В ноябре совокупный индекс розничных цен на товары и услуги снизился по сравнению с ноябрем прошлого года на
0,3%. Если взять только товары, то они подешевели за год на
1,8%. Об этом сообщило 11 декабря Федеральное статистическое ведомство ФРГ (
Destatis).
В своем пресс-релизе ведомство напоминает об одной из главных причин того, что инфляция во второй половине 2020 года ушла в минус: на период с 1 июля по 31 декабря в Германии временно снижена ставка налога на добавленную стоимость (НДС). Это ключевая мера второго антикризисного пакета правительства ФРГ, призванного поддержать население и стимулировать потребительский спрос в условиях пандемии коронавируса и рецессии в экономике. Основную ставку НДС снизили с 19% до
16%, льготную - с 7% до
5%. В результате почти автоматически приблизительно в такой же пропорции уменьшились розничные цены на товары и услуги.
Обычно отрицательная инфляция, или дефляция, становится сигналом тревоги для экспертов, поскольку для рыночной экономики падение цен может оказаться даже более разрушительным, чем их всплеск, ведь бороться с дефляцией, как правило, труднее, чем с инфляцией. Но в Германии сейчас не дефляция. На сей раз экономисты спокойны, поскольку с 1 января ставка НДС вернется на обычный уровень, что будет способствовать нормализации динамики цен.
Вторая причина отрицательной инфляции в Германии - существенное удешевление энергоносителей. Оно составило в среднем 7,7%, при этом горючее для автомобилей стоило в ноябре на
13,1% меньше, чем в ноябре 2019 года, а нефтепродукты для отопления зданий
упали в цене на 35,1%.
Подешевели в Германии и различные потребительские товары длительного пользования.
Destatis в качестве примера приводит телефоны (-6,7%), бытовую электронику (-4,5%), одежду и обувь (-2,2%).
В то же время продукты питания в Германии подорожали за год в среднем на
1,4%. При этом мясо и мясная продукция выросли в цене на 3,9%, фрукты на 3,7%, овощи на 2,6%. Впрочем, некоторые пищевые товары и подешевели. В качестве примера
Destatis приводит животные жиры и растительные масла. Они стоят сейчас в немецких магазинах
на 3,8% меньше, чем год назад.
Такая динамика на немецком продовольственном рынке кардинально отличает его от мирового. В глобальном масштабе Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) зафиксировала по итогам ноября рост индекса цен на растительное масло на целых
14,5% и объяснила это «продолжающимся ростом цен на пальмовое масло на фоне резкого сокращения его запасов в мире».
На крупнейшем в ЕС немецком продовольственном рынке, судя по свежим данным
Destatis, ситуация остается пока стабильной.
По материалам DW
Чем не устраивает термин дефляция?