Блог им. tvventyseven

Итоги 4-х лет инвестиций упрямого хомяка

    • 15 сентября 2023, 01:00
    • |
    • Cooper
  • Еще

15.09.2023 исполнилось 4 года с открытия мною ИИС.

Эпиграф

Привет, Смартлаб.

Это опять лютейший длиннопост. Мой первый и единственный пост подобного формата ровно год назад собрал 164 лойса, что по меркам смартлаба, кажется вполне солидным достижением. Надеюсь, и этот не потеряется на фоне пятницы и заседания ЦБ и найдёт своего читателя.

По итогам первого поста, разделю этот на 3 части:

  1. Первая будет с результатами на данный момент. Много циферок и картинок.
  2. Вторая про принципы и мою философию. Как я делаю. Почему я делаю так, как делаю. Почему я упрямый хомяк. И всякое такое.
  3. Третья часть про жизнь и личные финансы.

Если такой формат вам интересен, но совершенно нет сейчас времени, добавьте в закладки куда-нибудь. Потом почитаете, удалите.

Предварительные ласки считаю успешно завершенными. Погнали.

Часть первая. Результаты

Скрины на 14.09.2023.

За всё время занёс 2 млн (из них 138k налоговых вычетов). В августе портфель почти облизнул 3 млн, но в сентябре, как и у большинства, развернулся вниз. Прибыль +42,5%, Доходность +21,52%, Див. доходность к текущим ценам 7,25%, Див. доходность на вложенный капитал 9,28%.
За всё время занёс почти 2 млн (из них 138k налоговых вычетов). В августе портфель почти облизнул 3 млн, но в сентябре, как и у большинства, развернулся вниз.
74% портфеля - акции РФ, 13% - акции США, облигации на сдачу.
74% портфеля — акции РФ, 13% — акции США, облигации на сдачу.
Текущий год уже обогнал по полученным дивидендам прошлый. К концу года ожидаю ~180k чистыми дивидендами.
Текущий год уже обогнал по полученным дивидендам прошлый. К концу года ожидаю ~180k чистыми дивидендами.
Обновил рекорд по дивидендам в июле - 46k.
Обновил рекорд по дивидендам в июле — 46k. Портфель коррелирует с индексом полной доходности Мосбиржи. Немного обгоняет за счет наличия валютных позиций и отсутствия всяких ВТБ и Аэрофлотов.
Портфель коррелирует с индексом полной доходности Мосбиржи. Немного обгоняет за счет наличия валютных позиций и отсутствия всяких ВТБ и Аэрофлотов.
Доходность портфеля в процентах
Доходность портфеля в процентах
Доходность портфеля в абсолютных значениях. Ковидную просадку почти не видно. Надеюсь, через 3-4 года также сложно будет обнаружить СВО-шную просадку.
Доходность портфеля в абсолютных значениях. Ковидную просадку почти не видно. Надеюсь, через 2-3 года также сложно будет обнаружить СВО-шную просадку.
11 месяцев роста
11 месяцев роста

ТОП компаний по доходности. Фосагро (+138%) не умещается в интерфейс. Моя первая купленная бумага.
ТОП компаний по доходности. Фосагро (+138%) не умещается. Моя первая купленная акция
Скоро окупятся чистыми дивидендами акции, купленные 01.10.2019 по 2523 руб.
Скоро окупятся чистыми дивидендами акции, купленные 01.10.2019 по 2523 руб.
С учетом дивидендов и купонов в минусе 5 активов. На картинке 6, но в январе TATNP (321 руб.) разменял на TATN (314 руб.) с плюсом в 4 лишние акции. И налогооблагаемую базу съел и в ракету сел (3-е место по доходности на предыдущем скрине). Позицию в Газпроме открыл по 340 и 300 в декабре и январе соответственно перед СВО. Пока наусреднял до 205.
С учетом дивидендов и купонов в минусе 5 активов. На картинке 6, но TATNP (321 руб.) разменял на TATN (314 руб.) в январе с плюсом в 4 лишние акции. И налогооблагаемую базу съел и в ракету сел (3-е место по доходности на предыдущем скрине). Позицию в Газпроме открыл по 340 и 300 в декабре и январе соответственно перед СВО. Пока наусреднял до 205.
А это Полиметал. Покупайте золото или акции золотодобывающих компаний, говорили они. Я и купил. За 1700. И продал. За 370.
А это Полиметал. Покупайте золото или акции золотодобывающих компаний, говорили они. Я и купил. За 1700. И продал. За 370.
Это спектральный ПИДР-анализ портфеля (где П - пополнения, И - реинвестированные вычеты с ИИС, Д - дивиденды, Р - рост цены активов). Просто приятно наблюдать, как со временем над синей полоской можно разглядеть другие цвета.
Это спектральный ПИДР-анализ портфеля (где П — пополнения, И — реинвестированные вычеты с ИИС, Д — дивиденды и купоны, Р — рост цены активов). Просто приятно смотреть, как со временем кроме над синей полоской можно разглядеть другие цвета.
То же самое, но в процентах. Пополнения составляют 65,4% от общей стоимости портфеля, дивиденды - 9,9%. Год назад соответственно 71,3%/5,2%. Есть наитие правильного направления.
То же самое, но в процентах. Пополнения составляют 65,4% от общей стоимости портфеля.
Здесь считаю весь пассивный доход. Кроме дивидендов и купонов, учитываю проценты по вкладам, остаткам на счетах и кэшбек. За Июль 54,9k. Из них 8,5k на банковских продуктах. Красная линия - скользящее среднее пассивного дохода за последние 12 месяцев. На данный момент 17k. Год назад было 8,9k. Пока немного, но динамика вполне себе положительная.
Здесь считается весь пассивный доход. Кроме дивидендов и купонов, учитываются проценты по вкладам, остаткам на счетах и кэшбек. За Июль 54,9k. Из них 8,5k на банковских продуктах. Красная линия — скользящее среднее пассивного дохода за последние 12 месяцев. На данный момент 17k. Год назад было 8,9k. Пока немного, но динамика вполне удовлетворительная.
Итоги 4-х лет инвестиций упрямого хомяка

