Блог им. Koleso
Электронная книга t.me/kudaidem/1448
На эмоциях Как улаживать самые болезненные конфликты в семье и на работе. Дэниел Шапиро
Эмоциональные конфликты ставят под угрозу ваше “я”, и именно в этом нужно искать корень проблемы при разрешении таких конфликтов. Чтобы достичь примирения, стремитесь к “трансцендентному единству”, которое поможет вам освободиться от оков вашей “центральной идентичности” и найти общий язык с противной стороной. По утверждению профессора психологии и эксперта по переговорам Дэниела Шапиро, участников эмоционально заряженного конфликта настолько переполняют чувства, что они не способны искать компромисс. Автор книги советует: вместо того чтобы пытаться урегулировать разногласия, которые номинально являются поводом для конфликта, – например, денежные или политические вопросы – проанализируйте, какую роль играет в конфликте идентичность, самоотождествление обеих сторон. Когда участники конфликта убеждены, что в споре подвергается опасности целостность их “я”, им кажется, что ничего не остается, как вступить в бой. Тем не менее конструктивные альтернативы существуют.
Рекомендую эту увлекательную книгу об исключительно сложном предмете руководителям, тем, кто стремится к личностному росту, и тем, кто хочет понимать природу конфликтов на работе и дома и научиться разрешать их.
Основные идеи
Краткое содержание
Эмоциональные конфликты
Многие из нас нередко попадают во власть эмоций в спорах с членами семьи, соседями или коллегами. В результате мы чувствуем себя выбитыми из колеи и не можем преодолеть ни возникшие проблемы, ни вызванную ими боль. Конфликты на повышенных эмоциях в особенности тягостны, потому что кажется: какую стратегию ни примени – ни одна не сработает.
“Эмоциональная составляющая конфликта берет свое начало в наших неудовлетворенных потребностях, наших неразделенных ценностях, наших оскверненных верованиях”.
Чтобы хорошо понимать природу эмоциональных конфликтов и справляться с ними, смотрите вглубь. Не сосредоточивайтесь на предмете конфликта (например, финансах или политической ситуации), пусть эти вопросы и представляются участникам самыми важными. Старайтесь понять, какую роль играет в конфликте идентичность. Когда вы чувствуете угрозу своему “я”, эмоции берут верх над разумом и вы готовы биться не на жизнь, а на смерть.
“На тренинге в Давосе мир мог быть спасен, если бы лидеры обратились к ключевым параметрам разрешения конфликта: к рациональности, эмоциональности и идентичности”.
В эксперименте, проведенном автором, участвовала группа из 45 лидеров – участников Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария). Организаторы разделили участников на “племена”. Каждое племя должно было определить для себя, каким ценностям будет следовать. Затем, основываясь на своих ценностях, племена должны были решить, как реагировать на ультиматум, который им выставили воинственные пришельцы. Инопланетяне настаивали на том, что племена должны отказаться от своих клановых различий и согласиться слиться в одно племя, где у всех будет единый набор ценностей. А если они окажутся неспособны это сделать, то планета погибнет. Чтобы сформировать свою племенную идентичность, участники эксперимента потратили всего 50 минут. Но даже этого времени было достаточно, чтобы они оказались бессильны перед поставленной задачей: преодолеть различия и прийти к согласию. Каков же был итог этого тренинга? Пришельцы разрушили Землю.
Неизменность идентичности
Льюис Кэрролл исследует вопросы, связанные с идентичностью, в книге “Алиса в стране чудес”. Алисе повстречалась Синяя Гусеница. Гусеница спросила ее: “Ты кто такая?” Этот простой вопрос озадачил девочку – она ответила, что не знает. То есть знает, кем была этим утром, но с тех пор уже несколько раз изменилась. Замешательство Алисы передает суть основной трудности, препятствующей разрешению конфликтов: если вы настаиваете на полной неизменности своего “я” – на том, что вы никогда не меняетесь, – конфликт заходит в тупик. В таких условиях либо вы сами должны пойти на уступки в том, что касается вашей идентичности, либо вы должны убедить это сделать противную сторону.
Центральная и относительная идентичность
Для разрешения конфликтов важны два аспекта идентичности – “центральная, или внутренняя, идентичность” и “относительная, или внешняя, идентичность”. Первый аспект составляют множество качеств, характеризующие вас как личность и члена коллектива (“клана”, “племени”), в том числе ваши склонности и черты характера. К “центральной идентичности” также относится ваша связь с определенными социальными группами – например, национальными, религиозными, профессиональными группами или политической партией.
“Многие эмоции, возникающие в конфликте, берут начало в пяти основных центральных ожиданиях: потребности в признании, принадлежности, автономии, статусе и роли”.
“Пять столпов идентичности”, наиболее важные составляющие вашей “центральной идентичности”, – это убеждения, ритуалы, привязанности, ценности и “эмоционально значимый опыт”. Чтобы системно подойти к анализу того, какую именно угрозу вы чувствуете в эмоциональном конфликте, подумайте о своих “пяти столпах”. Угроза любой из пяти составляющих идентичности может поставить вас в очень трудное положение.
