РЖД стремятся расширить инвестпрограмму и избежать существенного повышения долговой нагрузки
В понедельник, 6 августа, появилось сразу несколько важных новостей, касающихся ОАО
РЖД. Они прозвучали в ходе
совещания по поводу тарифов на грузоперевозки, которое провел премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Глава правительства
заявил, что этот год станет последним, когда государство субсидирует региональные пригородные пассажирские компании (ППК). Я считаю, что данная мера является следствием того, что власти стремятся урезать бюджетные расходы в тех сферах, в которых можно без них обойтись. На мой взгляд, субсидирование ППК развивает коррупцию и в конечном итоге приводит к тому, что компании сидят на дотациях, при этом их деятельность не ориентирована ни на работу с клиентами, ни на получение прибыли.
Для эффективного развития системы пригородных поездов необходимо сделать этот бизнес рентабельным. Поэтому в первую очередь надо ориентироваться на работу с клиентом, но при этом также максимально сокращать количество пассажиров, которые не платят за проезд. Оптимизация бизнес-процессов повысила бы эффективность компаний и позволила избежать повышения тарифов. На мой взгляд, было бы целесообразно увеличить присутствие в этом сегменте частного капитала, который мог бы умело управлять этими компаниями.
РЖД планируют повысить тарифы на грузовые перевозки на 7%, чтобы обеспечить себе положительную рентабельность. Вопрос тарифного регулирования решается согласно плану правительства, по которому рост тарифов не должен превышать темпов инфляции. Однако если оставить тариф неизменным, то для выполнения намеченной инвестпрограммы объемом в 1,093 трлн руб. монополии придется накопить долг в 600 млрд руб. На мой взгляд, от повышения тарифов никто не пострадает при условии продолжения экономического роста, однако есть вероятность его замедления, а в таких условиях увеличение тарифов приведет к снижению спроса, что невыгодно ни РЖД, ни государству. В данном случае, думаю, было бы эффективнее реструктуризировать долги компании в соответствии с планом завершения строительства объектов.
При этом руководство компании
заявило, что собирается увеличивать объемы инвестпрограммы 2012 года на 31,7 млрд руб. Скорее всего, это будет сделано за счет чистой прибыли, которая в 1-м полугодии составила 35,79 млрд. Основными объектами инвестиций монополии сейчас являются олимпийские стройки в Сочи, ВСМ и ряд других инфраструктурных проектов. Я думаю, что увеличение объема инвестпрограммы позволит вложить деньги в закупку подвижного состава. На эти цели РЖД уже потратили 30,1 млрд в этом году. Общий объем инвестпрограммы в 2012-м составит 460,1 млрд. Развитие инфраструктуры и закупка подвижного состава позволят нарастить операционные показатели и соответствовать потребностям рынка, что должно положительно отразиться на темпах экономического роста.
На мой взгляд, проблему долговой нагрузки монополии частично могла бы разрешить продажа в рамках приватизации 50%-го пакета
Трансконтейнера, стоимость которого оценивается в 26 млрд руб. Так что вероятность передачи этой доли в частные руки
увеличивается. Расчетная целевая стоимость акций РЖД составляет 4595,02 руб., потенциал роста — около 20%.