Российский рынок акций, после мощного удара в прошлом году, постепенно приходит в себя. И одним из признаков оживления рынка стало начало новой серии IPO. На самом деле, все началось еще в конце прошлого года, когда разместился Whoosh, однако в тот момент это еще выглядело как пир во время чумы. Тем не менее, именно IPO Whoosh, на мой взгляд, стало для других компаний зеленым сигналом. С тех пор рынок уже успел дозреть до нужного момента, впитал в себя размещение Генетико и теперь готовится принять целый новоиспеченных публичных игроков: CarMoney, Sokolov, ЕвроТранс, Медси, Selectel, АЛМАР..
Видя все это, инвесторы задаются вопросом: а стоит ли участвовать в размещениях? Или же лучше продолжить по старинке продолжить покупать акции Газпрома в стакане? Чтобы понять это, нужно посмотреть на ситуацию с другой стороны и ответить на вопрос: зачем компании вообще выходят на IPO?
Правильных ответов здесь может быть два:
Компания ищет финансирование для расширения бизнеса, в объеме, который сложно взять в виде долга.
Текущие акционеры ищут способ частично или полностью выйти в кэш
Первый вариант для инвестора, конечно же, предпочтительнее, т.к предполагает дальнейшие перспективы роста бизнеса. А второй вариант, как минимум, вызывает опасения в дальнейших перспективах, а как максимум, ассоциируется с бегущими с корабля крысами.
Второй важный момент — это оценка компании при размещении. С какой бы целью оно не проводилось, текущий собственник заинтересован продать акции как можно дороже. В ход идут самые разные маркетинговые приемы: красочные презентации стратегий, встречи с инвесторами, интервью и заказные посты у блогеров. Список можно продолжать. У новичков уже на первом этапе чтения презентации начинает кружиться голова от предвосхищения перспектив роста. Возможные риски при этом либо умалчиваются, либо задвигаются на второй план.
Как же анализировать компанию, выходящую на IPO? В целом, точно также как и любую другую. Фундаментальный анализ вам в помощь. Единственное отличие — придется чуть дольше пробиваться через маркетинговую мишуру, сохраняя при этом трезвый взгляд и критическое мышление. И быть при этом еще более «вредным», чем при анализе любой другой компании. И если что-то вас смущает — лучше остаться в стороне, целее будете. Помните, что рост акций сразу после размещения, еще не означает, что ваша покупка была успешной. Важно посмотреть, как компания будет вести себя через месяц-год-два после размещения. Будет ли она исполнять заявленную стратегию, отчитываться в полном объеме и дальше взаимодействовать с частными инвесторами. Ведь со стороны продавца велик соблазн после продажи акций отпустить ситуацию на волю случая.
В случае IPO мы имеет дело с ассиметрией, когда одна из сторон по той или иной причине заинтересована в продаже акций в моменте как можно дороже. Настолько дорого, на сколько хватит спроса, подогреваемого маркетингом. Дополнительно спрос может разгоняться ограниченным объемом размещения, создающим искусственный дефицит. Купить дешево при таком раскладе не получится: оценка будет, как минимум, близка к справедливой, а как максимум, заоблачной. Кроме этого, покупатель берет на себя риск непорядочности эмитента, отсутствие публичной истории которого не позволяет точно его оценить.
Моя стратегия не подразумевает участия в IPO. Риск получить кота в мешке по завышенной оценке, не соответствует тем возможностям, которые я могу упустить, не поучаствовав в размещении. Более того, даже после размещения я не советую торопиться с покупкой. Лучше подождать, как минимум, несколько месяцев или даже лет. За это время цена, если она была завышена, вернется ближе к справедливым отметкам, а эмитент успеет показать себя в обычных условиях.
Читайте меня в Телеграме
Знать бы истинные цели, что ищет компания
Как циничны заявленья
Благодарность всему инвестиционному сообществу за движенье
А кто это сказал? Так это ВЕР-МИШЯН
Я слышу нотки здесь о ВЕРЕ и как не странно и о вермишеле
На график если посмотрю
Я вижу очевидную стратегию