С начала этого года ввёл показатель CostCover. Показывает отношение скользящего среднего пассивного дохода за 12 месяцев (красная линия с предыдущего скрина) к такому же скользящему среднему расходов без учёта ипотеки и инвестиций. Текущий показатель — 22%. Означает, что 22% дней в году могу жить на свой пассивный доход. То есть 80 дней в году.

Метрика мне очень нравится, так как учитывает мою личную инфляцию.

Такой уверенный рост объясняется переездом из СПБ год назад — это сразу минус аренда жилья из расходов. Да и просто жить в регионе дешевле. Скользящее среднее костов уменьшилось на 23% по сравнению с сентябрем прошлого года. В следующем году будут огромные расходы на ремонт, поэтому график уверенно поедет вниз.

Часть вторая. Принципы и философия

Однажды Капитан Джек Воробей сказал: Важно лишь то, что человек может и чего он не может.

Однажды Капитан Джек Воробей сказал: Важно лишь то, что человек может и чего он не может.

Можешь ты не работать или нет. Можешь себе позволить купить лучшую машину или нет. И сколько денег ты можешь позволить себе инвестировать.

До 2021-го года инвестиции имели стихийный характер. Поначалу с трепетом выбирал первые акции для покупки, потом ковидная просадка остудила мой пыл на полгода. Вместе с ростом рынка к концу 2020-го улучшилась и моя финансовая устойчивость. 

В начале 2021-го года я наконец-то смог приложить дебеты-кредиты к носу и решил, что могу комфортно заносить по 10k еженедельно. В месяц — 40-50k. Хватает для инвестирования на ИИС 400k/год. И есть налоговые вычеты для ИИС — 52k. В году как раз 52 недели. Совпадение? Не думаю. Соответственно, с начала 2022-го года заношу по 10+1=11k в неделю или 44-55k в месяц.

Несмотря на то, что с тех времен доходы от работы примерно удвоились, появились новые факторы: отношения, переезд в другой город, по возвращению ремонт в текущей квартире, ипотека на новую квартиру, необходимость копить на ещё один ремонт. Вот и имеем по итогу, что комфортно инвестировать я могу всё те же 11k в неделю.

Насчёт упрямого хомяка. Запомнилась известная фраза некого рептилоида: “На рынке надо быть или умнее других, или везучей других, или терпеливей других”. Как-то так.

  • Считать себя умнее других — дело крайне опасное. Особенно, когда 80% людей считают себя умнее 50% общей выборки. Особенно, когда контанго — для меня что-то из тригонометрии, а как с умом юзать P/E я до сих пор не придумал. Ориентируюсь на сентимент-консенсус. Без шуток, я даже не знаю, где у меня в приложении можно что-то пошортить. Хомяк, одним словом.
  • Везение вообще не из этой оперы. Считал бы себя везучим — жил бы в Сочи. Повезло мне только однажды. Без какой-либо внятной идеи зачем-то купил доллары за 50 в конце июня 2022-го. Потом всё равно не придумал, что с ними делать, и слил за 60 через 2 месяца.
  • А вот терпение и дисциплина — более близкие для меня понятия. В нынешнее время для инвесторов в российский рынок терпение становится синонимом упрямства. Видимо, таков путь.

Не могу также не отметить в этом уравнении свою лень. Да, можно, наверно, упороться во всякие фундаментальные и технические анализы, прочитать 40 умных книжек, потратиться на 10 крутых вебинаров, научиться читать отчёты компаний и занять почётное место на ЛЧИ. Но моя цель не бить рекорды, а бить баклуши. Жалко тратить 80% времени на достижение 20% дополнительного результата. У меня и так есть профильная интеллектуальная деятельность — считаю, полезней сконцентрироваться на ней, а в свободное время проветривать головушку. Рано или поздно упрямая улитка поднимется на вершину Фудзи.

Итак, есть 11k в неделю. Что с ними делать? Первоначально я определил себе тактику 3Д (три-дэ):

  • Дивиденды. Единственная стратегия, которую я понял, как юзать. Открыл сайт с дивдоходностями, стабильностью выплат и купил не самые мусорные. Всё. В остальных стратегиях, так или иначе, сначала надо искать точки входа, потом деньги на усреднение. Ещё в 2018-м году пробовал поспекулировать: купил на просадке 2 акции Яндекса, 3 дня с умным видом пялился в монитор и ловил рост. По итогу заработал 50 рублей чистыми и нагоняй от начальства, что нифига не сделал по рабочим задачам. Не, спасибо.
  • Диверсификация. По компаниям, по секторам, по валюте. Последнее уже не актуально. При этом диверсификация только через докупки просевших активов. Продажа для меня событие крайне редкое и эмоциональное.
  • Держи. Раз зачем-то когда-то купил. На долгосроке много чего растёт. Даже если дивиденды отменят. Не кормить же брокера комиссиями. Придёт время — продашь. Или нет. Лежит и лежит, кушать не просит. Сегодня не платит, может завтра заплатит. Кто ж знает. Но Полиметал всё равно продай.

