Блог им. Kukusa
1. Мы писали запрос в Центральный банк с просьбой дать разъяснения, относительно рисков владения ценными бумагами, в случае банкротства брокера/депозитария. Получили ответ. Делимся им с вами.
1.1. Текст ответа:
Департамент инвестиционных финансовых посредников Банка России (далее — Департамент) рассмотрел Ваше обращение от 08.07.2023 (вх. №…) (1) и сообщает, что Банк России не наделен полномочиями по толкованию положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, за исключением нормативных актов Банка России.
Одновременно, по обозначенным в обращении вопросам Департамент считает возможным сообщить следующее.
Согласно положениям пункта 6 статьи 8.2 и статьи 29 Закона № 39-ФЗ (2) ценные бумаги, которые брокер приобретает для клиента на основании его поручения, зачисляются на лицевой счет (счет депо), открытый в депозитарии такому клиенту, а не брокеру. При этом владелец ценных бумаг вправе по своему усмотрению распоряжаться ценными бумагами, которые учитываются на его счете депо. В соответствии со статьей 7 Закона № 39-ФЗ отношения между депозитарием и депонентом регулируются депозитарным договором, которым определяется порядок совершения операций по счету депо такого депонента.
Также согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 39-ФЗ отношения брокера и его клиента регулируются договором о брокерском обслуживании. Условия такого договора (в том числе права и обязанности сторон) определяются по усмотрению его сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (3).
Кроме того, с учетом требований пункта 1 статьи 3 Закона № 39-ФЗ по общему правилу брокер совершает сделки в рамках брокерской деятельности по поручению своего клиента. Однако стоит отметить, что в отдельных случаях, предусмотренных Законом № 39-ФЗ (4), брокер вправе распорядиться имуществом клиента по своему решению для целей обеспечения исполнения клиентом соответствующих обязательств. Таким образом, объем правомочий брокера, в том числе в части распоряжения активами клиента по своему усмотрению, определяется по соглашению сторон договора о брокерском обслуживании с учетом требований Закона № 39-ФЗ. При этом Банк России не регулирует гражданско-правовые отношения сторон такого договора.
Дополнительно информируем, что брокер как участник клиринга для обеспечения защиты имущества добросовестных клиентов от рисков, связанных с дефолтом иных клиентов брокера и его собственного, должен информировать своих клиентов о таких возможных рисках. В частности, часть 3.1 статьи 11 Закона № 7-ФЗ (5) предусматривает обязанность участников клиринга информировать своих клиентов о праве потребовать ведения отдельного учета имущества, предоставленного клиентом в качестве обеспечения, и обязательств участника клиринга, возникших из договоров, заключенных за счет такого клиента, а также о рисках клиента, связанных с отсутствием отдельного учета.
Для реализации указанного права НКО НКЦ (АО) предоставляет участникам клиринга по их запросу возможность сегрегации на рынках ПАО Московская Биржа, в результате чего имущество клиента участника клиринга учитывается на выделенных для него торгово-клиринговом счете и расчетном коде, что обеспечивает защиту его имущества от требований к недобросовестным клиентам и участникам клиринга, а также позволяет осуществлять перевод обязательств клиента от одного участника клиринга к другому.
Учитывая изложенное, клиент вправе обратиться к брокеру, с которым он заключил договор о брокерском обслуживании, для реализации права сегрегированного учета имущества. Вместе с тем отмечаем, что, как правило, реализация такого права приводит к увеличению стоимости оказываемых клиенту услуг.
Также считаем возможным отметить, что подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.1 Закона № 39-ФЗ установлено, что признание брокера, депозитария банкротом является основанием для аннулирования Банком России его лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг (далее — ПУРЦБ). Согласно пункту 1 статьи 39.2 Закона № 39-ФЗ в случае принятия Банком России решения об аннулировании лицензии, организация, в отношении которой было принято такое решение, обязана прекратить обязательства, связанные с осуществлением соответствующей профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в том числе по возврату имущества клиентам). Обязательства по депозитарным договорам прекращаются с соблюдением требований, установленных Указанием № 5220-У (6).
Особенности несостоятельности (банкротства) ПУРЦБ урегулированы статьями 180- 183.26, 185.1-185.7 Закона № 127-ФЗ (7). Так, согласно пункту 1 статьи 185.6 Закона № 127-ФЗ в конкурсную массу ПУРЦБ не включается имущество его клиентов, находящееся на специальном брокерском счете, счете депо.
(1) Далее — обращение.
(2) Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
(3) С учетом пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(4) См. абзацы пятый и седьмой пункта 4 статьи 3.
(5) Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте».
(6) Указание Банка России от 30.07.2019 № 5220-У «О требованиях, с соблюдением которых прекращаются обязательства по депозитарным договорам организацией, в отношении которой Банком России принято решение об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, и требованиях к осуществлению депозитарной деятельности и деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг при прекращении обязательств по депозитарным договорам».
