Блог им. Koleso
Мы живем в эпоху сиюминутных потребностей и краткосрочного мышления. Глобальные корпорации готовы на все, чтобы удовлетворить растущие запросы акционеров, а политики обсуждают применение ядерного оружия.
А что останется нашим потомкам?
Не абстрактным будущим поколениям, а нашим внукам и правнукам?
Оставим ли мы им безопасный, удобный мир или безжизненное пепелище?
В своей книге философ и социолог Роман Кржнарик объясняет, как добиться, чтобы будущие поколения могли считать нас хорошими предками, установить личную эмпатическую связь с людьми, с которыми нам, возможно, не суждено встретиться и чью жизнь мы едва ли можем себе представить.
Он предлагает шесть концептуальных и практических способов развития долгосрочного мышления, составляющих основу для создания нового, более осознанного миропорядка, который открывает путь культуре дальних временных горизонтов и ответственности за будущее.
И хотя вряд ли читатель сможет повлиять на судьбу всего человечества, но вклад в хорошее будущее для наших потомков может сделать каждый.
Cейчас 3:23? а я не могу уснуть. потому что мои прапраправнуки спрашивают меня во сне, а что делал ты, когда рушился мир?
Казалось бы, в чем польза долгосрочного мышления, когда беда уже пришла?
Подобно тому, как из пепла Второй мировой войны возникли долгосрочные новаторские институты – государства всеобщего благосостояния, ВОЗ и т. п., – СВО способна усилить наше долгосрочное мышление, необходимое для того, чтобы справиться с недальновидностью и повысить устойчивость перед лицом неопределенного будущего.
Только мудрый выбор в пользу перспективы в это кризисное время позволит нам стать хорошими предками, которых заслуживают будущие поколения.
Этот вопрос становится ключевым вопросом эпохи – хотя бы уже потому, что вселяет надежду на продолжение нашей эволюции.
Сегодня уже недостаточно быть просто добрыми самаритянами.
Время бросает нам вызов: сможем ли мы стать хорошими предками?
Мы живем в эпоху патологической недальновидности.
Политики разучились видеть дальше ближайших выборов, опроса общественного мнения или даже твита.
Компании стали рабами квартальных отчетов и жертвами непрекращающегося давления со стороны акционеров, которых не интересует ничего, кроме роста капитализации.
Спекулятивные рынки под управлением миллисекундных алгоритмов надуваются и лопаются, словно мыльные пузыри.
За столом глобальных переговоров каждая нация отстаивает только собственные интересы.
Культура мгновенного результата заставляет нас увлекаться фастфудом, обмениваться короткими текстовыми сообщениями и жать на кнопку «Купить сейчас».
Великий парадокс нынешнего времени заключается в том, что на фоне роста продолжительности человеческой жизни наши мысли стали заметно короче.
Воистину мы живем в век тирании сиюминутности.
Попробуйте взглянуть с точки зрения временны́х горизонтов мышления на ежедневные новости, и вы увидите, насколько пагубно влияние краткосрочного подхода.
Правительства спасают неплатежеспособные банки после краха вместо реструктуризации финансовой системы;
инвестируют во что угодно, только не в профилактику заболеваний, проблемы бедности или жилищное строительство.
Растут экзистенциальные риски, под которыми понимаются маловероятные, но крайне разрушительные события, связанные с новейшими технологиями.
Первое место в рейтинге таких рисков занимают угрозы со стороны систем искусственного интеллекта, например автономного оружия, почти не контролируемого людьми.
К подобным рискам относятся и искусственно созданная пандемия, и ядерная война, спровоцированная эпохой нарастающей геополитической нестабильности.
Специалист по рискам Ник Бостром, в частности, обеспокоен развитием молекулярных нанотехнологий и опасается сценария, при котором террористы завладеют самореплицирующимися наноботами размером с бактерию, не смогут их контролировать, и в результате атмосфера планеты станет непригодной для жизни.
Перед лицом таких угроз многие эксперты по экзистенциальному риску сходятся во мнении, что с вероятностью примерно один к шести в течение этого века человечество ждет катастрофа с колоссальным числом жертв.
Биологи говорят о начале «шестого вымирания»
Шестое, или голоценовое, вымирание – одно из наиболее значительных массовых вымираний видов животных и растений в истории Земли, происходящее в настоящее время в результате деятельности человека, прямого истребления, конкуренции с завезенными чужеродными видами и других антропогенных причин.
По словам историка экологии Джареда Даймонда, такое уничтожение природы лежало в основе цивилизационных коллапсов на протяжении всего существования человечества, а их первопричиной оказывался приоритет «краткосрочных решений» над «дальновидностью, требующей бесстрашия». Что ж, нас предостерегали.
Эти проблемы ставят нас перед неминуемым парадоксом:
потребность в долгосрочном мышлении оказывается вопросом крайней необходимости, требующим немедленных действий.
Настал момент признать тревожную истину: мы колонизировали будущее.
Мы относимся к будущему как к некоему отдаленному и безлюдному колониальному аванпосту, на который можно спокойно переложить деградацию окружающей среды, техногенные риски и проблему ядерных отходов.
Когда в XVIII–XIX вв. Великобритания колонизировала Австралию, она опиралась на правовую доктрину terra nullius – «ничейная земля», – чтобы оправдать свое завоевание и обращаться с коренным населением так, словно его не существует или оно не имеет оснований претендовать на собственную территорию.
Сегодня наше общество занимает позицию tempus nullius: будущее воспринимается как «ничейное время», как некая никем не востребованная территория, лишенная жителей. Подобно окраинному царству империи, оно целиком принадлежит нам.
