пор лидеры? Уж в этой сфере революций наделать было гораздо проще, чем в автомобилестроении.
Ваш пример с Эплом по-моему из той же серии, но вы взяли его почему-то в свои аргументы. Показываете тем самым, что просто подгоняете всё под свою веру.
Насчет новых игроков с новой технологией частично согласен, но я ведь тоже об этом выше написал (белорусские аккумуляторы) — новые могут ударить и по Тесле, по сути НЕ ИМЕЮЩЕЙ ничего революционного. А вы опять используете этот довод как доказательство в пользу Теслы.
В общем, ваш стакан наполовину переполнен.
Да, возможно эл-автомобили завоюют большую долю рынка. Да может даже 90%, а на 10% останутся любители винтажа. А когда придумают норм акб — даже я пересяду.
Но думаю вы в корне не верно пишите про бизнес-модель. Если действительно Тесла и Убер охотятся за 1333 доллрами, то они их не получат. Ибо их платит тот, кто может, а кто не может покупают дешевое авто и платит мало. Автомобиль — это как постель. Да, есть любители публичных пастелей, но в массе народ индивидуалист.
Скорее Тесла и Убер делают люкс-автобусы. Эта тема давняя, даже в метро Москвы обсуждались идеи люкс-вагонов. РЖД запустили люкс-поезда.
У люкс-автобусов узкая аудитория. По сути это новая услуга.
Напомню вам про прокат автомобилей. Несмотря на свою привлекательность, услуга мало востребована.
Кстати, в суммарном выражении Tesla все равно проигрывает второму — пятому месту.
В США они конечно будут популярны — тут спору нет. Их классический автопром начисто проигрывает немцам, японцам, да наверное уже и корейцам. Там конкурентное поле чистое.
Вопрос - а это надо?! Вы бы «отдались» автопилоту полностью?! Я нет. Я даже всякие детекторы сближения вырубаю, когда они в машине они есть.
Они же ручные электро-гранаты )
А почему ты ждешь этого ОТ ТЕСЛЫ???
Какое отношение вообще имеет Тесла к хранению электроэнергии???
Тесла же ПОКУПАЕТ ГОТОВЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ (да-да — стандартные 18650) у их производителей (в первую очередь у LG), и ставит их в свои автомобили, а также упаковывает в большие источники бесперебойного питания. И всё.
Единственный «прорыв в хранении электроэнергии», который может сделать Тесла — это если какой-нибудь ПРОИЗВОДИТЕЛЬ АККУМУЛЯТОРОВ сделает соответствующий прорыв, и тогда Тесла просто сменит поставщика)))
-выйти из супермаркета и через 1 минуту начать загружать в авто покупки (а не стоять под дождём тыкая в мобилу
-погрузить всякое барахло, поехать на пикник/рыбалку/к парку и ждать когда вы закончите чтобы отвезти назад
— иметь в себе детское кресло/холодильник с любимыми напитками/презервативы на всякий случай
— на ночь похранить у себя какие-то вещи, которые нужны будут завтра не дома
— … ещё миллион подобных ситуаций
чтобы по подписке удовлетворить спрос придется также держать совершенно избыточный парк авто, которые точно так же практически не будут использоваться в рабочее время.
А если грубо хз что будет но как вариант для многих подойдёт то что Андрей описал.
В предыдущем топике, показывающем расчеты до 2030 года, я написал, что к тому времени может быть, к примеру, не только появление, но и внедрение новых источников энергии, которых у Теслы нет, но появятся у их конкурентов.
Да даже новый тип аккумулятора! И всё, пшик всем этим выкладкам.
И никаких 20% в омериге!
Да и опираться на автопилота, которого еще никто ниразу не видел в адекватном трезвом состоянии, это отдельная песня…
На рынке ПО её внедряют уже минимум лет 15 (для примера, Office 365 выпустили 10 лет назад) и все никак не выходит. Хотя этот рынок более приспособлен для этого, чем автомобильный.
Есть много примеров, когда такая модель бизнеса находила отклик только у корпоратов, а в частном секторе все происходило с точностью до наоборот.
— энтузиазм
— экономия
— налоги
— принуждение
Не будь постоянного ужесточения экологических норм по потреблению топлива и выбросам, мы, возможно никогда бы не увидели дизельные движки на легковых автомобилях, а потом гибриды и теперь уже электромобили
А так, электромобили уже проиграли однажды ДВС, и пока не видно за счет чего они собираются выиграть текущее сражение, если убрать фактор принуждения
как говорится — меньше не имело смысла. хотя самодвижущиеся авто с ДВС-почему бы и нет
1. Цена электричества для населения дотируется. Как только спрос на электричество для электромобилей станет действительно массовым… вобщем понятно.