Сейчас в модельном портфеле 15 эмитентов:

Итоги 4-х лет инвестиций упрямого хомяка
  1. Средневзвешенная дата покупки
  2. Средняя стоимость
  3. Количество
  4. Комиссия. В TATN сильно больше, потому что изначально сидел в TATNP. В январе обменял, так как TATN стоила дешевле
  5. Дивиденды за всё время
  6. Налоги на дивиденды
  7. Дивиденды за вычетом комиссии и налогов (Чистые дивиденды)
  8. Окупаемость чистыми дивидендами инвестированных средств
  9. Чистая дивидендная доходность на вложенный капитал
  10. Текущая стоимость 1 акции
  11. Текущая стоимость всех акций
  12. Рентабельность с учетом цены и чистых дивидендов
  13. Годовая доходность с учетом цены и чистых дивидендов, исходя из средневзвешенной даты покупки

В своё время в этом портфеле были и вылетели NMTP, LSRG, POLY. Первые 2 просто болтаются на счете, а четырежды проклятый Полиметал хотя бы оптимизировал налогооблагаемую базу за 2022-й год.

Сейчас модельный портфель занимает около 74% от общего портфеля в рублях. Остальное — остатки нераспроданных и частично заблокированных американских акций (13%), ОФЗ и корпоративные облигации  — 9%, 1 лот еврооблигаций Газпрома — 3%, нераспределенная валюта — 1%.

До февральских событий диверсификация была строго 50/50 в акциях российских и американских компаний. В августе 2022-го продал и перевёл в рубли те американские акции, которые были в плюсе в 10% годовых и не были заблокированы, так как дивиденды не поступали. На них купил облигации (ОФЗ и корпоративные 50/50) и акции NVTK. В этом году продал ещё немного американских акций, чтобы купить одну еврооблигацию Газпрома, чтобы получать начисления в валюте. Хотя недавно появились интересные наблюдения по дивидендам некоторых американских акций.

AT&T на что-то намекает

Облигации покупал скорее на “попробовать”. Набрал разных — ОФЗ/корпоративные/замещайки, сроком погашения от 3-х месяцев до 8 лет, от надежных AAA до рискованных (для меня) BBB, с фиксированным и плавающим купоном и т.д… Пока не анализировал. Пускай просто будут.

Есть популярное мнение, что доля облигаций в портфеле считается по формуле 100 — [твой возраст] = процент доли облигаций. Вполне себе ок, я долгое время думал начать придерживаться этой стратегии. Но недавно открыл для себя мысль, что наличие облигаций — это вопрос не возраста, а достаточности капитала. Говоря проще, если твой портфель акций начинает тебя больше кормить, чем требовать инвестиций в себя, то уже можно тихой сапой начинать перекладываться в облигации, как в активы с меньшим риском. Поэтому в данный момент в ближайшие несколько лет ещё не планирую приобретать рублевые облигации.

Сейчас покупаю только акции РФ в модельный портфель. Схема следующая:

Итоги 4-х лет инвестиций упрямого хомяка
  1. Источники пополнений — ЗП и вычеты по ИИС
  2. Каждую неделю 11k вносятся на накопительный счёт
  3. Если доля средств на накопительном счёте превышает 10% от суммы брокерских счетах, перевожу брокеру такую сумму денег, чтобы доля накопительного счёта составила 7,5%.
  4. На переведённые средства брокеру покупаю акции.
  5. Все проценты, накопленные на Накопительном счёте относятся к инвестициям. Это, кстати, совсем даже не копейки. Сейчас там лежит 195k под 7%. Это более 1100 руб. в месяц. Вообще хорошо.
  6. В этом году подключил услугу Тинькофф перевода дивидендов с ИИС напрямую на карту. По факту их прихода также перевожу на накопительный счёт.

Допустим доля кэша достигла 10%. Что покупать? Для этого есть отдельная вкладка:

Итоги 4-х лет инвестиций упрямого хомяка
  1. Сумма на накопительном счёте.
  2. Сумма на накопительном счёте + остатки рублей на брокерских счетах (Суммарный кэш)
  3. Доля суммарного кэша от всего портфеля
  4. На какую сумму надо докупиться, чтобы доля упала до 7,5%

Как только доля суммарного кэша достигает 10%, на рассчитанную сумму (36k на скрине) покупаю 3-5 компаний из низа списка. Если доля не достигла 10%, возвращаюсь через неделю. Если бы покупал сегодня, то средства бы распределились следующим образом:

1-2 акции Черкизово, 2-3 акции Фосагро, 20000 акций ОГК-2.
1-2 акции Черкизово, 2-3 акции Фосагро, 20000 акций ОГК-2

Таким образом, если рынок едет вниз, как сейчас, доля кэша к портфелю автоматически увеличивается — можно чаще покупать и по более низким ценам. Особенно просевшие больше всех активы.

Если рынок едет вверх, как последние 11 месяцев, интервалы между покупками увеличиваются — покупаешь реже и меньше, потому что дорого. Средняя цена не так сильно увеличивается.

Как-то так. Про принципы и философию вроде всё.