Точно так же, как коренные австралийцы боролись и до сих пор борются с последствиями terra nullius, нашим потомкам предстоит борьба с последствиями этой доктрины.
Гигантское немое большинство еще не родившихся поколений абсолютно бессильно против настоящего и, по сути, вычеркнуто из нашего мыслительного процесса.
Однако куда сильнее красивых слов впечатляет поток проектов и инициатив, направленных на то, чтобы превратить эти слова в реальность.
Всемирное хранилище семян на Шпицбергене, построенное в скалах в отдаленной части Арктики, обеспечит сохранность миллионов семян более 6000 видов растений в течение как минимум тысячелетия.
Появились новые должности и структуры, такие как комиссар по вопросам будущих поколений в Уэльсе и Министерство по делам будущего в ОАЭ.
Похоже, долгосрочное мышление набирает обороты, но происходит это с большим трудом.
Долгосрочному мышлению еще не удалось укорениться в структуре современного менталитета, который по-прежнему ограничен смирительной рубашкой краткосрочности.
Более того, поразительно неразвита сама концепция долгосрочного мышления.
Никто не может объяснить, что же это такое.
Если ввести фразу long-term thinking в строку запроса, то вы получите почти миллион ссылок, однако нигде не найдете четкой формулировки того, что она означает, как работает, какие временны́е горизонты подразумевает и какие шаги нужно предпринять, чтобы сделать долгосрочное мышление нормой.
Это остается абстрактной, бесформенной панацеей без внятных принципов и программы.
Этот смысловой вакуум представляет собой не что иное, как свидетельство чрезвычайной потребности в концепции долгосрочного мышления.
Если мы действительно хотим стать хорошими предками, то первоочередная задача – заполнить эту зияющую пустоту.
Данная книга является именно такой попыткой, предлагая шесть концептуальных и практических способов культивирования долгосрочного мышления.
Вместе они создают необходимый интеллектуальный инструментарий для борьбы с нашей одержимостью текущим моментом.
Герберт Уэллс – наверное, самый влиятельный из футурологов – говорил, что «человеческая история – это, по сути, история идей».
Именно доминирующие идеи формируют направление развития общества, определяют, что реально, а что нет, что возможно, а что невозможно.
Конечно, такие факторы, как экономические структуры, политические системы и технологии, играют жизненно важную роль, но при этом не стоит недооценивать и силу идей.
Вот лишь некоторые из идей, которые оказали на нас колоссальное влияние:
то, что Земля является центром Вселенной;
то, что в первую очередь нами движут корыстные интересы;
то, что люди не являются частью природы;
то, что спасение – это Бог (капитализм, коммунизм).
Не важно, как мы назовем эти идеи – мировоззрениями, ментальными структурами, парадигмами или установками, – все они определяли ход развития цивилизаций.
В нынешний исторический момент одной из господствующих идей является краткосрочное мышление, или вера в примат настоящего, и нам как можно скорее необходимо бросить ей вызов.
В результате получилась книга, представляющая собой междисциплинарное путешествие в диапазоне от этики и антропологии до новейших исследований в области нейробиологии, концептуального искусства и политологии.
Шесть способов развития долгосрочного мышления представляют собой набор фундаментальных взглядов, убеждений и идеалов, которые, по сути, являются базовыми когнитивными навыками хорошего предка.
Они делятся на три кластера.
Представление будущего основано на смирении перед глубоким временем и выработке трансцендентной цели для человечества.
Забота о будущем требует философии наследия и чувства межпоколенческой справедливости.
Планирование будущего за пределами нашей собственной жизни – это навык, вытекающий из соборного менталитета и холистического прогнозирования.
Любой из этих кластеров, взятый отдельно, недостаточен для долгосрочного революционного преобразования человеческого разума.
Мы думаем не только быстро и медленно, как это показал Дэниел Канеман, но также краткосрочно и долгосрочно.
В наш мозг вшита способность думать и планировать далеко вперед.
Эта способность сделала возможными многие грандиозные проекты:
программу государственных инвестиций «Новый курс» Франклина Рузвельта;
строительство лондонской канализации после Великого зловония 1858 г.;
самоотверженную борьбу против рабства и за права женщин и т. д.
Именно секретный эволюционный ингредиент придает шести способам долгосрочного мышления потенциал и силу.
.
Существует ли идеальный временной горизонт, к которому мы должны стремиться в этой битве с недальновидностью?
В качестве минимального порога долгосрочного мышления предлагаю 100 лет: это соответствует потолку продолжительности человеческой жизни, позволяя выйти за рамки собственного «я», ограниченного смертью, и начать представлять будущее, на которое мы можем повлиять, но в котором нас уже не будет.
Столетие – это намного больше, чем принятые в корпорациях пяти– или десятилетние планы, и ближе по временнóму горизонту к таким мероприятиям, как посадка дуба, который вырастет уже после нашего ухода.
У многих коренных народов горизонт важных решений составляет семь поколений, т. е. почти два столетия.
Когда вы будете пробовать мыслить долгосрочно, сделайте глубокий вдох и подумайте о том, что будет лет через 100 и более.
Существует реальная опасность того, что человечество так и не выйдет из тумана своей недальновидности, пока не разразится глобальный катаклизм, и менять курс в попытке избежать судьбы Римской империи или цивилизации майя будет слишком поздно.
Главный урок, который дает нам история, заключается в следующем: ничто не является неизбежным, пока не случится.
Путь хорошего предка для нас открыт. Следовать ему или нет – выбирать нам.
P.S. Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2
Подписывайтесь, оставляйте, пожалуйста, в Дзен комментарии. Это сейчас, наверно, единственная платформа, которая платит авторам за активность аудитории.
Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov
Telegram https://t.me/kudaidem2
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJA
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.