В Европе уже заправка электромобиля стоит дороже, чем дизелем на одинаковый пробег на одинаковых машинах.
2. В цене топлива больше трети составляют акцизы. Если все пересядут на электро, все эти акцизы все равно будут взымать. только другим способом. например, по пробегу.
Вобщем, экономия на э/э — чисто локальное (по времени) преимущество. Так то э/э стоит дороже ископаемого топлива. А если оно еще и всякое «зеленое», то разница будет даже не в разы, а на порядок.
Nvidia будет играть роль OEM — производителя для железа и софта, требуемого для автономии. Вот их анонс о партнерстве с Даймлером
https://blogs.nvidia.com/blog/2020/06/23/mercedes-benz-nvidia-software-defined-vehicles/
Тоже кстати супер-инвестиция, про которую я писал здесь три года назад
в крупных городах какой-то смысл это все имеет, но в своем сегменте потребителей.
автопилось, теслы — это все не для России ближайших десятилетий точно
Массовый автомобиль не может быть дотируемым.
У частного владельца машина теряет 50% стоимости за 5 лет. В прокате теряет 75% стоимости за год. Выгоды для общества не вижу, имхо, все наоборот.
Тесла — вообще лидер рынка по обещаниям :-)
Автор всё досконально посчитал, амортизацию личного авто не забыл, но почему-то тактично обошёл вопрос амортизации TaaS авто. И если такое TaaS авто будет в эксплуатации круглые сутки, а не 2 часа из 24, то думаю экономика сильно поменяется.
И как быть со страхованием ответственности? ДТП с не дай бог смертельным исходом, отвечать будет кусок кода, ответственный за это, сириусли?
Интересно, сам ОП верит в это?
Пока не будет изменения законодательства относительно ответственности, не будет никакого TaaS, прекращайте бредить.
Таксисты во всём мире бастуют против модели работы Uber, вынуждая правительства ужесточать правила работы таких car sharing-ов, а тут бредни про «авто по вызову», которые домчат куда угодно за 600 долларов в мес паушально, ага. Вроде бы почему бы и не согласиться с тем, что мир шагнул в 21 век и такому анахронизму как сервис такси место в истории, но нет. Бастуют таксисты, не согласны они с таким «раскладом». Бастуют, вынуждая власти прислушиваться к своим требованиям. И медленная бюрократическая машина пока поддерживает такое несогласие, как бы некоторым не хотелось обратного. А про запрет на краткосрочную аренду, бьющий по сервисам вроде AirBnB забыли уже? Из той же ведь серии тоже.
Многие пыль сдувают со своих «ласточек», выкатывая из гаража по праздникам, брезгуя всякими там Уберами. А тут некие дельцы предлагают идти дальше и довериться куску кода, непонятно кем написанным, непонятно как могущим повести себя в нестандартной ситуации на дороге. Беспилотный авто, где до тебя сегодня сидело в котором 60 человек.
Бред, до воплощения которого лет 20-30, а с бюрократией некоторых стран это вообще неосуществимо.
400 ярдов выручки, ржу нимагу
если вы прочитали то что я написал — у меня набежало 18 миллиардов выручки в год
Вот не далее как два года назад был хайп биткоина, кругом были посты, объясняющие что скоро все банки закроются, все будет за биткоины, а у его стоимости не будет предела. Это была эйфория.
Но практика напарывается на 2 ключевых момента:
1. Конкуренция со стороны «консервативных» инструментов. Они без боя, как правило, не сдаются и совершенствуются в той или иной степени.
2. Конкуренция со стороны новичков. Всем почему-то кажется что Тесла должна стать единственной компанией, которая подомнет под себя весь рынок. Так же как казалось что Биткоин заменит собой все.
Я не отрицаю технологичность и возможности автопилота. Более того, убежден что можно хоть сейчас выпускать текущие автопилоты на дороги — хуже точно не будет. Они так только быстрее оттестируются. Но я не был бы столь оптимистичным по конкретным срокам изменения экономической модели перевозок и будущей роли Теслы в ней.
только вот — где они?
2)В его расчетах компания занимает не весь рынок, а только 1/10, так что и конкурентам и классическим игрокам места найдутся.
3)Но таки да, в пузырях экономисты, аналитики ну и просто обыватели склонны видеть новые парадигмы, изменения законов по которым живёт экономика и прочих сдвигов тектонических плит мироздания. Об этом прекрасно написано в «The most important thing» Г. Маркса!
Много фанатов «экотехнологий»;
Много фанатов Илона маска;,
Огромная финансовая поддержка в адрес Илона маска, как ещё одной яркой рекламы американской мечты;
Толпа горе шортистов.
Почему она упадет?
