Блог им. Koleso
План Маршалла для Украины.
Новый колониализм или реальная помощь. Коррупция на Украине может разворовать всю помощь как в Афганистане, Ираке или Гаити.
Украина находится в состоянии гудящей неразберихи.
Украинцы изо всех сил пытаются сохранить экономику.
Сталелитейные заводы заливают раскаленный добела металл для изготовления арматуры; рестораны подают еду под шум сирен воздушной тревоги.
Целые города лежат в руинах.
Около 8 миллионов человек, пятая часть населения, покинули страну.
Правительство Украины считает, что ВВП в 2022 году будет на 30% ниже, чем в 2021 году.
Учитывая только ущерб, нанесенный до 1 июня, Всемирный банк оценил затраты на реконструкцию в 349 миллиардов долларов.
С тех пор счет вырос: сильно пострадала энергосистема.
Чтобы оправиться от всего этого потребуется помощь, сравнимая с планом Маршалла, огромной американской программой, которая положила начало экономическому восстановлению Европы после Второй мировой войны.
Действительно, в некотором смысле восстановить Украину кажется труднее.
В отличие от плана Маршалла, реализация которого началась спустя годы после окончания войны, помощь Украине течет, пока еще летят снаряды.
Это делает привлечение частных денег практически невозможным.
В условиях сокращения налоговых поступлений, Украина нуждается в помощи в размере 3,5-5 миллиардов долларов каждый год, только для покрытия дефицита бюджета.
Следующая сложность.
Деньги на план Маршалла поступали из Америки.
На Украину помощь поступала в основном из Америки, но также и из ЕС, и целого ряда многосторонних организаций — Всемирного банка, МВФ, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и других.
В течение первых восьми месяцев СВО обещания поступали спорадически.
Только сейчас основные доноры планируют регулярные встречи для координации.
Скептики в отношении помощи Украине в восстановлении отмечают, что такие средства не принесли пользы в Афганистане и Ираке или в Гаити.
Жертвователи в этих местах не помогли создать функциональное государство, и большая часть их наличных денег была украдена.
Это большое беспокойство для Украины, которая была самой коррумпированной страной Европы.
Высказывают осторожное мнение, что Украина не совсем похожа на Афганистан или Ирак.
Там доноры пытались навязать совершенно новую систему правления, чему сопротивлялись многие местные жители.
Украина больше похожа на послевоенную Европу, где вливание средств помогло местным жителям восстановить процветающие промышленно развитые общества, которые они уже знали, как строить, потому что они построили их до того, как их разрушила война.
Украина была довольно развитой страной со средним уровнем доходов.
Кажется правдоподобным, что украинцы могут воссоздать то, что у них было раньше, и с помощью улучшить это.
История предлагает полезные уроки.
Хотя план Маршалла сейчас помнят как успешный, в то время все было сложно.
В рамках плана Маршалла были настоящие напряжения, настоящие трудности, моменты, когда он мог рухнуть.
Внутри американского правительства возникли ожесточенные разногласия по поводу того, как структурировать программу, и в Конгрессе по поводу того, финансировать ли ее вообще.
Европейские правительства и избиратели с подозрением отнеслись к условиям предоставления помощи.
И хотя план имел успех в Западной Германии, его результаты в некоторых других странах были посредственными.
Полезно рассмотреть, насколько сложным на самом деле был план Маршалла.
В середине 1947 года, экономика Европы все еще лежала в руинах.
Германия, разделенная на американскую, британскую, французскую и советскую зоны, существовала за счет гуманитарной помощи.
В британской зоне рацион упал до 1050 калорий в день.
В советской зоне заводы демонтировались, или их продукция отправлялась на восток в качестве военных репараций, во французской зоне немецкие товары отправлялись во Францию по сниженным ценам.
Промышленное производство было остановлено из страха возродить военную мощь Германии, а торговля между зонами была ограничена.
Экономические бедствия Германии эхом отозвались по всему континенту.
