Блог им. gofan777

🛴 Самокаты Whoosh. Как устроен бизнес?

Сегодня поговорим о бизнесе компании Whoosh, данный бренд известен многим, кто пользуется «кикшерингом» (арендой самокатов).

📝 Недавно выдалась возможность пообщаться с сооснователем и СЕО Whoosh Дмитрием Чуйко. Был приятно удивлен открытости и общительности с частными инвесторами. Постараюсь тезисно пробежаться по основным темам, ответы напишу своими словами.

Расскажите о компании в нескольких цифрах и фактах?
✔️ Whoosh – это федеральный игрок лидер кикшеринга в России. Мы номер один по количеству зарегистрированных пользователей в России (отрыв от ближайшего конкурента почти в 2 раза) – их у нас более 11 млн. Whoosh присутствует в 40 локациях с уровнем доступности самокатов порядка 81%. Численность флота самокатов превышает 80 тыс. По показателю выручки мы также №1 в России — по итогам 2021 года она составила 4,1 млрд руб., причем за 1П22 мы уже заработали 3,2 млрд руб.

Вы используете собственную разработку самокатов или покупаете готовые?
✔️ Если говорить о самом устройстве, на данный момент самокаты приобретаются у нескольких крупных китайских фирм. В перспективе — разработка собственной модели самоката. При этом вся технологическая платформа – это полностью наши разработки и решения. В нашем бизнесе это ключевое.

В чем основное отличие от конкурентов?
✔️ Это наша собственная технологическая платформа, обеспечивающая эффективную операционную деятельность. Она включает аппаратное оснащение, мобильное приложение и конечно ПО – это система управления всем флотом Whoosh в режиме реального времени.

📱Пара слов о приложении. Поскольку это ключ к запуску самоката, для нас было важно, чтобы пользовательский опыт с самого начала был на высоком уровне. Оценки говорят за себя — 4,9 в App Store и 4,4 в Google Play.

✔️Однако даже этого может быть недостаточно, если вы не умеете грамотно обслуживать и управлять флотом самокатов. Ценность сервиса сильно упадет, если несколько раз вы окажетесь в ситуации, когда самоката не было рядом или он бы разряжен. И мы сделали фокус на этом — мы выстроили процессы благодаря аналитике и технологическим решениям максимально эффективно, чтобы самокат был именно там, где вы его ожидаете найти.

Что происходит с самокатами в зимнее время, где они хранятся или куда перенаправляются?
✔️ В России самокаты на каникулах с ноября по март — 4 месяца. Это время мы тратим на глубокое ТО парка, отчасти это поддерживает его срок службы. При этом в зимний период мы продолжаем работать в южных регионах, куда перемещается дополнительный флот.

Сколько стоит один самокат, какой у него срок окупаемости и сколько он обычно служит?
✔️ В среднем самокат обходится в 80 т.р., срок окупаемости составляет 1,6 лет. Срок службы составляет около 3 лет, но в ближайшие годы планируем довести его до 5 лет.

Как-то отличаются доходы от аренды на 1 самокат в крупных городах и регионах?
✔️ Как правило нет, где дешевле стоимость аренды (регионы), там дешевле и обслуживание и наоборот.

Планируете ли выходить на новые рынки и в другие страны?
✔️ В будущем сезоне мы планируем развивать присутствие Whoosh по нескольким направлениям: новые города и увеличение зоны покрытия в уже существующих локациях. Говоря о странах, помимо расширения в странах присутствия, мы изучаем возможности по выходу на новые рынки в СНГ.

Какая цель возможного IPO и когда оно планируется?
✔️IPO – это один из возможных вариантов финансирования, но далеко не единственный. Что касается сроков — все будет зависеть от ситуации, здесь срочности нет. Привлечение дополнительных средств рассматривается как для расширения флота, так и дальнейшей географической экспансии, но о каких-то конкретных планах говорить преждевременно.

📌 Думаю, что оставшиеся вопросы мы разберем вместе с финансовыми показателями, когда появится больше информации по планируемому IPO. Тем не менее, надеюсь, что небольшое представление о бизнесе у вас уже сложилось.

❤️ Друзья, напоминаю, мы работаем за лайки, если обзор оказался полезен — ставьте лайк, а мы уже начали готовить следующий разбор.

