Блог им. Koleso
Пекин в нынешнем году намерен бросить серьезный вызов «боингам» и «аэробусам», которые практически доминируют на мировом рынке средне- и дальнемагистральных авиалайнеров. В ближайшие месяцы в первые коммерческие рейсы отправится их конкурент — китайский пассажирский самолет С-919, который председатель КНР Си Цзиньпин в своем новогоднем приветствии назвал воплощением силы страны.
По своим характеристикам он более-менее соответствует Boeing 737 max 8 и Airbus A-320 neo. Максимальная дальность полета китайского лайнера — чуть больше 5,5 тыс. км (у американца — почти 6,6 тыс., у европейца — 6,3 тыс.). Количество пассажирских мест — 158-192 (162-210 и 150-180 соответственно).
На внутренних линиях С-919 начнет летать с весны, соединяя Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и т. д. Цена одного самолета — около 100 млн долларов, это плюс-минус на десять процентов дешевле, чем у потенциальных соперников из лагеря «боингов» и «аэробусов». Ясно, что есть планы на поставки за рубеж, однако пока «воплощением силы» интересуются авиакомпании и лизинговые фирмы в самой КНР. Говорят, что от них поступило уже более 1,1 тысячи заказов.
По американским данным, на разработку С-919 китайские власти в виде субсидий затратили свыше 72,1 млрд долларов, это проект национального значения и престижа, символ нового рывка к достижению технологического равенства со Штатами и Европой. Есть и прагматические расчеты: по мнению специалистов, к 2041 году в мире будет использоваться 47 тысяч пассажирских лайнеров, это в 2,3 раза больше, чем сейчас. Китай, как сообщается, хотел бы завоевать по меньшей мере 20 процентов рынка, отняв этот кусок у «боингов» и «аэробусов».
Однако есть проблемы — С-919 очень завязан на западные технологии. Детали и узлы для его сборки поставляют около 80 компаний, и китайских среди них лишь четырнадцать.
В лайнере С-919 используются двигатели американской корпорации General Electric. В 2020 году президент Дональд Трамп рассматривал вопрос о введении ограничений на их поставки.
В конце концов США разрешили экспорт этих двигателей, однако вопрос может опять всплыть в случае нового обострения напряженности между двумя странами.
Эксперты предсказывают также трудности с сертификацией С-919 на Западе, без которой продавать эти самолеты за пределами Китая будет невозможно. Пока Пекин, как сообщается, даже не подавал соответствующие заявки. Впрочем, не исключено, что он удовлетворится и собственным внутренним авиационным рынком — вторым в мире по размерам.
Даже частичное вытеснение из КНР «боингов» и «аэробусов» будет большим успехом.
Как Вы думаете сможет Россия сделать что-то подобное?
P.S. Подпишитесь на проект «КОГоть» — “КраткоОГлавном” в Дзен, Телеграм, VK и Youtube
Ну может, конечно, но вряд ли…
Если брать вагонами, возможно, ситуация другая, но очень сомневаюсь.