“Когда наша центральная идентичность ощущает опасность, конфликт грозит превратиться в состязание кто кого: либо оппонент склоняется перед вашей идентичностью, либо вы – перед его”.
Ваша “относительная, или внешняя, идентичность” включает в себя то, что определяет ваши взаимоотношения с конкретным человеком или группой. Конфликт – это испытание и для вашей “внешней идентичности”. Чтобы с ним справиться, вам необходимо найти равновесие между своей потребностью принадлежать к группе и желанием сохранять свободу выбора и действий. Если вы верите в возможность достичь такого равновесия, вы сможете обрести взаимопонимание с людьми, с которыми у вас начались разногласия. Но если вам кажется, что ваша идентичность подвергается угрозе, ваша реакция, скорее всего, будет развиваться под действием “эффекта клана”. Он состоит в том, что вы “обесцениваете точку зрения другой стороны – просто потому, что она чужая”. Вы уверены в непогрешимости своего мнения.
“Пять ловушек кланового мышления”
“Эффект клана” может погубить вас, как сирены, которых встретил во время своего плавания Одиссей. Когда “эффект клана” срабатывает, вы подвергаетесь действию эмоциональных сил, от чар которых сложно освободиться. Пять ловушек кланового мышления таковы.
1. “Вертиго”
Вертиго (лат. вращение, головокружение), или дезориентация, искажает ваше восприятие. Обычаи и табу вашего племени способны помешать вашему взаимодействию с людьми. Нападки на важные составляющие вашей идентичности могут показаться вам покушением на святое. Эффект вертиго дает возможность другим манипулировать вашим “я” к собственной выгоде, используя “политику идентичности”. Ваш враждебный настрой приводит к “навязчивому повторению”, которое препятствует поиску взаимопонимания с другой стороной и может сильно вам навредить.
“Мощнейший барьер на пути разрешения конфликта – то, что я называю «эффектом клана». Эта мысленная установка ведет к расколу, и вы оказываетесь по разные стороны баррикад”.
Вертиго мешает осознанию вами своих мыслей, чувств и поступков. Если вы научитесь распознавать признаки действия этой силы, вы сможете защитить себя от нее – поставить ей заслон, когда она пытается вами завладеть. Чтобы противостоять вертиго, посмотрите на предмет спора шире и не давайте воли негативным воспоминаниям. Если оно все же вас закрутило, постарайтесь перевести себя в такой мысленный настрой, при котором вы хорошо взаимодействуете с другими людьми. Это упростит разрешение спора.
2. “Навязчивое повторение”
Мощный и разрушительный позыв, ловушка “навязчивого повторения” заключается в том, что вы все время прибегаете к таким моделям поведения, которые приводят к повторным вспышкам разногласий. Вы видите обстоятельства конфликтов в извращенном свете. Модель формируется так. В разгаре спора вы чувствуете психологический удар, вызывающий сильную боль. Даже вытеснив это чувство из сознания, вы начинаете неусыпно отслеживать признаки появления того, что способно опять причинить боль.
“В конфликте на почве священных ценностей невозможно измерить чувство удовлетворенности сторон, применяя традиционные модели принятия решений (по типу «издержки и выгоды»)”.
Чтобы противостоять “навязчивому повторению”, постарайтесь разобраться, как оно у вас формируется. Как только вы поймете, при каких условиях эта психологическая сила вас одолевает, вы перестанете следовать одним и тем же моделям поведения. Признайте, что “навязчивое повторение” вызывается вашим страхом, а не чьими-то словами. “Навязчивое повторение” может причинить и вам, и окружающим большой вред. Приведите в порядок свои чувства и вырвите себя из лап этой психологической ловушки; общайтесь с противной стороной, вместо того чтобы изолировать себя от нее.
3. “Табу”
Табу запрещает произносить слова или совершать поступки, которые могут оскорбить представителей семьи, группы или культуры. Во многом табу сходно с навязчивым повторением, только в первом случае мысли или поступки блокируются социальными средствами, во втором – психологическими. Не зная, что является табу для вашего собеседника, вы можете, не подозревая, сильно обидеть его своими словами. Нарушение табу вызывает тревогу. При наличии табу эмоциональный разговор становится еще более трудным. Нельзя забывать о темах, запретных для противной стороны: обсуждение таких тем может доставить много неприятных минут. Вместе с тем если у вас не хватает духа вступать в какие-то запретные области, конфликт вам разрешить не удастся. Чтобы достичь согласия с другой стороной, создайте “безопасную зону для обсуждения”, где вы с оппонентом сможете говорить на запретные темы, не опасаясь последствий.
4. “Покушение на святое”
Под “святым” не обязательно подразумевается духовное или религиозное. Почитаемым может быть место, событие, дорогой вам человек или символ, например флаг. Священные для человека моменты, люди или объекты имеют для него неизмеримую ценность, поэтому очернение какого-то одного аспекта священной сущности неизменно принижает целое. Если вы нападаете на то, что свято для вашего собеседника, конфликт неизбежен. Самый высокий шанс на разрешение конфликта у вас появляется, когда вы предотвращаете посягательство на то, что другая сторона считает священным.
