Блог им. Expo_research
JD.com – входит в топ-3 по числу активных пользователей и лидирует по выручке в Китае. Основные конкуренты в Китае – Alibaba и Pinduoduo.
Старт JD.com был положен в 1998 году, когда 23-летний предприниматель Лю Цяндун открыл магазин по продаже оптических и магнитных носителей. Затем продажи распространились на электронику, телефоны, компьютеры и прочую технику. Собственный первый веб-сайт у компании появился лишь в 2004 году.
JD.com – классический онлайн-гипермаркет, в котором доступны покупки как техники и гаджетов, так и одежды, обуви и прочих товаров. Однако от продажи электроники и бытовой техники JD.com до сих пор ежегодно получает более 50% выручки.
JD – сокращение от Jingdong, которое сложилось из имени Лю Цяндуна и его девушки. Лю Цяндуну принадлежит 13,8% акций JD.com. Американская сеть Walmart, которая в 2016 году продала свой интернет-магазин Yihaodian группе JD.com в обмен на 5% акций, – сегодня владеет 9,3%. Доля Tencent, которая в рамках стратегического партнерства с компанией предоставила ей эксклюзивный доступ к платформам WeChat и Mobile QQ, составляет 2,3%.
JD.com предоставляет услуги онлайн-маркетинга, услуги по организации логистики для различных отраслей вследствие владения одной из крупнейших логистических сетей в Китае (1400+ складов, более 7200 станций доставки), услуги потребительского финансирования. В области предоставления облачных решений JD.com занимает в Китае четвёртое место после Alibaba (46,4% рынка), Tencent (18%) и Baidu (8,8%).
В мае 2014 года JD.com провела IPO на американской фондовой бирже NASDAQ, став самым крупным размещением года и самой крупной китайской компанией электронной коммерции на NASDAQ.
В 2020 году компания получила вторичный листинг на Гонконгской фондовой бирже. На СПБ Бирже доступны акции компании в долларах США (с листингом в США) и гонконгских долларах (с листингом в Гонконге.
Основной негативный момент для акций заключается в усилении надзора регулирующими органами Китая над компаниями в сфере онлайн-торговли. Другой негативный момент связан с включением JD.com в список кандидатов на делистинг с американских бирж.
Выручка в 2021 году выросла на 28% год-к-году до ¥951,6 млрд. Наибольший рост показала выручка от продажи услуг компании: логистики (+58% год-к-году) и маркетинга (+35% год-к-году). При этом доля выручки от продаж электроники и бытовой техники в 2021 году составила 52%, от продаж других товаров — 34%, а от продаж услуг — всего лишь 15%.
Операционная рентабельность JD.com в 2021 году составила 0,4%, наибольший вклад в нее вносят продажи товаров, включая электронику и бытовую технику — 3,2% в 2021 году.
В 2022 году китайские компании e-commerce стали бенефициарами новой волны коронавируса в КНР и политики нулевой терпимости к нему.
Население продолжило активно совершать покупки онлайн. Во II квартале 2022 года JD.com удалось нарастить выручку на 5,4% год-к-году, главным образом, за счет увеличения продаж услуг — на 21,6%.
При условии дальнейшего развития логистического направления бизнеса компания имеет достаточно радужные перспективы.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Больше материалов в телеграм канале Экспо Инвестиции.