Часть третья. Про жизнь

В сентябре 2022, через неделю после прошлогоднего поста объявили мобилизацию. На тот момент уже были куплены билеты для возвращения в свой регион и построены некоторые планы. Для перестраховки можно бы было остаться в Санкт-Петербурге, но как сотрудник аккредитованной IT-компании не сильно переживал. Больше переживал за инвестиции. Было тревожно и невкусно, но справился с эмоциями и зашёл в Сбер за 100, в Новатэк за 1000 и Татнефть за 370, согласно своей стратегии. По текущей просадке в сентябре 2023 вообще не рефлексирую. После 11 месяцев роста есть ощущение, что пора бы уже.

В Америках говорят “Sell in May and go away”. В России намечается тенденция “Сидишь в активах в сентябре — сидишь пока рак не свистнет на горе”.

В октябре 2022 вернулись в свой регион. Сразу запустили ремонт в ванной. Уложились в 1,5 месяца и 210k руб. При планировании бюджета на ремонт закладывали, что инвестиции первичны. То есть, сначала планируется 11k еженедельно, а потом всё остальное. Планирую придерживаться и дальше этой стратегии.

С лета с девушкой уже присматривались к рынку новостроек в городе. Даже достигли согласия по одной из планировок. В ноябре сходили в офис продаж уточнить возможные условия покупки. На фоне заниженных ожиданий, условия показались весьма выгодными. Так, в декабре 2022, я стал обладателем 30-летней IT-ипотеки по ставке 4,7%. Стоимость 4-комнатной квартиры чуть выше 100 тыс. руб. / м2. При этом до центра города 10 минут пешком и вид с 15-го этажа на закат над водой. Платеж около 31k/месяц.

Для сравнения в СПБ съём однушки в Купчино в 10 минутах от метро выходил около 27k/месяц вместе с коммуналкой.

В МСК в 2020-м снимал студию 27м2 в 15 минутах от метро Академическая за 45k/месяц.

Опять же убеждаюсь, что лучше жить хорошо, чем в Москве.

С началом 2023 запустил категоризацию расходов. До этого считал без категорий.

Итоги 4-х лет инвестиций упрямого хомяка
  1. Из средних трат в 143k/месяц половину составляют инвестиции и ипотека. Через год, мне кажется, 75% займут расходы на ремонт.
  2. 11,5k/месяц уходит на продукты. Что как будто мало, но на двоих человек без детей вполне хватает.
  3. Можете осуждать за наличие пива, баров и стиков в топе расходов и отсутствие намёка на спорт.
  4. Из неожиданного для меня — расходы на одежду. Весной купил кроссовки за 7k, летом очки за 500 рублей, трусы с носками на 23-е февраля — бесплатно. Ещё один из плюсов удалёнки — весь необходимый гардероб для работы дарят на 23.02.

В целом, на первое полугодие был план восстановить финансовую подушку безопасности, которую почти в ноль потратил на первоначальный взнос по ипотеке.

План на второе полугодие — откладывать на ремонт.

Всё идёт по плану, что очень приятно в нынешнее время.

За сим позвольте откланяться.

Увидимся через год.

Спасибо, что уделили время.