Следить за всеми моими обзорами и новостями в оперативном режиме: TelegramВконтактеДзенСмартлаб

★5
39 комментариев
по словам хулиганов, Whoosh — единственные самокаты, которые невозможно спереть, очень серьезно защищены.
Zhenya_Bazarov, да, мне сказали, что % краж там ниже 0,8%. 
Георгий Аведиков, тем не менее, Вы только что не согласились Женьком
avatar
Zhenya_Bazarov, невозможно спереть, очень серьезно защищены.
Каким образом если не секрет? Всегда при виде самокатов думаю, что их уносят в подворотню, там обесточивают и продают за дозу наркоты.  Почему их невозможно спереть, если он не на цепи с замком? Маячки, камеры, что в нем такого?

Диванный аналитик-практик, 

маячков там не один и не два, с автономным питанием, разумеется.

блокировка всех контроллеров, включая батареи, ужаснейше громкая сигналка с автовызовом ГБР охраны при несанкционированном перемещении и спецкрепёж везде.

максимум что можно оттуда выковырять — колёса, если успеешь.

 

иначе все эти самокаты давно бы на авито переселились))

а вот старые Юренты и Молнии с одним маяком активно п*здят, меняют контроллер («на коленке» оно, сцуко, не шьётся) и катаются))

Zhenya_Bazarov, Клетка Фарадея с заземлением, да просто стальной ящик обитый стекловатой и никакой сигнал маячка и звук сирены не будут распространяться. То, что блокируются электронные блоки проблемка для разминки мозгов ПТУшника. Про ГБР вообще улыбнуло ))) , представляю группу в касках и бронежилетах роющиеся в груде подвального мусора в поисках самоката…

Диванный аналитик-практик, 

раз всё так просто — таки в чём проблема? Дерзайте!))

 

 

Клетка Фарадея с заземлением

GPS — спуфер)) 21-й век на дворе.
Диванный аналитик-практик, да не врятли ГБР поедут за самокатом, дежурный скажет что машина занята. скорее ориентировку как угон запустят, ГБР едут на стационарную точку.
Zhenya_Bazarov,  по Вушу примерно так как Вы описали. коллега туда ушел.


Думаю если заморочиться с клеткой фарадея фургоне, генератором белого шума и прочем всё таки можно, но это не уровень ПТУшника. это должна группа специалистов работать. и на 1-2 самокатах это не отбить. А на поток ставить вороство- как сбывать массово? ещё и так что бы не попасться  + видимо надо будет переделывать заменяя часть проприетарной электроники.
avatar
Zhenya_Bazarov, да нихрена ГБР в виде придурков из ЧОПа, которые не имеют права на мигалку?

Владимир Гончаров, 

а хрен их знает, с кем у них договор...

с их баблом могут и гвардейцев зафрахтовать.

Zhenya_Bazarov, увы гвардейцы охраняют конкретный объект. Бред что менты или гвардия будут кататься за самокатом. 
держу облигации с лета. доха с 14 до 12.7% снизилась.
думаю, если весна будет ранней, то и до 11% дойдёт
еще бы научились контролировать соблюдение ПДД пользователями и чтобы не оставляли где попало, пока только один негатив от их сервиса
avatar
Эти самокаты вишис не ладан дышат. У Яндекса то похоже лучше проходят.
Насколько у них рисковы облиги? Кто что думает?
avatar
Не боитесь, что дальнейшее регулирование такого рода движущихся средств сожмёт рынок?
avatar
Классная контора. Очень люблю и пользуюсь регулярно.
Када первый раз в Казани ездил, упал два раза и в итоге попал в травматологию с ушибом грудной клетки. Женщина-рентгенолог сказала таких клиентов у них очень много))
avatar
Wasd, дак трезвым надо было. Шутка. Сам один раз падал, причём в том числе лицом. К счастью обошлось без серьёзных последствий.
avatar
Рекламный пост?)
avatar
Там 8₽ минута а самокат стоит 80 тыс, не проще свой купить
avatar

Мой господин, не проще, но явно выгодней. При том что подходящий Вы куда дешевле найдёте- Вам расходы на 10 маячков безопасности вероятно не нужны, да и стоять он будет не на улице под дождём а дома. Ну и нагрузка будет поменьше -запас прочности не требуется огромный