Во Франции фермеры отказались засевать свои поля, потому что из-за парализованной промышленности и ограничений в иностранной валюте франки, полученные от клиентов, не могли купить необходимую им импортную технику.
Уровень безработицы в Италии был настолько высок, что одной из главных целей ее правительства было поощрение эмиграции.
Великобритания, отягощенная долгами по программе ленд-лиза военного времени, оказалась на грани валютного кризиса.
Реакция Америки была затруднена из-за разногласий.
План военного времени для послевоенной Германии, разработанный Генри Моргентау, министром финансов при Франклине Рузвельте, был абсурдно направлен на деиндустриализацию страны.
После смерти Рузвельта в 1945 году Гарри Трумэн, его преемник, вытеснил Моргентау и обратился к Джорджу Маршаллу, бывшему генералу.
Маршалл хотел унифицировать и либерализовать немецкую торговлю, но сомневался в последствиях.
(Фото. Люди смотрят на разгрузку партии американских тракторов из США, предназначенных для французского сельского хозяйства, 7 января 1949 года в порту Гавра)
План Маршалла по программе восстановления Европы предусматривал огромное вливание американской помощи.
Окончательная сумма будет эквивалентна 5% ВВП Америки в 1948 году.
Американские доллары решат проблему нехватки иностранной валюты в Европе, позволив ее отраслям торговать на пути к процветанию.
Они также были бы призом, чтобы побудить европейские правительства ослабить ограничения, парализующие их экономику, — способ для Америки «столкнуться лбами и навязать соглашение».
Но Америка и Советский Союз еще не были формальными врагами.
Трумэн не мог просто предложить огромные суммы европейцам, включая немцев, исключая при этом своих бывших советских союзников.
Многие европейцы, особенно те 15% или более, которые поддерживали коммунистические партии во Франции и Италии, восприняли бы это как провокационную американскую схему создания антисоветского союза.
Вместо этого Маршалл предложил Советам присоединиться.
Они, несомненно, попытались бы саботировать программу, но надеялись, что условия предоставления грантов (открытая торговля, объединяющая всю Европу, а не торговля по квотам, ориентированная на Москву) заставят их отказаться от плана.
Азартная игра окупилась: Сталин так и сделал и приказал своим новым сателлитам в Восточной Европе тоже держаться подальше.
Коммунистическим партиям в Западной Европе было приказано осудить предложение помощи как замаскированный капиталистический империализм — и правительства, жаждущие американских денег, оттеснили их на обочину.
У плана были враги и в Америке.
Слева Генри Уоллес, баллотировавшийся на пост президента как прогрессивный, позволил Сталину внести свой вклад в предвыборную речь, разоблачающую план.
Справа республиканцы-изоляционисты ворчали, раздавая больше помощи.
Но Маршалл и его союзники продавали его как способ отучить Европу от помощи, которую Америка уже предоставила — 13 миллиардов долларов после окончания войны.
Когда в 1948 году помощь начала поступать, европейский рост пошел в гору. Промышленное производство в странах плана Маршалла увеличилось более чем на 60% в период с 1947 по 1952 год;
в Западной Германии он увеличился более чем втрое, а ежегодный рост ВВП в некоторые годы достигал двузначных цифр.
В 1948–1949 годах план Маршалла обеспечил от двух до семи процентных пунктов роста в различных странах.
Тем не менее, не все выиграли в равной степени.
В Западной Германии американские органы, проводившие этот план, обладали огромной властью и следили за тем, чтобы средства тратились на настоящие инвестиции.
Однако во Франции большая часть помощи была использована для поддержки национальных фирм-чемпионов;
в Италии он часто использовался для импорта товаров, а не промышленного оборудования.
В Британии, где этот план стимулировал экономический рост в наименьшей степени, его использовали для выплаты военного долга.
«Захват» — это термин, который часто можно услышать, когда обеспокоены чиновники по оказанию помощи.