★24
89 комментариев
Не интересно, пролистал.
avatar
Опять отчет миллионеров с зп 200+ )) так не интересно, так каждый сможет. Вот написали б как на 40-30 тыщ выжать из инвестиций/трейдинга — тогда да )) п.с. сам бы написал, да нечего, за год сделал этот мало, т.к. на работе + дела, отдых. ) Прошлый год вообще страшно вспоминать (февраль).
Для сравнения в СПБ съём однушки в Купчино в 10 минутах от метро выходил около 27k/месяц вместе с коммуналкой.
Блин, да это даром, учитывая цены в наших дальневосточных ипенях. Все хочется в Питер съездить, приобщиться к культурной столице и родине Сплина, да чет все никак (
avatar
Seyho, если мы берем молодых ребят, как будто с ЗП 30-40k пока рано на рынок и надо в себя инвестировать.
Если ЗП 30-40k и человек в бюджетных организациях находится на своём месте, то тут только лучи поддержки и сочувствия.
А у остальных людей с такой ЗП, имхо, нет желания что-либо делать.
avatar
Cooper, А это Полиметал. Покупайте золото или акции золотодобывающих компаний, говорили они. Я и купил. За 1700. И продал. За 370.
Говорили они.
Cooper, молодые ребята хотят по сто тыщ сразу ) и тратят не в будущее, а бухло и девочек ) хз, у меня наоборот мотивация, при зп в 40-50 тыс. активно торговать. У людей с большой зп как раз-таки нет желания инвестировать в большей степени.
avatar
Seyho, зарабатываю 18к в месяц и отлично получается инвестировать. Возможно помогает что зарплата не в рублях, но это не точно.
avatar
Норм ремонт в 4к квартире — это сейчас гдет 4 мио. С мебелью и техникой разумеется.
avatar
Reznor, да ну не… основные затраты это кухня и техника, и что в однухе что в 4-к это фикс, плитка и обои на 10к метр не тянут
avatar
Шустрый Йожег, по поводу стен и всего остального, если не колхозить:
Электрика от 100 тыр минимум, если нет разводки от застройщика
Штукатурка 500р за квадрат вместе с работой и материалом это минимум.
Шпатлевка — 200р за кв.
Обои нормальные 300р за квадрат + поклейка 100 — 150.
Итого 1100р за квадрат при условии что стены не особо кривые.
Ах да, забыл ещё про шумку и возможную перепланировку. А внекоторых новостроях даже сами стены нужно самому делать.
Плитка норм от 1000р за кв сейчас. Укладка тоже от 1000р. Но скорее всего выйдет 3 тыр за кв вместе с работой, подрезками штробами и прочим гемором.
Под половую плитку наверняка захочется сделать теплый пол, что еще увеличит ценник.
Самый простой натяжной потолок с небольшим количеством светильников от 100 тыр. для 4к квартиры.
Кухня с техникой от 500 тыр.
И т.д. и т.п. всего не перечислить.
avatar
Reznor, ну я знаком с ремонтом достаточно хорошо… но даже если 7000 квадрат ремонта то это 700 на 100 метровую квартиру, ну пусть лям… но в озвученные 4 это надо прям все и мебель по сильно выше рынка… так то можно и за 10 лямов ремонт…
П.с. с учётом отсутствия детей, и их дальнейшего возможного планирования, рекомендую, рассчитывать либо на 2 ремонта, либо делать антивандально.
avatar
Reznor, пока ориентируемся на 3
avatar
Cooper, делаю сейчас ремонт в трешке. Для правильности подсчёта, умножайте планируемую сумму минимум на 1.5 :)
avatar
Shrike, это точно. Я в 2020 делал двушку, еще до дикого подорожания всего. Вышло около 2м на всё.
avatar
Cooper, В мае закончил ремонт в небольшой трешке 70 кв. Тоже планировал уложить в 3, а вышло практически 4.
avatar
123asde, всё верно, так и будет, наверно. Будет неприятно, но приемлимо, если ремонт встанет из-за нехватки денег. Планирую делать долго и надолго
avatar
123asde, прям интересно что ж вы там наделали… ну отбросим лям на мебель и 0,5 на технику… остальное куда?
avatar
Шустрый Йожег, Ну если считать только мебель и технику, то да )). Но кроме этого есть электрика, коммуникации, штукатурка, стяжка, плитка, сантехника и тд.
avatar
11,5 на еду… не айтишник… они тока кофе стока выпивают с орешками.
Единственное что меня бесит в нашей стране, так то что эти… менеджеры считают что бляха дать самым богатым работягам самую льготную ипотеку это норм.хотя они один х уедут если нужно а хату сдадут в аренду… дать каким то следкомам отпуск 2 месяца в году… ну и т.п, остальные строем идут нах..
Вобще знать куда идут деньги хорошо, но я перестал заморачиваться, ибо детей не кинешь, жену не кинешь, шмотку и ремонты не кинешь, вообще осознание что я съел тортов на 5 тыщ а не на 2 не даст мне никакой ценной информации, я ж ем не по расписанию а потому что захотел…
avatar
Шустрый Йожег, полностью с вами согласен. Как будто и без айтишников есть, кого поддерживать. Но и со своей стороны не могу не воспользоваться этим окном возможностей. Бьют — беги, дают — бери.
avatar
Cooper, для айтишников есть льготная ипотека.
avatar
Шустрый Йожег, ну я вот айтишник, зп 80, живу в Краснодаре, до снятия зарплатного ценза не мог позволить себе it ипотеку. А щас как-то не надо, с такими ценами на жилье. Хоть зп и выше средней по краю, но я бы не сказал, что я самый богатый работник. Слышали, сколько хороший сварщик получает? Если он ещё и подводный, ещё и какие-нибудь трубы с газом варит.
Владимир Тимошенко, вы просто сильно ниже рынка… если что, 2 брата в айти, рынок знаю, 80 это очень мало
avatar
Шустрый Йожег, да нет, для интегратора и для Краснодара я как раз в рынке
Шустрый Йожег, изза всяких гребанных ипотечников цены на жилье и так в космос улетели, так что уж лучше давать только айтишникам и больше никому
avatar
zhorzh, а как насчёт никому не давать, и вообще льготы нах убрать всем, за исключением по здоровью… а то я смотрю на каждом третьем Прадо значок инвалид
avatar
Покупка ОФЗ-ИН на ИИС с возвратом налогового вычета дают примерно такую же доходность. Только без нервотрёпки с акциями. А в прошлом году даже обогнали бы намного.
Покупка доллара даёт даже больше доход. Курсовой рост за 4 года +50%. А если докупать на просадках, как в 2022 ещё выгоднее. Замещающие облигации за 10 месяцев принесли +60% в рублях. ГазпроКЗД например.
Какой вывод? Акции РФ уже лет 15 тупо индексируются по инфляции и покупать их есть смысл скорее на сильных падениях
avatar
Alexide, 60% облигации? Вы нече не путаете? Или вы имеете ввиду если купить в сво на дне с дисконтом
avatar
Шустрый Йожег, я купил замещающие облигации ГазпромКЗД номинированные в долларах, но расчет в рублях. Купил 1 ноября через ВТБ по 61500₽ (это была обычная цена около месяца) сейчас она торгуется больше 100 тысяч. Плюс получил купонами 8.5% годовых
avatar
Alexide, скинь пожалуйста ссылку на выпуск или график, я сейчас посмотрел, та таких цен не было вроде, ..
а, все понял… но вы по сути купили доллар с купоном… поэтому не надо рассказывать про фу… акции. это разовая возможность по сути, рассчитанная на деградации рубля.
avatar
Шустрый Йожег, акции в 2023 году выросли ровно настолько, насколько вырос доллар к рублю. В прошлом году упали и акции и доллар, в этом году оба актива выросли.
avatar
Alexide, в текущей ситуации акции РФ это что то типа шиткойнов, они как-то ещё растут только за счёт падения другого шитка — деревянного
avatar
"говорили они вкладываться в акции золотодобывающих компаний или золото... ". Да, как показала ситуация с Полиметаллом, акции таких компаний и золото - две большие разницы)
avatar
молодец конечно — но пиво домой — чего то много занимает в бюджете??
да там ещё и бары есть....
с такими темпами скоро появится графа — медицина )))
avatar
Нечто, вы абсолютно правы. У всех есть свои слабости)
avatar
загадочные 3650 р. в месяц :)