“Усилия, направленные на сотрудничество при отстаивании своих интересов, обычно окупают себя в долгосрочной перспективе. Принуждение ставит под угрозу автономию другой стороны, что вызывает подспудное недовольство и сопротивление”.
Чтобы понять, что может быть священным для оппонента, рассмотрите его убеждения, права и привязанности. В конфликте, затрагивающем нечто святое, у обеих сторон появляется чувство, что их вынуждают поступиться очень многим, и обе стороны не желают идти ни на какие уступки. Поэтому наиболее разумный подход – сначала выяснить, что является неприкосновенным для обеих сторон, и только затем искать путь для примирения различий. Оптимальной модели для разрешения споров, затрагивающих святое, не существует. Попытайтесь найти такой вариант, при котором обе стороны приобретают как можно больше и теряют как можно меньше. В любом случае осознание того, что свято для оппонента, представляет собой огромный шаг вперед для всех участников.
5. “Политика идентичности”
Более двух тысячелетий назад греческий философ Аристотель заметил, что исходя из наблюдений за поведением людей человека можно охарактеризовать как “политическое животное”. О “политике идентичности» мы говорим, когда участники конфликта ассоциируют себя с определенными группами, чтобы увеличить шансы на достижение своих целей. Впрочем, за принадлежность к группе можно и поплатиться.
“Помните, что ваш оппонент – тоже человек и… в конфликте на эмоциональной почве он страдает не меньше вашего. Проявить сочувствие чужой боли – единственный и лучший способ восстановить позитивные отношения”.
Проведение политики идентичности способно втянуть вас в столкновения, в которых начнет срабатывать “эффект клана”. Старайтесь подходить к политике идентичности как к конструктивному инструменту, который обозначает то, что является вашими определяющими чертами, а не то, что ставит вас особняком от всех. Ищите точки пересечения. Поощряйте сотрудничество и не давайте проявиться ожесточенности.
Стереть границы
Чтобы урегулировать эмоциональный конфликт, необходимо прийти к “трансцендентному единству” с оппонентом. Дистанцируйтесь от своей центральной идентичности и ее существенного отличия от центральной идентичности вашего оппонента. Освободитесь от оков “пяти ловушек клановой идентичности”. Вы в силах найти гармонию и мир в самом себе и в своих отношениях с другими людьми.
“Прекращение конфликта зависит скорее от мысленного настроя, чем от конкретных навыков. Требуются храбрость, чтобы признать наши уязвимые места, сопереживание чужой боли и моральная решимость улучшить взаимодействие”.
Используйте потенциал “интегративной динамики” – эмоциональной силы, побуждающей вас установить более тесные связи с людьми. Это позволит вам не поддаться разрушительному влиянию установки “«мы» против «них»”; вы увидите и в себе, и в оппоненте независимую личность и в то же время часть единого целого.
Сопереживание
Мы создаем свой образ и образ других людей, рассказывая истории. Из таких историй самым большим потенциалом для создания конфликта обладает мифология идентичности, или “центральный нарратив”, определяющий то, как мы воспринимаем себя и других. Чтобы добиться прочного мира, нужно изменить то, как мы видим себя по отношению к другим.
“Каждый из нас способен прекратить конфликт и восстановить отношения”.
Ваши оппоненты, – точно так же, как и вы – страдают из-за эмоционального конфликта. Подумайте об этой боли – и вы начнете сочувствовать другой стороне и лучше ее понимать. Осознание того, что оппонент тоже чувствует себя уязвленным, заставит обе стороны продвинуться в сторону согласия.
Два волка
В одном предании старик-индеец рассказывает своему внуку, что в нем борются два волка: один – “волк любви и доброты”, другой – “волк ненависти и жадности”. Кто побеждает? Тот волк, которого старик “кормит”. Чтобы привнести гармонию в ситуацию, в которой страсти накалены, займите такую позицию, которая поддерживает коллективную – не индивидуальную – точку зрения. Работайте с парами диалектических противоположностей: “принятие – изменение”, “восстановление отношений – месть”, “автономия – принадлежность к группе”. Для разрешения конфликта нужно найти равновесие между принятием реальности и переменами и затем сосредоточиться на прощении, которое принесет возобновление отношений.
Напоследок
Применяя теорию на практике, помните об этих принципах:
Об авторе
Дэниел Шапиро – основатель и директор Гарвардской международной программы переговоров, профессор психологии медицинского факультета Гарвардского университета
Давайте жить соблюдать и уважать интересы всех стран и искать диалог друг с другом. © Путин
Давайте продлим договор о нераспространении ядерного оружия© Путин
Мы исключительная нация, над всеми © сша
Россия наш враг и введем санкции© сша
Разорвем все договоренности по нераспространению оружия© сша
Дальше продолжать.........?