Это то, что происходит, когда деньги или программы попадают под контроль привратников, которые преследуют свои собственные интересы, а не интересы общества. Иногда это означает людей с оружием, как в случае с полевыми командирами, которые превратили национальное строительство в Афганистане в коррумпированную катастрофу.
В других случаях, как в неуправляемой программе помощи на Гаити после землетрясения в 2010 году, они могут быть теми самыми подрядчиками или консультантами, нанятыми для проведения реконструкции, которые получают высокие гонорары за бесполезную работу.
Самые большие проблемы с коррупцией на Украине связаны с направлением ресурсов в пользу привилегированных сторон.
Типичный случай возник в середине октября: девелопер якобы предложил заплатить мэру Днепра $22 млн за право определять, какие компании будут строить новую линию метро в его городе. Застройщик обвинения отрицает.
Правительство Украины ожидает, что эта фаза иностранной помощи продлится столько же, сколько и конфликт.
Даже здесь речь идет о значительных суммах (см. диаграмму).
На первой международной конференции доноров, состоявшейся в июле в Лугано, Украина представила масштабный национальный план восстановления с сотнями проектов, которые были предложены в ходе консультаций между правительством, бизнесом и группами гражданского общества.
На второй встрече в Берлине 25 октября амбиции были более трезвы.
Выделили три этапа помощи.
Начальная фаза времени конфликта может длиться от 18 до 36 месяцев.
Для покрытия дефицита бюджета в 2023 году необходимо около $38 млрд.
На втором этапе, рассчитанном на первые два года после окончания боевых действий, потребуется еще больше денег — возможно, 105 миллиардов долларов на такие задачи, как восстановление жилья и транспорта.
Всего через несколько лет после окончания боевых действий начнется фаза, подобная плану Маршалла, с еще одним крупным, но пока невероятным объемом помощи, направляемой на преобразующие проекты, чтобы «восстановить лучше, чем было».
Это может включать в себя создание более экологичной энергетической системы и помощь предприятиям в соблюдении европейских норм по охране окружающей среды и безопасности, чтобы помочь Украине в ее стремлении присоединиться к ЕС.
Именно этот последний этап больше всего беспокоит борцов с коррупцией.
Поток денег послевоенного восстановления рискует усугубить коррупцию.
В общенациональных консультациях перед конференцией в Лугано приняли участие многие, но с тех пор некоторые группы гражданского общества говорят, что их доступ к правительству сократился.
Прошлые проблемы с коррупцией на Украине означают, что некоторые активисты считают, что лучшим решением было бы вообще предотвратить прохождение денег через правительство.
Центр противодействия коррупции (Антак), самая известная антикоррупционная неправительственная организация Украины, утверждает, что средства должны поступать напрямую от доноров к подрядчикам.
Суть в том, чтобы избавиться от искушения.
Есть и другие способы следить за тем, куда попадают деньги.
После2014 года группы гражданского общества, программисты и правительственные реформаторы разработали Prozorro, цифровую систему мониторинга госзакупок. Сейчас она считается одной из лучших открытых систем закупок в мире.
С 2016 года все документы, связанные с каждым госконтрактом Украины, доступны онлайн.
Тысячи журналистов-расследователей и добровольцев, известных как Дозорро, просматривают базу данных в поисках аномалий, которые могут привести к судебным процессам или пикантным статьям.
Когда началась СВО, большинство областей государственных контрактов были удалены из Prozorro, потому что правительство беспокоилось, что Россия может использовать его для получения разведданных.
Это сильно ухудшило систему.
План Маршалла, по крайней мере, служит контрпримером недавней истории, доказывая, что масштабные проекты помощи, если они хорошо реализованы, действительно могут помочь восстановить и укрепить страны.
Это также напоминание о том, что такие программы всегда имеют политические ставки.
В 1947 году Америка пыталась склонить на свою сторону европейцев в борьбе против коммунизма.