avatar
p0t0mucht0, нет это про секс — ну там презики, игрушки и тд)))
avatar
p0t0mucht0, оставим в тайне)
avatar
У вас формула поломалась.
По вашему получается чем старше тем больше акций и меньше облигаций. Под старость рисков набраться захотелось?
Ваще-то наоборот делают.
Еще проще, какой возраст столько прОцентов облиг в портфеле.
avatar
Куницын Евгений, точняк. Ошибка. Возраст = процент облигаций
avatar
В нынешнее время для инвесторов в российский рынок терпение становится синонимом упрямства. Видимо, таков путь.

Аминь
avatar
Приветствую!!! Очень занимательный анализ инвестиций, но на мой взгляд абсолютно ненужный! 65% стоимости портфеля внесённые денежные средства! Сразу вопрос: зачем вообще это все? Инфляция убивает вашу покупательскую способность. 2 млн до ковида и 2млн сегодня это 2 разных млн. Надеюсь это понятно 😁. Покупать бумаги по консенсус прогнозу эт вообще что-то!!! В моем понимании эт как если бы вы работали автомехаником и перешли на работу в IT компанию. Накопительный счёт в 7% вы серьезно? И что вы накопите? Хозяин барин… Иметь ЗП в 200к и превращать деньги в пыль?! 
avatar

Алексей Беляев, не душите хомяка) Как могу — так и делаю)

avatar
Cooper, не коим образом!!! Нравится вам, получается и отлично!!! Желаю вам успехов 🤝
avatar
Алексей Беляев, а во что вы бы инвестировали?
avatar
Jabrano, приветствую!!! Я инвестирую в тоже, что и автор. Акции и облигации. Бумаги +- такие же. У меня подход другой. Я покупку бумаг без финансового отчета не делаю. Звучит очень пафосно, но на самом деле все просто. На мой взгляд нужно понимать сколько контора может заработать и сколько от этого может перепасть тебе. Для примера. После объявления сво продал chmf по 1400. Видел цены по 600. Покупать не стал, так как не было отчета. А для понимания 30% продукции компания продавала в Европе, рынок который для них закрыли. Вот недавно вышел отчёт, можно брать на хорошей коррекции. Или чуток для начала набора позиции.
avatar
Алексей Беляев, индекс ммвб до ковида был 3к, так и сейчас столько же.
Получается надо брать активы, они сейчас недооценены относительно вещей. Переоценка будет рано или поздно.
avatar
MaGGeRaN, время нас рассудит 😁
avatar

Роман Лисин,(Советский Союз), в августе перешёл на вейп. Вроде выгодней) В расходах было лень менять)

Если бы да кабы, да во рту росли грибы — был бы то не рот, а целый огород)

Кто знает — сначала лизнул бы 4, потом отлизал 1)

avatar
Статья расходов: психолог 
avatar
John Wayne, иногда это просто нужно. например, чтобы понять причины токсичности=)
avatar
Михаил чтобтебя, самое смешное в этой профессии то, что те, кто реально способен вправить мозги другим, психологами не работают. А те, что работают, чаще всего сами нуждаются в подобной помощи. Это из того же разряда, что сейчас появились объявления на Авито: подружка на час. Платишь бабке и с тобой какая-нибудь девочка готова побеседовать. А токсичность — это способность химических веществ оказывать негативное воздействие на жизнедеятельность живых организмов. К психологии это отношения не имеет.
avatar

John Wayne, вот со вторым комментарием, конечно, согласен. Сейчас почти также модно, как быть айтишником. Но со своим мозгоправом я готов ответить на вопрос, почему я пишу эти посты.

А вы готовы ответить на вопрос, зачем вы тратите время на комменты всяких хомяков?

avatar
Cooper, это очень правильный вопрос. Я отвечу. Во-первых, надо стараться народ просвещать, потому что всё в мире взаимосвязано. Если всё пускать на самотёк, то со временем вокруг начинают происходить нехорошие вещи, которые сказываются и на тебе. Вторая причина — если вдруг комментирующий окажется не хомяком, а сможет аргументированно доказать свою точку зрения, можно будет поправить свои заблуждения, что уже много раз происходило. Как видите, причин более, чем достаточно.
avatar
 Я никогда не вёл никаких журналов, не составлял графиков и таблиц, но просто из головы достаточно точно всегда скажу, сколько зарабатываю, и на что трачу. Не понимаю, зачем это делать. Людей посмешить?
avatar
John Wayne, да, закладывал в пост развлекательный характер
avatar
John Wayne, чтобы планировать бюджет и знать какой пассивный доход позволит обрести финансовую независимость
avatar
Jabrano, чтобы это планировать и знать, не обязательно организовывать всё это счетоводство. В голове всё это прикидывается с точностью ± 15%.
avatar
John Wayne, вообще это круто. Увы, я так не умею. В голове порой сильно завышаю или принижаю свои возможности. Поэтому для меня таблица — лучший друг
avatar
Тошно от айтишников уже стало) Ну ничего скоро это сбалансируется (наверное). Лучше бы написал по годам сколько % заработал. Обогнал индекс Мoex или нет ? 
avatar
Иван Иванов, за всё время обгоняет пока на 12% индекс полной доходности. В этом проигрывает на 9%.
avatar
Иван Иванов, просто сам термин излишне обобщающий и уводящий от смысла. Это как сказать: технический работник, ещё более общее определение. Есть же: программисты, сисадмины, тестировщики разные, веб-дизайнеры. Программисты тоже на много категорий делятся. Тут уточнять надо.
avatar

