Блог им. InvestHero
Никель — один из основных металлов, который используется при производстве электрических автомобилей, а именно батарей. Доля никеля в выручке ГМК «Норильский Никель» составляет ~20-25%. В среднесрочной перспективе ожидаем нейтральную динамику из-за наращивания производства в Индонезии, но в долгосрочной динамике ждем умеренного роста металла на фоне спроса со стороны электрокаров.
В этой статье поговорим о:
Спрос
По итогам 2021 года Норникель ожидает роста спроса на 17% г/г до 2’850 тыс. тонн и по итогам 2022 года на 12% г/г до 3’180 тыс. т.
Больше 70% спроса на никель приходится на нержавеющую сталь, 10% на батареи и оставшаяся часть на другие отрасли.
Китай
Нержавеющая сталь в большей мере используется в машиностроении (23%) и нефтехимии (22%). 13% приходится на трубы и профили, 12% — на металлическую продукцию и 10% — на транспорт. Оставшуюся часть занимают другие отрасли.
Наибольший рост спроса на нержавеющую сталь в абсолютном приросте показала отрасль машиностроения (+1’054 тыс. тонн), нефтехимии (+1’017 тыс. тонн) и бытовой техники (+962 тыс. тонн).
Программа стимулирования, запущенная правительством Китая в 2020 году, привела к строительному буму, что привело к трехкратному увеличению использования нержавеющей стали в строительстве. Однако не ожидается, что такая тенденция сохранится, поскольку правительство недавно начало принимать меры по снижению бремени кредитов в бизнесе с недвижимостью. Правительство также ввело ограничение на продажу земли, чтобы охладить рынок. В результате Evergrande Group, а также другие крупные девелоперы столкнулись с серьезными финансовыми трудностями.
Дальнейшее снижение объемов строительства новых объектов ожидается до конца 2021 года и, возможно, в следующем году. Учитывая текущую ситуацию, мы не ожидаем, что строительство останется ключевым фактором роста спроса на нержавеющую сталь с 2022 года.
Европа
Норникель отмечает высокий спрос на никель в Европе со стороны производства нержавеющей стали и ожидает его роста до 157 тыс. т по итогам 2021 г. (+14,6% г/г). Однако компания сохраняет осторожность в 2022 г. и ожидает спроса на никель в размере 156 тыс. т. Это обусловлено более высокими ценами на электричество и энергоносители, что, в свою очередь, может снизить производство нержавеющей стали в Европе.
США
Так же, как и в Европе, производство нержавеющей стали в США росло с 4 кв. 2020 г. Такой рост был обусловлен высоким спросом со стороны конечного потребления (бытовая техника, строительство, машиностроение и др.).
С другой стороны, Норникель опасается, что клиенты, обеспокоенные длительными сроками выполнения заказа, делают двойной заказ. Это может привести к завышению запасов при замедлении заказов, что в итоге приведет к коррекции цены. В связи с этими опасениями Норникель ожидает спроса на никель со стороны производства нержавеющей стали в размере 42 тыс. тонн по итогам 2021 и 2022 г.
Норникель повысил прогноз продаж электрических автомобилей в 2021 г. на 200 тыс. ед. до 4’200 тыс. ед. и гибридных авто до 1’800 тыс. ед. По итогам 2022 г. Норникель ожидает продаж электроавтомобилей в размере 5’900 тыс., а гибридных — в размере 2’300 тыс. тонн. Такие продажи будут соответствовать спросу на никель в размере 389 тыс. т (+73% г/г) по итогам 2021 г. и 504 тыс. тонн по итогу 2022 г. (+30% г/г).
Ожидается стремительный рост продаж электрических автомобилей (более 30 млн ед. к 2030 г.). Это, в свою очередь, поддержит спрос на никель. Норникель ждет, что доля спроса на никель со стороны батарей увеличится с 10 до 30% к 2030 г.
Предложение
Многие производители по всему миру по-прежнему страдают от сбоев из-за новых волн COVID. Избыточное предложение никеля, возникшее в 4 кв. 2019 г. и сохранявшееся в 2020 г., сменилось дефицитом в 2021 г. Норникель полагает, что дефицит сохранится до 2021 г, а затем превратится в умеренный избыток в 2022 г. Однако основной дефицит будет сконцентрирован на рынке никеля класса 2 (менее качественный никель), а никель класса 1 будет находиться в балансе.
Норникель понизил прогноз по производству никеля по итогам 2021 г. с 2’800 до 2’700 тыс. т (+7% г/г) и с 3’270 до 3’200 тыс. тонн (+20% г/г) по итогам 2022 г. Основной вклад роста предложения будет обеспечен новыми мощностями из Индонезии. По прогнозам Норникеля, производство никеля в Индонезии вырастет до 1’200 тыс. тонн (+32% г/г).
Рыночный баланс
Норникель пересмотрел рыночный баланс на 2021 год с первоначально ожидаемого профицита в +52 тыс. т. никеля до дефицита -149 тыс. т. никеля на фоне более высокого, чем ожидалось, восстановления нержавеющей стали и высокого спроса со стороны аккумуляторного сектора, а также более медленного, чем прогнозировалось, наращивания мощностей индонезийского НПИ. В 2022 году ожидается, что рынок перейдет к умеренному избытку в +59 тыс. т. Однако этот показатель остается уязвимым из-за возможного отставания от запланированного агрессивного расширения NPI в Индонезии и более стремительного роста спроса со стороны электроавтомобилей.
Дефицит на рынке никеля в 2021 г. вызвал снижение запасов с 240 тыс. т до 140 тыс. тонн в октябре. Снижение запасов, в свою очередь, является поддержкой для цен на никель.
Мы оставляем свой консервативный прогноз по ценам на никель в размере 18’500 $/т до конца 2022 г. Мы более консервативно смотрим на цену никеля в среднесрочной перспективе ввиду наращивания мощностей Индонезией. Однако если строительный сектор будет расти более высокими темпами, чем мы ожидаем, то спрос на никель может вырасти, что приведет к пересмотру прогноза вверх. Мы считаем маловероятным такой сценарий в условиях замедления экономики США в 2022-м.
Производство никеля в Индонезии оставляет в 9 раз больше углеродного следа, чем производство Норникеля. Введение углеродного налога в 2023–2025 гг. будет выступать долгосрочным фактором роста цен на никель. Так как углеродный налог должен значительно повысить кривую издержек у индонезийских производителей, которые занимают более 35% доли мирового выпуска никеля.
В долгосрочной перспективе вплоть до 2030 г. ожидаем роста цен на этот металл ввиду увеличения спроса на никель со стороны батарей и введением углеродного налога. Норникель ожидает дефицита на рынке никеля в долгосрочной перспективе. Среднегодовой темп прироста спроса к 2030 г., по ожиданиям Норникеля, составит 7% против прироста предложения в 6%.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Марком Пальшиным