В 2022 году Запад обнаружил, что страны глобального юга не разделяют их взглядов и не доверяют их намерениям.
Помощь в восстановлении Украины — это способ Западу показать, что он готов на реальную помощь, а не новый колониализм.
P.S. Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov
Telegram https://t.me/kudaidem2
Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJA
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.
Украинцам придется ехать на заработки в др страны.
Только есть критические различия между нынешней ситуацией и постВоенного прошлого. Если с планом Маршалла было понимание кто и сколько заработает, и это не только про деньги, то вот со страной 404 большие вопросы. Что с них взять? Кто они вообще такие, в сравнении со старушкой Европой? И самый главный вопрос зачем восстанавливать Украину?
Им раньше не особо помагали, они постоянно с протянутой рукой. То после окончания боевых действий, про них просто забудут.
Они (Украина) точно такие же пешки в этой игре, как и их «так называемые» оппоненты. Если бы вы понимали, что наш дом — это вся планета, а хозяин в доме тот, кто скрывается за аббревиатурой ФРС, то шоры бы спали наступило прозрение. Тогда бы вы начали задавать себе правильные вопросы:
— Почему мы не стягиваем войска к Аляске, если наш враг США?
— Почему борьба с НАТО ведёт к его расширению?
— Почему за права русскоязычных не борются внутри страны?
— Почему всё это началось в 2014, а не 2011?
— Почему продолжилось в 2022, а не в 2024?
Помоему глядя на ФРГ и ГДР все уже очевидно было, кто и на что горазд.
И началось это не вчера. Достаточно только взглянуть на изобретение особой украинской письменности. smart-lab.ru/blog/offtop/840628.php
Вторая республика в СССР по зажиточности (после Грузии), Украина стала беднейшей страной Европы ещё до Майдана в 2014.
Реальные перспективы Украины — в интеграции с Россией.
Страна с малым объёмом внутреннего рынка не может вырастить свою обрабатывающую промышленность. Фридрих Лист «Национальная система политической экономии»
institutiones.com/download/books/1018-nacionalnaya-sistema-politicheskoj-ekonomii.html
bookshake.net/b/nacionalnaya-sistema-politicheskoy-ekonomii-fridrih-list#download
но что выявила СВО в нашей родной стране? триллионы растворились в воздухе, и это только выделенные на армию, параллельно во всей экономике в не меньших масштабах делалось то же самое
и тот, кто после всего этого продолжит про страшную коррупцию в Украине, а не про Россию — ну мягко говоря — неадекватен
лучше задумайтесь, что теперь нас ждёт в ближайшие годы, когда всем ясно, что армия никак не вторая и не третья, народа мало, а ЯО неизвестно в каком состоянии
С теми же курво-поляками никто разговоры вести уже не будет. Попробуют сопротивляться, утилизируют их промышленность вместе с городами и их жителями.
Поэтому пока телевизор не будет денацифицирован и декоммунизирован, ситуация не разрешится и проблемы будут множиться, плавно подводя страну к балету Ле`Бединое для кооператива 0 — Зеро. А ведь это ещё нефть не падала!!!
Так что придётся ещё немножечко потерпеть и затянуть пояса. Ориентируйтесь на телевизор, этот индикатор за 10 лет ещё ни разу не подводил!
«Опытный взрыв атомной бомбы был произведён 16 июля 1945 года. Это были первые, пока ещё тайные плоды атомного проекта. На следующий день Трумэну вручили шифровку: «Младенцы благополучно родились». Он испытал приступ ликования, причину которого высказал вслух: «У меня теперь есть дубинка для этих парней!».
Черчилль полностью разделял его восторг. Теперь они вдвоём получили прекрасную возможность круто изменить свою линию поведения по отношению к Сталину ...»
(https://chudesamag.ru/pod-kovrom-i-za-stsenoy/garri-trumen-potsdam-dubinka-dlya-parney-chast-1.html)