Она переоценена на данный момент, мыслить на долгосрок в такой общемировой ситуации мягко говоря неправильно, комплексно очень много всего происходит, не только коронавирус;
Конкуренция в «экотехнологиях» будет только нарастать;
Коррекция на рынках не за горами;
Фанаты Илона не вечны (пара неосторожных неугодных заявлений от Илона в твиттере и всех их сдует как ветром).
Вы все ещё участвуете в этом казино? Фиксируйтесь и не играйте с огнем. И не вздумайте шортить…
Теслу тогда надо рассматривать не как автопроизводителя, а как производителя программного обеспечения, причем единственного — автопилота
Двигатель, в данном случае, вторичен, можно хоть на самокат ПО автопилота поставить
Электричество, само по себе, не удобный способ хранения энергии, бензин налил в канистру и вот тебе запас хода на 200км. 20 литров бензина занимает очень немного места
мне думается, что электромобили, это некий промежуточный этап от бензина к чему-то более экологичному, но не менее удобному
Если исключить вопрос экологии, который достаточно не прозрачен у Теслы, то никаких преимуществ я не вижу. Разгон за 3 секунды — развлечение на неделю. Какой смысл в этом, если впередиидущая машина разгоняется за 10-15 секунд, а максимальная скорость в городе ограничена 60 и вокруг камеры
Но, вкус устриц лучше обсуждать с теми, кто их ел. У меня нет электромобиля, так что я теоретик в этом вопросе
>Электричество, само по себе, не удобный способ хранения энергии
Да ну? :)
нужно как минимум 5G для всего этого — а тут мы партизаны их как раз и валим чтобы короновирус не распространяли, а уж автогиганты нас если что прикроют
5g-другой важный компонент этого рецепта
«В одних штатах 124.6 миллионов домохозяйств. Допустим, половина из них перейдет на эту схему...»
Мне странно представить, как я, живя в Теннесси, Техасе или в Вермонте перейду на подобный сервис. В таких районах с низкой плотностью населения и, скажем так, местами весьма проселочными дорогами, подобный сервис будет просто невозможен.
И вот, при всей малонаселенности, в таких условиях живет до 15% населения. Я не про 15%, живущих вне мегаполисов, а именно про 15% тех, кто живет в жопе мира (как я), т.е. в лесу.
Та же ситуация — с жителями мегаполисов, которым проще пользоваться подземкой или такси (вопрос временной парковки в даунтауне для машины на автопилоте там — имхо мегаутопия)
Получается, что при самом благоприятном стечении обстоятельств реальными потенциальными клиентами смогут быть не 50%, а 15-20% от населения.
Ваш сосед купит теслу в личное пользование и нажмет там в софте галочку «разрешить использование в аренду»
И когда вы, прельстившись экономией 600 долл в месяц, откажетесь от второго авто, и оно срочно понадобится, вы будете вызывать его через приложение от Теслы, и авто будет приезжать от дома вашего соседа за 5 мин. Вы будете платить за это… э например 15 долл в час, из которых половина будет идти тесле, а половина — вашему соседу. Это решит кучу проблем, потому что ваш сосед сможет подзаработать, и вам не в лом будет заплатить 60 долл за полдня пользования авто, потому что это в стопицот раз лучше, чем затраты на владение 2-м автомобилем, которое используется 1% времени, а все остальное время стоит на драйвее. Если это позволит вам съэкономить 600 долл в месяц, то в Теннеси — это большие деньги. Это может в Калифорнии 600 долл хватит только на два похода в ресторан и косяк из легальной там марихуаны, а деревенская америка — место скажем так небогатое, и там денег лишних нет и человек с 600 долл в кармане — первый жених на деревне.
Андрей Л. (Гуру Хренов), не в случае с теслой. Нам важно выехать в любой момент и 2 машины нужны именно чтобы выехать точно :) (ну вот в моем случае, когда семья айтишников ездят раз в неделю и в мирное-то время в молл) Т.е. вторая машина запасная стоит. И мой сосед не купит теслу — она глючная. А если купит, то в качестве любимой игрушки, как в глубинке РФ покупают айфоны и дышат на них в восторге :) Я не про условную теслу, а про конкретную теслу.
Если (если!) тесла станет надежной и комфортной и с понятным обычному человеку алгоритмом — тогда другое дело, но это дело не одного года. А за это время азияты/немцы новую электро Джетту придумают
И только я успокоился, как понеслась моча монета по трубам:
— «Допустим» домохозяйство будет тратить 600 долл на Теслу-сервис в мес, чтобы сэкономить остальные 600. Те Тесла будет получать выручки в 2 раза меньше, чем на продаже авто? Или подписка будет отбивать и снижение цен и оставлять в плюсе? Это умозрительно или есть какие-то расчеты?
— 124 млн домохозяйств. У всех есть мин 1 авто? Сколько из них проживают с местности, где из-за естественных причин не может быть подписки в ожидаемом будущем (холодный климат, низкая плотность населения). Или вы экстраполировали все домохозяйства на плотность населения NY?