(7) Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).
1.2. Краткие выводы:
2. Пересмотр кредитного рейтинга США и возможные последствия.
Вчерашнее решение агентства Fitch относительно снижения кредитного рейтинга США не вызвало особенной реакции. 12 лет назад, когда агентство Standard & Poor's также понизило американский рейтинг реакция властей была более яркой — обыски в офисах компании и беспрецедентное давление.
Что касаемо рынков, на этот раз они почти не отреагировали на действия Fitch, и сразу видимых последствий не было. Однако стоит рассматривать эту ситуацию в контексте долгосрочных процессов в мировых финансах. Если США будут продолжать снижать рейтинг, это займет много времени, и все участники рынка будут иметь возможность адаптироваться к новым условиям. Важно отметить, что в рейтинговой индустрии принята практика «суверенного потолка», ограничивающего рейтинг эмитентов максимальным рейтингом страны. В данном случае этот потолок остался на прежнем уровне, что означает, что не все американские компании и штаты получат снижение своего рейтинга, и изменения будут происходить постепенно.
Госдолг США сравнивают с яйцом, в котором лежит игла Кощея. Его уровень давно растет с невиданными темпами и превышает возможности других государств. Тем не менее, благодаря статусу доллара как мировой резервной валюты, политическому и военному влиянию и сильной экономике, США продолжают считаться надежным заемщиком. Но экономисты осознают, что США, вероятно, никогда не смогут полностью погасить свой долг, и теперь возникает вопрос о том, насколько долго они смогут выплачивать проценты по нему.
Ранее, снижение стоимости обслуживания долга частично компенсировало его рост, но теперь снижение кредитного рейтинга увеличивает затраты на обслуживание долга, и США придется еще больше занимать, чтобы справиться с финансовыми обязательствами.
Таким образом, текущее снижение кредитного рейтинга США — это еще один сигнал возможных проблем в финансовой системе США и мировом рынке, и, вероятно, это не последний сигнал такого рода.
3. Цифровой рубль.
Совет директоров Банка России установил тарифы для операций с цифровыми рублями:
Платежи и переводы цифровых рублей для людей будут бесплатными.
Тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. рублей).
При этом тариф для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет составлять 0,2%, но не более 10 рублей.
Комиссия за переводы между юридическими лицами составит 15 рублей за операцию.
Эти тарифы (https://cbr.ru/press/event/?id=16982) начнут действовать с 1 января 2025 года. До этого момента установлен льготный период, когда все операции с цифровым рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно.
Кроме того, у цифрового рубля появился логотип (https://www.cbr.ru/press/event/?id=16980). Он будет интегрирован в мобильные приложения банков, через которые пользователи смогут открывать цифровые кошельки и проводить операции с цифровым рублями. С помощью логотипа можно будет легко найти свой цифровой кошелек в приложении банка.
Каждый человек или компания будут иметь возможность открыть один счет цифрового рубля (цифровой кошелек) на платформе Банка России. Сделать это можно будет бесплатно. Точно так же не нужно будет платить никаких комиссий за пополнение таких кошельков со своих банковских счетов или за операции по переводу цифровых рублей из кошельков на счета в банках.
4. Об использовании средств ФНБ.
В рамках переходных положений бюджетного правила предусмотрено использование ФНБ на финансирование дополнительных расходов федерального бюджета (сверх правила) в предельном размере 2,9 трлн рублей в текущем году и 1,3 трлн рублей в 2024 году.
Таким образом, в течение переходного периода предусмотрено постепенное сокращение использования средств ФНБ на дополнительные расходы федерального бюджета и нормализация бюджетной политики. Такой подход призван содействовать обеспечению экономической и финансовой стабильности.
С учетом оценки ситуации в экономике и финансовой системе Правительством может быть рассмотрен вопрос сокращения использования средств ФНБ на финансирование дополнительных расходов федерального бюджета в переходный период 2023-2024 гг.
5. О нефтегазовых доходах и проведении операций по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Ожидаемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется в августе 2023 года в размере 73,2 млрд руб.
Отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема нефтегазовых доходов по итогам июля 2023 года составило -32,7 млрд руб.
Таким образом, совокупный объем средств, направляемых на покупку иностранной валюты и золота, составляет 40,5 млрд руб.
Операции будут проводиться в период с 7 августа 2023 года по 6 сентября 2023 года, соответственно, ежедневный объем покупки иностранной валюты и золота составит в эквиваленте 1,8 млрд руб.
Переходите в наш уютный Telegram, чтобы узнавать о самых интересных событиях первыми.
Я так понял, что у БКС 10000 рублей в месяц цена.
поправьте если не прав.
bcs.ru/faq/category/76