* Американская компания Costco Wholesale Corporation — один из крупнейших в мире ретейлеров, а основными ее конкурентами являются Walmart и Target. Компания, рыночная капитализация которой составляет на сегодняшний день примерно $ 168,3 млрд, владеет складами самообслуживания клубного типа и в этом сегменте рынка занимает первое место.
* Свою деятельность компания осуществляет в США и Пуэрто-Рико, Канаде, Великобритании, Мексике, Японии, Испании, Австралии, а также через дочерние предприятия в Тайване и Южной Корее. Кроме того, Costco открыла по одному магазину в Исландии, Франции и Китае. На сегодняшний день компании принадлежит порядка 795 магазинов-складов по всему миру, 552 из которых открыты на территории США и Пуэрто-Рико.
* Вплоть до 2004 года Costco не выплачивала дивидендов, но после этого их размер постоянно повышался, что говорит о привлекательности акций компании для инвесторов, при этом выручка и прибыль демонстрировали стабильный рост в течение последних нескольких лет.
* Несмотря на успешные финансовые результаты компании и оптимистичные прогнозы в отношении ее дальнейшей деятельности, существует ряд факторов, которые могут ограничить рост акций Costco в среднесрочной перспективе. В частности, переоцененность компании по некоторым мультипликаторам, а также слабое развитие электронной коммерции.
Мы рекомендуем «Держать» акции компании Costco, считая ее справедливо оцененной. Целевая цена по бумагам составляет $363,22, что эквивалентно 4,8%-ному потенциалу снижения от текущих уровней.
Аседова Наталия
ГК «Финам»
Краткое описание эмитента
Американская компания Costco Wholesale Corporation — один из крупнейших в мире ретейлеров, а основными ее конкурентами являются Walmart и Target. Компания владеет складами самообслуживания клубного типа и в этом сегменте рынка занимает первое место.
Свою деятельность компания осуществляет в США и Пуэрто-Рико, Канаде, Великобритании, Мексике, Японии, Испании, Австралии, а также через дочерние предприятия в Тайване и Южной Корее. Кроме того, Costco открыла по одному магазину в Исландии, Франции и Китае. На сегодняшний день компании принадлежит порядка 795 магазинов-складов по всему миру, 552 из которых открыты на территории США и Пуэрто-Рико.
Costco фокусируется на продаже товаров ограниченного числа производителей, но по весьма привлекательным ценам, а если стать участником клубной системы компании, то можно получить еще и дополнительную скидку.
Продукция компании включает различные категории товаров: продукты питания (в том числе фасованные), закуски, сладости, алкогольные и безалкогольные напитки, чистящие средства, товары для дома, косметические средства, товары для сада, технику и электронику, одежду, обувь, украшения, постельное белье, а также лекарственные препараты и др. Кроме того, компания владеет сетью заправочных станций. Стоит отметить, что у Costco имеется собственный бренд недорогих товаров Kirkland Signature, созданный в 1995 году.
Основана компания в 1983 году в штате Вашингтон, когда был открыт первый склад Costco. На сегодняшний день ее рыночная капитализация составляет примерно $ 168,3 млрд. Текущее название компания получила в 1997 году. Ранее, а именно в 1993 году, произошло слияние Costco с канадской фирмой Price Club, и объединенная компания получила название PriceCostco. Объединенная сеть PriceCostco насчитывала 206 складов-магазинов, с годовым объемом продаж в размере около $ 16 млрд.
Факторы роста
С первых дней существования Costco Wholesale основной сферой деятельности компании была розничная торговля, а сегодня Costco — одна из крупнейших в мире сетей складов самообслуживания. Склады компании отличаются исключительной простотой — бетонный пол и простые лампы дневного освещения, издержки сведены к минимуму, что позволяет устанавливать демократичные цены.
Более того, ориентация на небольшой круг производителей максимизирует продажи определенных марок продукции, что позволяет получать от поставщиков различные скидки. Наличие клубной системы в свою очередь дает покупателям дополнительные бонусы. Членство в Costco включает в себя множество скидок и льгот, в том числе дешевый бензин, скидки на отдых и на лекарства. Формально магазины Costco доступны только членам клуба, которые оплатили годовое членство ($ 60 или $ 120 в год, в зависимости от выбранного плана), но в интернет-магазине компании можно делать покупки без карточки участника, при этом наценка составит 5%.
Продукция в магазинах Costco обычно реализуется в больших или в очень больших упаковках, что дает возможность обеспечить своим клиентам самые низкие цены. Предлагаются эксклюзивные профессиональные форматы упаковки (мешки, коробки) не только в общепринятых группах, но и в кондитерских изделиях или напитках.
Среди продукции компании можно встретить известные бренды одежды, например Puma, Champion, DKNY, Calvin Klein, Nike и др. Все товары этих брендов стоят в Costco намного ниже, чем в официальных магазинах. Тем не менее есть ограничение — большинство этих вещей продаются только для членов клуба, хотя есть и доступные всем позиции.
Что касается собственного бренда компании Kirkland, то он является ценным активом для Costco в качестве привлечения клиентов в магазин. Марка Kirkland, товары который Costco продает как минимум на 20% дешевле, чем другие бренды, помогает сети сохранять низкие цены даже на ту продукцию, которую она не производит. Несмотря на то что Kirkland является более успешным, чем собственные бренды многих конкурентов Costco, все же стратегия сети несет определенные риски. Это связано с тем, что Costco предлагает ограниченный выбор товаров, и у компании остается меньше возможностей для ошибок в рамках бренда, иначе продажи пострадают. К примеру, Costco была вынуждена прекратить выпуск собственной газировки Kirkland, сделав вывод, что никто из потребителей не ищет третью крупную колу.
Между тем Kirkland помогает компании укрепить репутацию по качеству продаваемых в сети товаров, при этом наибольшим спросом пользуются повседневные товары под маркой Kirkland, такие как туалетная бумага, вода в бутылках, вино и орехи, а также такие предметы, как мячи для гольфа. Более того, Kirkland помогает Costco контролировать затраты в цепочке поставок.
Бизнес-модель компании предусматривает и огромную экономию средств на сумках и упаковочных материалах. Так, покупатель должен сам позаботиться о транспортировке приобретенных товаров.
Стоит отметить, что Costco отличается от других представителей сектора высокой оплатой труда сотрудников. Так, в США средняя стоимость почасовой оплаты составляет $ 21, при этом сотрудники компании также получают медицинскую страховку и длительный отпуск. Как бы это странно ни звучало, но такой подход позволяет экономить на издержках, поскольку у сотрудников повышается продуктивность и отсутствует желание уйти из компании, а следовательно, у Costco нет необходимости вкладываться в поиск и обучение новых работников. Даже в кризис 2008–2009 годов многие американские фирмы старались сэкономить на персонале, а Costco, напротив, подняла зарплату работникам. Текучесть кадров в Costco меньше 1% среди руководства и меньше 5% среди рядовых работников.
Вплоть до 2004 года Costco не выплачивала дивидендов, но после этого их размер постоянно повышался, что говорит о привлекательности акций компании для инвесторов.