Глава
РЖД Владимир Якунин
заявил, что 25%-й пакет монополии может быть продан на Лондонской бирже в 2015 или 2016 году. Он обосновал это тем, что видит самых серьезных инвесторов именно на
LSE, а также напомнил, что в 2010 году там IPO провело дочернее предприятие РЖД
Трансконтейнер.
Сроки названные главой госкомпании вполне реальны и имеют под собой обоснование. Ранее проводить приватизацию нецелесообразно по ряду причин.
Во-первых, это ситуация со строительством олимпийских объектов в Сочи. Государство финансирует их строительство через РЖД, проводя дополнительную эмиссию акций монополии и полностью выкупая ее. Очевидно, что власти не будут рисковать такими программами, поэтому продавать пакет до 2014 года нельзя. Плюс ко всему конъюнктура рынков на сегодняшний день не позволит продать пакет по справедливой цене. К тому же к 2015 году уже могут быть завершены проекты по ВСМ, которые повысят стоимость компании.
Во-вторых, затягивать с приватизацией, на мой взгляд, тоже нельзя. Сейчас развитие железнодорожной инфраструктуры происходит очень медленно, что приводит к росту тарифов на грузоперевозки и тормозит рост экономики. Частный капитал будет стараться максимально оптимизировать бизнес-процессы РЖД, что, на мой взгляд, невозможно сделать без инвестиций в инфраструктуру и изменения ориентации бизнеса компании в строну потребностей клиентов.
Еще один фактор, который говорит в пользу приватизации, — это либерализация рынка железнодорожных перевозок, что приведет к появлению конкуренции на рынке.
За первое полугодие чистая прибыль компании сократилась на 26% по отношению к аналогичному периоду в 2011-м, составив 35,8 млрд руб. При этом было принято решение о
расширении инвестпрограммы на 31,7 млрд в 2012 году. Операционные результаты показывают положительную динамику. Пассажиропоток увеличился на 7,2%, грузооборот — на 5,2%. Однако рост показателей замедляется.
На мой взгляд, компания будет получать субсидии от государства и после приватизации, так как есть крупные инвестиционные проекты, которые самостоятельно монополия реализовать не сможет. В первую очередь это проекты реконструкции Транссибирской магистрали и БАМа, которые по оценкам главы РЖД до 2020 года требуют вложений 181 и 737 млрд руб. соответственно. В дальнейшем может возникнуть ситуация, когда фактически акционеры будут получать прибыль за счет дотаций государства, поэтому, на мой взгляд, власти и не хотят продавать пакет больше 25%.
На сегодняшний день внимание инвесторов приковано не столько к самой РЖД, сколько к ее «дочке» — Трансконтейнеру, 50%-й пакет акций которой принадлежит РЖД. В скором времени должна состояться продажа бумаг в частные руки.
Цель по бумагам Трансконтейнера сейчас составляет 4595,02 руб. за обыкновенную акцию.