Рационально — значит с использованием цифр, статистики, больших данных.
Давно хотел прочитать книгу, в которой коротко были бы описаны основные философские теории и их недостатки, а также книгу, в которой бы хотя бы немного говорилось о том, как мыслить, какие есть приёмы мышления.
По приёмам мышления читал книги ДеБоно, но они очень куцые и носят, скорее, рекламно-завлекательный характер, чтобы челоек, прочитавыший книгу, пошёл и купил у автора курс или консультацию. Одну из своих книг он вообще написал в самолёте, пока летел в Новую Зеландию.
Книга «Философия без дураков» Александра Силаева близка к тому, чтобы совместить оба моих запроса: сделать некий обзор философских теорий и одновременно дать какие-то приёмы рационального мышления.
Читая книгу заметил, что изложение приводит меня к тому, что я где-то уже читал и слышал об этом.
Вспомнил об уровнях обучения Бейтсона.
Обучение-0: отсутствие изменения, включает повторяющиеся формы поведения, при которых человек, группа или организация действуют привычным образом или оказываются «внутри ящика», — привычки, сопротивление, инерция.
Обучение-I — постепенное, нарастающее изменение, включает корректирование и адаптацию через поведенческую гибкость и расширение навыков; это может быть развитие и усовершенствование новых приёмов и способностей.
Обучение-II — быстрое, резкое изменение; предполагает мгновенную замену реакции на совершенно иную категорию или класс действий; это переключение с одного типа «ящика» на другой, например изменение в политике, ценностях или приоритетах.
Обучение-III — эволюционное изменение, характеризуется существенными изменениями, выходящими за рамки текущей идентичности человека, группы или организации, можно сказать, что это смена роли, марки или идентичности.
В книге «Философия без дураков» предлагается метод мышления. Автор предлагает задавать вопросы. Вопросы к известным словам: патриотизм, религия, магия, социализм и т. п. Вопросы к тому, как мыслить средний человек о своей жизни, работе, семье и других повседневных вещах.
Мне показалось, что применение того, что описано в книге, позволит выйти на уровень Обучение-II (по Бейтсону), то есть построить у себя в голове несколько наборов альтернатив, из которых потом выбирается наиболее рациональный в данном контексте. А затем из выбранного набора альтернатив выбирается реакция на явления или событие.
И всё-таки в книги, на мой взгляд, не хватает таблицы, в которой были бы собраны направления философии, их преимущества и недостатки, а также краткий совет, на что можно заменить эти направления философии в современном мире.