Блог им. Koleso
Падение Берлинской стены в 1989 году дало обещание, что растущее процветание будет способствовать свободе и терпимости, что, в свою очередь, приведет к еще большему процветанию. К сожалению, эта надежда не оправдалась.
Анализ The Economist, основанный на глобальном исследовании социальных отношений, показывает, насколько наивной она оказалась.
Процветание конечно выросло.
За три десятилетия до 2019 года мировое производство увеличилось более чем в четыре раза. Примерно 70% из 2 миллиардов человек, живущих в условиях крайней нищеты, избежали его.
Но индивидуальная свобода и терпимость развивались иначе.
Многие люди во всем мире продолжают присягать на верность традиционным верованиям, порой нетерпимым. И хотя в наши дни они намного богаче, они часто презирают других по принципу «мы и они».
Всемирный обзор ценностей проводится каждые пять лет. Последние результаты, рассчитанные до 2022 года, опросили почти 130 000 человек в 90 странах. Некоторые регионы, такие как Россия и Грузия, не становятся более толерантными по мере своего роста, а вместо этого становятся более тесно связанными с традиционными религиозными ценностями.
В то же время молодые люди в исламских и православных странах едва ли более индивидуалистичны или светски настроены, чем их старшие. Напротив, молодежь Северной Европы и Америки мчится вперед.
Страны, где сожжение Корана допускается, и страны, где это преступление, смотрят друг на друга с растущим непониманием.
На первый взгляд, все это поддерживает кампанию Коммунистической партии Китая по отклонению общечеловеческих ценностей как расистского неоимпериализма. В нем утверждается, что белые западные элиты навязывают свою версию свободы и демократии людям, которые вместо этого хотят безопасности и стабильности.
На самом деле опрос предполагает нечто более тонкое. Вопреки китайскому аргументу, универсальные ценности ценнее, чем когда-либо.
Начнем с тонкостей.
Китай прав в том, что люди хотят безопасности. Опрос показывает, что чувство угрозы побуждает людей искать убежища в семье, расовой или национальной группе, в то время как традиции и организованная религия предлагают утешение.
Это один из способов увидеть обреченные попытки Америки установить демократию в Ираке и Афганистане, а также провал «арабской весны». Среди беззакония и потрясений некоторые люди искали спасения в своем племени или своей секте. Надеясь, что порядок будет восстановлен, некоторые приветствовали возвращение диктаторов.
Тонкость, которую упускает китайская аргументация, заключается в том, что циничные политики иногда пытаются спровоцировать отсутствие безопасности, потому что они знают, что напуганные люди жаждут власти сильных. Именно это и сделал Башар Асад в Сирии, когда освободил кровавых джихадистов из тюрем своей страны в начале «арабской весны». Он поспорил, что угроза насилия суннитов заставит сирийцев из других сект сплотиться вокруг него.
Нечто подобное произошло и в России.
После экономического коллапса и резких реформ в 1990-х россияне процветали в 2000-х. В период с 1999 по 2013 год ВВП на душу населения в долларовом выражении увеличился в 12 раз. Но это не рассеяло накопившийся страх.
Президент Владимир Путин постоянно играл на их этно-националистической неуверенности, особенно когда позднее рост замедлился. Кульминацией этого стало ...
P.S. Подпишись на канал ГлавИнформ — ГИБбон — о том как экономика, политика и технологии влияют на нашу жизнь.