— У вас семь «допустим» в рассказе. Это претендует на «видение дальше собственного носа»?
— Тут еще должно было быть три ошибки в допущениях, просто лень стало писать.
Короче, хочешь узнать что человек думает на самом — пусть покажет свой портфель. У вас как давно TSLA? Дата входа, процент от депо, текущая бумажная доходность и планируемая дата / условия выхода?
Вот то-то и оно)
Никаких условий выхода нет, кроме того что когда Тесла вырастет до 10,000 - продать 5 акций и купить себе Model Y
и потом — почему такие нищебродские ставки в 10 долларов? Я через 7 лет за 10 долларов даже ароматизатор воздуха системы «елочка» в свой сайбер-трак купить не смогу
— «я хочу с поправкой на инфляцию». Что значит я хочу? Это вполне резонный фактор. Вы же прогнозируете РОСТ курса TSLA а не обесценивание доллара. Ведь так?))
— Об инфляции не надо договариваться — она произойдет и её значения будут опубликованы. Или еще тут «гадать», те спрогнозировать хотите?
— «Нищебродские». Это не аргумент, а, скорее манипуляция. Кесарю — кесарево.
я предлагаю CPI на основе Bureau of labor statistics, который является официальным индикатором для США, и в годовом исчислении показан здесь например. Мы же о долларовой цене акций Теслы говорим, да ?
https://www.usinflationcalculator.com/inflation/current-inflation-rates/
И опять таки — что так мало, только 10 долл ?
Давайте хотя бы 500?
Перечисляем сегодня же, оба, по 500 долларов Тимофею как независимому арбитру этого спора, и он через 7 лет отдает 1000 тому кто выиграл. Если вы уверены в своей правоте, то для вас это 100% возврат за 7 лет, или 12% годовых сложным процентом, в долларах — классная инвестиция
— Хорошо, бюро труда устраивает.
— Мало. Почему не 50 000? Идея была в быстром и простом пари. Большой номинал — значит нужна третейская сторона (-время, -комиссия).
Малый номинал можно было бы проигнорировать в том случае, если ваше время стоит намного дороже и вы считаете участие пари как часть своей проф. деятельности. Но поскольку времени на заключение пари, подведение итогов и выплату победителю уйдет УЖЕ меньше чем наша с вами переписка, переливающая по этому аспекту из пустого в порожнее. Те 10 USD — вполне себе ваша (как, впрочем, и моя) цена.
Даже если всё это и случится (что вообще не факт), то это будет ещё нескоро. А стоит компания дохрена уже сейчас (а вот это уже факт).
Не говоря уже о том, что автопилоты щас все кому не лень разрабатывают, как и электромобили.
Я бы скорее поверил, что рынок электротачек останется за азиатами чем за евпроейцами или американцами.
рынок taas — это фазовый переход, его рост обусловлен сменой парадигмы, а не экономическим ростом
2) Автопилот — это не только и не столько про Теслу. Тут хватает сильных игроков, ещё ничего не решено, но почему же тогда нет такой космической капитализации в ожидании, что, скажем, проект автопилота от Яндекса выстрелит?
3) Тесла — это типичный cult stock, их сметают хомяки очень далёкие от бирж, просто в угаре любви к своему идолу Маску.
По этому поводу неплохо высказался Баффет, что не стал бы их ни покупать, ни шортить — а ведь этот человек считает лучшей компанией Apple, то есть вроде бы на той же стороне должен быть, но у Apple есть непреодолимый для конкурентов ров под названием iOS, а Тесла постепенно теряет набранный за прошлые годы отрыв и ничего непреодолимого у неё нет и не ожидается.
Из последнего вывода можно сделать ещё один вывод. Количество ТС на «вольных хлебах» потребуется в разы меньше, чем парк личного транспорта. А значит, что не могут тесла бесконечно клепать машины, даже с учётом износа текущих.
Есть ещё одно допущение, которое якобы обосновывается экономией — человеку якобы выгоднее не иметь личного ТС, а передвигаться на общественном. Так сейчас уже эти люди есть — они ездят на такси и общественном транспорте. И не факт, что они бы не купили ТС, будь у них на это деньги.
Ну и зачем вообще полагаться на то, что ещё не случилось. Пророков мало, а мечтателей куча. Мечтатели и повторюши за мечтателями как раз и загнали акции Теслы в небеса. На текущий момент существует достаточно легковых автомобилей более эффективных с точки зрения затрат денег и времени. И именно это показатель того, что цены на акции СЕЙЧАС завышены. Вот когда сделают, когда все на это сядут, тогда это и будет оправдано. Но для НЕРИСКОВОГО покупателя акций сейчас цены на акции Тесла завышены.