Ну и другие плюсы. К примеру, можете по пригороду покататься где аренды нет и арендованный ехать не будет. или в соседний городок махнуть где самокатов этих нет арентных

avatar
Мой господин, проще или нет не знаю, но точно не удобнее. На арендованном можно в любой момент откуда угодно куда угодно доехать, а на своём только из дома и обратно домой.
avatar
Держу 1,3% от портфеля как зашли в мой город этим летом, честно я обалдел) однажды утром как всегда поехал на работу и бац: по всему городу самокаты)) и народ смотрю активно пользуется 
avatar
 Есть и у меня в портфеле. Основной риск тут регуляторный. Так то там мощность по более 250 вт- отмазываются, что это мощьность в пике и не подпадает под запрет
Причём регулировать могут и тупо ограничивая зоны катания. Я в Спб недавно взял вушевский самокат по городу прокотиться. По идее- идеальный транспорт туриста. Едешь, фотографируешь. А толку? все достопримечательности почти в зоне где не только ограничение скорости, но и запрет полный на катание. Даже через невский не проехать, если едешь перпендикулярно- он превентивно отключается и угрожает заблокировать колёса. 

Отдельной инфраструктуры нет. А там где пешеходы- катание ограничивают (по скорости или совсем). по дороге- опасно. там где нет пешеходов-часто хреновые дороги, а электросамокаты эти для офроада не очень подходят
avatar
Gregori, я тоже слабо понимаю кому и зачем они нужны в ТАКОМ количестве(как напр. сейчас у нас в Москве).
На мой взгляд это всё сиюминутная «модная тема», которая позже столь же резво схлынет как пена, когда наиграются. Ибо реальной выгоды для юзера — почти никакой. А тогда, значит: рынок решает.
avatar
Дмитрий, за москву не скажу. но думаю там посчитанно. И бывают ситуации даже что самокатов заряженных на стоянке нет- все разобрали. Но это в пик сезона, в выходной и на хорошей погоде. 
А Выгода- выгодней свой иметь конечно. При цене аренды вуша, если без подписок  то выходит почти также как на такси.  но в целом народу нравиться, кто не хочет своим заморачиваться (там например риск угона на тебе)
avatar
Gregori, а как можно технически ограничить движение самоката в пешеходной зоне? Вроде постоянно их вижу на пешеходных дорожках. 
avatar

RRomanov, да легко. там же gps трекеры. Подъезжате к невскому и  у Вас двигатель  микроконтроллер отключает в самокате. И приложение сообщает -мол запретная зона. 

Понятно что не на всех пешеходных дорожках. И не на всех городах. Но в целом -там где хорошие места для прогулок, там много народу и запрещают. А где плохие там и ездить не так прикольно и за пределами столиц, даже в обл центрах часто хуже дорога 

avatar
Катался на вуш месяц, понял что самокат это круто, но аренда дорого, купил свой, окупился за сезон.
avatar
@Георгий Аведиков Главный вопрос, текущие акционеры будут продавать свои акции на IPO или будет допка в развитие?
avatar
Antihype, пока не ответили на этот вопрос. Будет скорее всего микс, частично допка, частично обкэшивание
Георгий Аведиков, если микс, вопринимаю всё равно как обкэшивание за дорого. Система например докупала на IPO Озона.
avatar

Летом две недели подменял авто самокатами. Прошлым летом тоже пользовался, но не так конечно активно как в этот год.

Так вот… яндекс выдавит их так же как в такси походу. Яндекс бесплатно или за копейки — даёт подписку. Конкуренты себе такого позволить не могут. ПО ФАКТУ: На общих хабах, в час-пик в первую очередь разбиратют яндекс, потом уже Вуш, потом ситимобил.
  В прошлый год — король был Вуш, это да. Им в плюс и то, что были по сути первыми. Может они ещё и вырастут вслед за рынком, но флагман точно вырастет больше… это по факту, а по бумажкам конечно хз.
Яндекс такой конгломерат, что мне кажется им главное душить потенциальные угрозы, а рентабельность — дело третье))

avatar
waldhaber, тут в крупных городах есть квоты на 1 компанию, чтобы не было монополий. Я слышал, что по мск квота 50000 самокатов на всех из них на Вуш приходится 15000 шт. и больше они занять долю не смогут физически. аналогично с Яндексом. Но время покажет )

Георгий Аведиков, конец года… на смартлаб всё меньше времени))

Квота — квотой, но я про то что яндексовские разлетаются как горячие пирожки, пока другие стоят светодиодами подмигивают… За стоячий самокат денег не прилетит)

Но — да, посмотрим!

avatar
waldhaber, да у меня аналогично, отчеты, завершение проектов… По ночам приходится писать иногда )

Георгий Аведиков, Не, ты — молодец! Дисциплинированный, я вижу!)
avatar

теги блога Георгий Аведиков

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн