Блог им. asskorobogatov
Эту мысль из комментария к недавнему моему материалу полагаю интересным здесь обсудить.
Для начала сам комментарий из телеграм-канала:
По-моему, утверждение о принципиальной экономической неэффективности импортозамещения верно лишь в некоем достаточно линейном приближении, когда при рассмотрении принятия решения одного экономического агента решения всех остальных агентов берутся в некоем усреднённом заданном виде, тогда как в реальности экономические агенты действуют в окружении других действующих экономических агентов, соответственно, велика роль нелинейных связей между ними, а где нелинейные связи, там не одна, а множество точек равновесия. Изначальное отсутствие стимулов к импортозамещению может быть неоптимальным равновесием Нэша, в котором каждому отдельному игроку невыгодно в одиночку менять стратегию, однако это не отменяет возможную выгоду совместного изменения стратегии в сторону парето-оптимума. Наличие продуманной политики импортозамещения, её координирующая роль, а также общие для всех внешние сигналы, когда у экономического агента появляется определённость не только относительно своих действий, но и действий других агентов, позволяет легче достигать новых более оптимальных точек равновесия.
Также можно добавить, что доминирующее положение как минимум части иностранных компаний строится не на преимуществе их товаров, а на преимуществе бренда, размера, доступа к дешёвому заёмному капиталу и т.п. Таким компаниям не так нужны инновации, чтобы оставаться лидерами, и они же делают затруднительными появление инноваций на местном рынке, который ими с запасом занят. Присутствие условной Кока-колы на рынке с определённого момента мешает конкуренции, а не помогает ей, поэтому её импортозамещение, скорее всего, экономическое благо. Как в своё время вымирание динозавров открыло дорогу для появления человека, так и сейчас исчезновение компаний-монстров с российского рынка открывает рынок для развития свежих идей и решений.
Здесь несколько мыслей, заслуживающих внимания. Первая — по поводу разделения труда как равновесия Нэша. Как известно, равновесий может быть несколько и установившееся равновесие может быть неоптимальным — не максимизирующим общий выигрыш участников игры. И автор комментария резонно допускает, что сложившееся равновесие как раз таким и является.
Я бы возразил на это хрестоматийной мыслью про сравнительные преимущества стран, которые реализуются в их торговле. На эту тему можно загуглить красивые картинки, сравнивающие благосостояние сторон при наличии и отсутствии торговли. В первом случае они взаимно выигрывают — это математический факт.
Импортозамещение — это путь в сторону уменьшения торговли в пользу внутреннего производства, т.е. состояния до и после импортозамещения — это два равновесия с торговлей и без нее. И, как предполагает принцип сравнительных преимуществ, последний вариант хуже, о чем у меня и шла речь в беседе на радио, только без употребления специальных терминов.
Другая мысль, фактически, относится к самим этим сравнительным преимуществам у укоренившихся на рынке компаний, таким как бренд, мол, покупают ради бренда, хотя никому не известный производитель мог бы сделать не хуже. Вот это как раз вряд ли. Ведь бренд — это репутация, которая складывается годами, если не десятилетиями, благодаря хорошей работе.
Делаешь хорошо — твоя репутация растет, делаешь плохо — она падает. Именно так происходило, напр., с нашей Балтикой в 90-00 годы, когда начала она с неплохого качества, а затем стала резать курицу, несущую золотые яйца. Это же делают теперь и многие американские именитые компании типа Диснея и Эппла с отрицательными последствиями для их брендов. Но в любом случае наличие брендов на рынке — это благо, поскольку обеспечивает связь между усилиями бизнеса и его вознаграждением, а потребителям позволяет отделить зерна от плевел.
В таком же ключе можно говорить и об остальных преимуществах. Обобщить можно так: то, что сложилось естественным рыночным образом, — это и есть наилучшее равновесие, а там, где естественный порядок вещей насилуется, общество несет потери.
а) непосредственно товары, необходимые для экономики
б) новые для данной страны технологии(или хорошо забытые старые)
Надо учитывать данный мультипликативный эффект.
Конечно, это будет работать на частично защищенном рынке, но надо дать молодой поросли развиться, а дальше ее не остановить
Нет технологий — нет импортозамещения
нет специалистов — нет испортозамещения