Блин, читаю комментарии и ни кто не написал, что автор молодец! Короче автор МОЛОДЕЦ! тихим сапом, как говорится… Так держать!

Я тоже стараюсь такой же стратегии придерживаться, курочка по зёрнышку...

Тут куча народу пишет «инфляция сжирает», а " вот если бы купил бы..., то ОГО" и мне кажется, что по факту у этих критиканов счета пустые. Вот у Вас на данный момент есть порядка 3млн., и дай Бог, что бы рост продолжился. Но на случай «черного лебедя» в Вашей личной жизни Вы уже хоть что-то имеете. А если мыслить категориями критиканов, то этой суммы «мне кажется» на счету бы у Вас не было. 

Поэтому желаю удачи и упорства в дальнейшем, а так же накопить 50млн., чтобы в месяц чистыми от  них уже получать 500т.р. Думаю это вполне достижимая цель. Главное не спешить и не начинать лудоманить. 

Евгений Краснодар, спасибо, мил человек 
avatar

Картинки почему то не загрузились, с такой зп можно норм инвестировать. Не очень информативно про стратегии, хотя обещал рассказать

avatar
Paul69, странно, у остальных вроде ок. Но у меня в мобильном приложении тоже не видно. С картинками всё вроде понятнее должно быть
avatar
Респект за отличный познавательно-развлекательный пост! Хотел бы придерживаться на практике подобной концепции, но у каждого свои обстоятельства и возможности, кхе-кхе… В любом случае, многое можно взять на вооружение или хотя бы принять к сведению, если ты не подсел на контент мегазвезды СЛ karpov72, конечно .
 
avatar
Ребе, спасибо)
avatar
Итоги 4 лет 
Не ставьте ж вы эти буквы после цифр! Где вы этого насмотрелись?
***
Итоги 4 лет или
Итоги четырёх лет
Запомните: буквенные окончания пишем только в порядковых числительных, например 2-я или 135-го или 96-й и т.д. Почитайте уже про это все, кто дойдет до этого поста.
***
Дальше текст отсюда (на gramota.ru)
Когда нужны буквенные наращения после цифр?
Когда применять наращения?

Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут.

Наращение не используется:

  • В записи количественных числительных: словарь в 4 томах; работа 2 сотрудников; серия из 12 упражнений.
  • При записи календарных чисел: 22 марта 2003 года, 1 апреля, 10 января. Не: 22-го марта 2003-го года, 1-го апреля, 10-е января.
  • Если число обозначено римской цифрой: II Международная олимпиада школьников по русскому языку; IX конгресс, XXI век, Людовик XIV.
  • В номерах томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п., если родовое слово (том, глава) предшествует числительному: на с. 196, в т. 5, в табл. 11, в прил. 1 (но: на 196-й странице, в 5-м томе, в 11-й таблице, в 1-м приложении).
Как применять наращения?

Наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, может быть однобуквенным или двухбуквенным.

По закрепившейся традиции наращение должно быть однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й день (пятый день), 25-я годовщина (двадцать пятая годовщина), в 32-м издании (в тридцать втором издании), в 14-м ряду (в четырнадцатом ряду).

Наращение должно быть двухбуквенным, если последней букве предшествует согласный: 5-го дня (пятого дня), к 25-му студенту (к двадцать пятому студенту), из 32-го издания (из тридцать второго издания), из 14-го ряда (из четырнадцатого ряда).

Если подряд следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й вагоны; 80-е и 90-е годы.

Если подряд следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 1, 2 и 3-й вагоны, 70, 80, 90-е годы.

Если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают:

а) только у второго числительного, если падежное окончание у обоих числительных одинаковое: 50–60-е годы, в 80–90-х годах;

б) у каждого числительного, если падежные окончания разные: в 11-м – 20-х рядах.


Как записать существительное или прилагательное, начинающееся числом? Как правильно: 3-х мерный или 3-мерный?

Корректное оформление: трехмерный (предпочтительно), 3-мерный.

Если в составе сложных существительных и прилагательных есть числительное, то его можно записать в словесной форме (прописью) или в словесно-цифровой форме (цифрой и присоединяемым дефисом существительным или прилагательным). При использовании словесно-цифровой формы записи буквенные наращения после числительных не пишутся.

 

Неверно Верно
2-х симочный, 2-ухсимочный,
2 симочный
двухсимочный, 2-симочный
150-тилетие, 150 летие,
150-ти летие
стопятидесятилетие, 150-летие

 

Примечание. В узкоспециальных изданиях допускается заменять прилагательное (название физической единицы) соответствующим кратким обозначением: 5-км расстояние, 12-т нагрузка.

