«The New York Times» рассказывает о призыве писателей и книготорговцев к министерству юстиции США провести расследование в отношении Amazon. Они утверждают, что размер и мощь интернет-магазина влияет на свободный обмен идеями. Администрация Байдена со своей стороны усиливает контроль за соблюдением антимонопольной политики:
«Появляется все больше признаков подготовки Федеральной торговой комиссией (ФТК) к подаче иска против Amazon за нарушение антимонопольного законодательства. В связи с этим группа, состоящая из Open Markets Institute (OMI, исследовательская и правозащитная организация, занимающаяся антимонопольной политикой) вместе с Гильдией авторов и Американской ассоциацией книготорговцев, призывает правительство расследовать доминирование компании на книжном рынке и ограничить «монополию Amazon как продавца книг населению».
Барри Линн, исполнительный директор OMI говорит, что необходимо расследовать не только размер компании, но и ее влияние на книжный рынок, особенно на способность Amazon продвигать на своем сайте одни книги и задвигать поглубже другие.
«Мы имеем ситуацию, когда мощь одной большой корпорации искажает набор книг, которые мы читаем, — сказал Линн в интервью. — В демократическом обществе такого рода сила, доминирующая в одной отрасли, неприемлема».
Письмо, адресованное Лине Хан, председателю ФТК, и Джонатану Кантеру, руководителю антимонопольного отдела Министерства юстиции, появилось в тот момент, когда ФТК все ближе к решению возбудить антимонопольное дело против Amazon. Ожидается, что на этой неделе представители Amazon встретятся с членами комиссии, чтобы обсудить возможный иск, что является признаком неизбежности такого судебного иска.
До сих пор неясно, будет ли правительство в рамках своего расследования тщательно изучать роль Amazon в качестве продавца книг. Несмотря на то, что почти 30 лет назад Amazon начал свою деятельность как книжный онлайн-магазин, с тех пор он превратился в гиганта розничной торговли, который закрепился и в других отраслях благодаря своей экспансии в облачные вычисления, покупке сети продуктовых магазинов Whole Foods и киностудии Metro-Goldwyn-Mayer.
Согласно анализу, опубликованному WordsRated, несмотря на то, что книжный бизнес теперь является небольшой частью компании, Amazon превратился в главную силу на книжном рынке. На его долю приходится не менее 40% физических книг и более 80% электронных книг, проданных в США. С покупкой Audible в 2008 году Amazon также стал одним из крупнейших производителей и розничных продавцов аудиокниг.
По мнению OMI рост популярности сайта компании имеет серьезные последствия. Например, это уже привело к резкому сокращению числа физических книжных магазинов в США, и привязало издателей и авторов к сайту.
Amazon оказывает влияние и на то, какие книги на сайте читатели могут увидеть и скорее всего купят, что усложняет задачу для менее продвинутых авторов получить известность, в то время как авторы блокбастеров и знаменитости, чьи книги, скорее всего, будут хорошо продаваться, занимают особое место.
Некоторые эксперты по антимонопольному законодательству скептически относятся к идее, что роль Amazon, как продавца книг, заслуживает пристального внимания правительства. Эрик Гордон, профессор бизнеса Мичиганского университета, изучающий антимонопольное законодательство, говорит, что, хотя доминирование компании в книжном мире может быть элементом общего антимонопольного иска, ФТК, скорее всего, сосредоточится на чем-то другом. «Против Amazon сложно открыть серьезное дело в отношении их практики продажи книг, — говорит он. — Многие издатели и авторы без Amazon зарабатывают даже больше».
Amazon уже стал объектом строгого регулирования со стороны администрации Байдена, поскольку компания стремилась господствовать над существующими технологическими гигантами.
В июне ФТК возбудила отдельное дело против компании, в котором утверждалось, что Amazon манипулирует пользователями, заставляя их подписываться на свою программу членства Prime, при этом мешая им выйти из нее.
Министерство юстиции также проявляло интерес к предотвращению консолидации книжного рынка. В прошлом году судья встал на сторону администрации Байдена в антимонопольном деле, запретив издательству Penguin Random House купить своего меньшего конкурента Simon & Schuster. После того, как сделка сорвалась, некоторые в отрасли стали считать, что Amazon — следующее звено в цепи применения антимонопольного законодательства.
Эллисон Хилл, исполнительный директор Американской ассоциации книготорговцев, выразила надежду, что правительство серьезно отнесется к роли Amazon в книжном мире. «Amazon так долго не контролировали, что наша борьба за равные условия вызывает вопросы, — сказала она. — Amazon уже владеет игровым полем».»
Телеграм-канал «Интриги книги»