Блог им. InvestHero
Усугубление энергетического кризиса в Европе и Азии привело к резкому росту цен на нефть и другие энергоресурсы.
В октябре цена Brent впервые с 2018 года поднялась выше $83. C 2014 года более высокие цены наблюдались только в сентябре-октябре 2018 года, когда цена достигала $86.
В этой статье мы разберем, что:
В Европе на данный момент уровень заполненности газовых хранилищ — 71%, в то время как средний уровень в это же время за последние 10 лет составлял 84%.
По словам еврокомиссара по энергетике Кадри Симсон, в хранилищах стран ЕС достаточно газа, чтобы пережить зиму. Но по данным главы отраслевого объединения INES Себастьяна Блешке, запасов на уровне 70% в Германии хватит до конца зимы, только если морозы окажутся не очень сильными и продолжительными. А в случае холодной зимы нехватка газа будет ощущаться в январе-феврале 2022 года.
В Китае из-за возникшего в этом году дефицита угля, который обеспечивает 64% генерации электроэнергии, также вырос спрос на газ. Поставки СПГ переориентировались из Европы в Азию, а цены на газ в Азии еще выше, чем в Европе.
В 2020 году потребление угля Китаем составило 4,04 млрд тонн, из них на импорт пришлось 300 млн тонн. А добыча угля в 2020 году составила 3,9 млрд тонн.
Нехватка угля в Китае вызвана отказом от австралийских поставок, которые составляли значительную часть импорта, и снижением добычи угля в рамках перехода на более экологичные виды топлива. В 2021 году импорт из Австралии резко сократился по политическим причинам после того, как Австралия поддерживала США в торговой войне с Китаем и запретила использовать телекоммуникационные решения Huawei.
Импорт угля Китаем по поставщикам
6 ноября 2020 г. Китай прекратил закупку угля в Австралии (25% энергетического угля). С этого времени цены на уголь в Китае значительно выросли.
По мнению трейдера из Пекина, без возобновления импорта из Австралии дефицит угля продержится в течение 4 квартала и, возможно, до конца отопительного сезона в феврале-марте 2022 года, т.к. быстро восстановить добычу не получится.
По данным UBS, разница между спросом и предложением угля в Китае составит около 70-80 млн тонн к концу года без роста предложения.
Согласно Reuters, власти Китая дали указание угольным шахтам увеличить мощность добычи угля на 160 млн тонн в год. До конца года ожидается рост добычи около 21 млн тонн. Также Китай планирует увеличить импорт (в этом году импорт снизился на 10% г/г).
City прогнозирует, что дефицит угля в Китае сохранится, что приведет к сокращению потребления электроэнергии зимой. Guosheng Securities ожидает, что дефицит угля в Китае составит 116 млн тонн в этом году, а мощности вырастут на 31 млн тонн в 4 квартале.
В сентябре в Китае начались отключения электричества, в том числе в портах. По данным Sea News, ограничение потребления электроэнергии затрагивает ключевые порты Китая, включая Нинбо, Гуанчжоу, Янтъян и Шекоу – одни из самых загруженных в мире. Из-за этого задерживаются в том числе поставки нефти.
Кроме того, по словам исполнительного директора порта Long Beach Марио Кордеро, если среди работников китайских портов появляются зараженные COVID-19, они останавливают работу терминала.
Из-за дефицита угля и газа в Китае и нехватки газа в Европе во время отопительного сезона энергокомпании могут переключаться с газа на нефтепродукты, особенно в случае холодной зимы: в основном на мазут, также на дистилляты и сжиженный нефтяной газ.
По данным Газпрома, зима 2021-2022 гг. ожидается достаточно холодной. По данным службы прогнозов погоды Atmospheric G2, зимой ожидается теплое начало сезона, холодный период в январе, мягкое окончание зимы и ранняя весна. В Азии, Америке и Европе ожидаются периодические резкие похолодания.
По данным Rystad Energy, электростанции в Азии уже начали переключаться с природного газа на нефть. Сейчас азиатская электроэнергетика потребляет 900 тыс. барр. нефти/сутки, но в течение полгода спрос вырастет на 400 тыс. барр. По данным Saudi Aramco, мировой спрос на нефть уже вырос на 500 тыс. барр./сутки. Goldman Sachs отмечает, что поставки мазута в страны, в которых вероятно замещение газа нефтью (Пакистан, Бангладеш, Корея, Япония), уже выросли.
По оценке Goldman Sachs, в случае более холодной зимы, чем в среднем, на 1 стандартное отклонение, мировой спрос на нефть может вырасти на 600 тыс. барр./сутки всего в Европе и Азии с октября 2021 г. по март 2022 г. Дополнительно ожидается рост спроса на нефть для отопления на 300 тыс. барр./сутки — тогда совокупно спрос вырастет на 900 тыс. барр./сутки. В таком случае Goldman Sachs ожидает цены на нефть на $5 выше базового прогноза.
Goldman Sachs ожидает, что сначала переходить с газа на нефть начнут предприятия в Азии из-за высоких квот на выбросы СО2 в Европе. Выбросы СО2 при использовании мазута в 1,5 раза выше, чем у газа. В таком случае поставки СПГ могут перенаправиться обратно из Азии в Европу.
При этом переход с газа на нефть – сезонное явление, которое раньше уже приводило к росту спроса на нефть на 1 мбс.
Спрос на жидкое топливо в ОЭСР, включая сжигание сырой нефти и мазута в развитых странах, тыс. барр./сутки
Переходу с газа на нефть способствует то, что цены на газ впервые с 2014 года превысили цены на нефть в пересчете на эквивалент. И такая ситуация сохраняется рекордное время.
Эквивалентные цены на виды топлива, $/mmbtu (без поправки на квоты на выбросы СО2)
Переход с газа на нефть ограничен количеством мощностей, которые могут использовать мазут для электрогенерации. В Азии самые значительные мощности нефтяной генерации у Японии — около 31,6 ГВт (около 1.4 млн барр./сутки). Европа располагает примерно 15,9 ГВт мазутной генерации (700 тыс. барр./сутки). Всего мощности соответствуют 2 млн барр./сутки.
По данным Goldman Sachs, мощности могут использоваться на 1,35 млн барр./сутки, т.к. наименее эффективные установки не будут использоваться для перехода на нефтепродукты.
Энергетический кризис в Европе и Китае привел к резкому росту цен на газ. Голубое топливо впервые с 2014 года стало стоить дороже нефти в эквиваленте. Если такая ситуация будет продолжаться, то вероятно газ будет замещаться нефтью (а именно, переход на мазут, дистилляты и сжиженный нефтяной газ).
Вероятно, что в некоторых странах уже начался такой переход. В случае холодной погоды из-за замещения газа рост спроса на нефть может составить от 0,9 до 1,35 млн барр./сутки с октября 2021 г. по март 2022 г. Это может привести к росту цен на нефть на $5.
Из-за отключения электричества в Китае были сбои в работе крупных портов, что привело к нарушениям поставок нефти. Это временная проблема, но пока энергетический кризис в Китае не закончится, отключения электроэнергии продолжатся.
Хотя Китай намерен увеличить добычу и импорт угля, без роста импорта из Австралии это поможет смягчить проблему энергокризиса, но не решит ее в ближайшие месяцы. Тогда вероятно, что тенденция к замещению газа нефтью продолжится, особенно при холодной зиме.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Натальей Шангиной
Пиши аналитику, а не свой взгляд по мотивам зарубежной прессы.