Как писать названия классов: 1а класс или 1-й «А» класс?

Специальных правил оформления литеры в названии класса нет. В прочих случаях литерные добавления, как правило, пишутся строчными буквами без кавычек и присоединяются без пробела и без дефиса к предшествующей цифре: рисунок 1а, пункт 2д, дом 3а и т. д. Поэтому по аналогии можно было бы написать 1а класс, класс 10г, но на практике такой вариант не используется.

Наиболее распространены варианты оформления с прописной литерой, заключенной в кавычки: наш 10-й «Б», поступил в 1-й «А» класс и т. д. Такое оформление особенно уместно в тех случаях, когда литера располагается не сразу после числительного (или когда числительное вообще отсутствует): 10-й класс «Б»; классы «А» и «Б».

При написании числительного словом используется аналогичное оформление: первый «А» класс, десятый «Б». Ср.: Здесь можно было переждать какую-нибудь опасность, покурить, поговорить с девчонкой – словом, свой девятый «В» Мельников не случайно обнаружил именно здесь. Г. Полонский, Доживем до понедельника. Служкин запустил девятый «А» в кабинет и раскрыл классный журнал. А. Иванов, Географ глобус пропил.

 

 


Литература:

 

Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2003.

avatar
Pereira, познавательно. Спасибо. Постараюсь исправиться
avatar
Но моя цель не бить рекорды, а бить баклуши.

Шикарная фраза! Вполне годится в качестве девиза долгосрочного инвестора)  
avatar
Rust Cohle, спёр из песни Anacondaz — Всем пиз*ец)
avatar
Автор молодец, у меня примерно те-же цели и результаты.
avatar
Jabrano, спасибо!
avatar
Молодец. Вроде методичный. Разные ранкинги и коэффициенты. Могу посоветовать
1) не усреднять Газпром. Просто вспомните свою историю с Полиметаллом. Не кормите лося (не растите убыток).
2) нет смысла экономить на продуктах. После 40 выяснится, что питались плохо/вредно и ничего уже не исправить.
3) выкиньте облигации. Вы пришли зарабатывать, а не пытаться что-то там сохранить.
avatar

Игорь, спасибо!
1. Пока поусредняю. Я никогда не учусь с первого раза. Готов принять риск)

2. Да мы вообще не экономим. Не знаю, как так получается

3. Выкидывать не буду, раз купил уже. Буду держать до погашения. Но и покупать новые тоже не собираюсь.

avatar
Cooper, наверное, вы едите мало рыбы, орехов, фруктов? Такие расходы на еду чаще всего получаются на курице/сосисках/макаронах
avatar
TR88, скорее связано с тем, что у нас с одной стороны родители живут в деревне со своим хозяйством. С другой стороны заняты в оптовой торговле фруктами и овощами.
Сколько не отнекивайся — всё равно всучат мешок картошки и пакет с огурцами.
avatar
Cooper, тогда понятно
avatar
Я пропустила-гасите ли ипотеку досрочно? 
Какой вклад вносит супруга? 
avatar

Екатерина Кр, вы ничего не пропустили)

1. Гасить ипотеку вообще сейчас интересно. Буду думать об этом, когда буду намериваться валить из IT. Но если бы гасил — гасил бы платёж.

2. Супруги нет. Есть девушка. Она вносит моральный вклад. Что тоже немаловажно

avatar
Cooper, выше ответ, почему то криво цитированный))
avatar
Екатерина Кр, я с вами не согласна. Потому что ваши вложееия в акции могут в любой момент обесцениться и тп. А вот квартира стояла и будет стоять. Гасить ипотеку досрочно выгодно. В том числе морально. Я не говорю что все надо туда вкладывать, но гасить быстрее необходимо. Тем более с ИИС деньги быстро не вывести.
Что случись-болезнь и тп. Как вы будете гасить ипотеку? Страховка покрывает не все случаи, да и пока высудишь тоже платить то придется.
Морально конечно немаловажно. Но подарок в виде носков и трусов меня насторожил как то. Конечно если вы ей дарите колготки и конфетки то вопросов нет.
avatar

Екатерина Кр, смотрите:

Мои вложения — это мои вложения. Моя квартира — это моя квартира. Да, намечаются приколы со свадьбой. Но мы обсудили возможности,  свадебный контракт, и относимся друг к другу максимально уважительно. Так или иначе, мои бабосы — мои бабосы

avatar
Cooper, пока квартира в ипотеке, она в залоге. Лучше все же скинуть эти обязательства.
Свадьба и контракт хорошо, но контракт не должен быть кабальным, вас нотариус проконсультирует на эту тему. То есть в ситуации когда у девушки ничего не останется после развода в случае расторжения вашего брака, а единственным совместно нажитым будут платежи по ипотеке, придется делиться квартирой. Естественно только в той части которая выплачена в период брака. Либо вы должны предусмотреть что то, что перейдет в ее собственность.
avatar
«Открыл сайт с дивдоходностями, стабильностью выплат и купил не самые мусорные. Всё.» — можно поинтересоваться каким сайтом пользуешься? Просто ту же логику имею в плане инвестиций, но уже надоело считать и искать акции пальчиками с калькулятором в другой руке
Феликс Фроловский, я использую dohod. ru
avatar
Итоги четырёх лет — цифра больше, купить могу меньше. 

Но за ПИДР-анализ поставил лайк!
avatar

теги блога Cooper

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн