Блог им. InvestHero
В ноябре США впервые применили вторичные санкции к танкерам, которые нарушали потолок цен в отношении российской нефти. На этом фоне дисконт Urals к Brent снова вырос, с $7,4/барр. в октябре 2023 г. до $18/барр. по состоянию на 5 декабря 2023 г. В посте рассмотрим подробнее, что будет дальше с дисконтом на российскую нефть.
Перевозчики российской нефти под угрозой вторичных санкций США
В ноябре 2023 г. США добавили в SDN-лист 5 танкеров, перевозивших российскую нефть (по данным Bloomberg, 4 танкера российские, один греческий). Этим танкерам будут запрещены операции с западными компаниями. Также США запросили информацию у 30 компаний (которым принадлежат 100 танкеров) про танкеры, которые могли перевозить российскую нефть по цене выше потолка.
Ранее при нарушении потолка цен к перевозчикам должны были применяться санкции только в виде запрета в течение двух месяцев перевозить нефть нероссийского происхождения. Сейчас у перевозчиков российской нефти появился дополнительно риск вторичных санкций, которые, прежде всего, ограничивают работу с западными компаниями.
Дисконт на Urals вырос, а на ESPO снижается
На фоне усиления санкций США и рисков для перевозчиков дисконт на нефть Urals к Brent вырос с $7,4/барр. в октябре 2023 г. до $20/барр. на конец ноября 2023 г. По состоянию на 5 декабря дисконт составил $18/барр.
При этом дисконт на ESPO продолжает снижаться. В октябре-ноябре дисконт на ESPO к Brent был в среднем $6/барр., а 5 декабря — $4.5/барр. Это положительно влияет на финансовые результаты «Роснефти», т. к. она экспортирует около половины нефти по цене ESPO, но платит налоги по Urals.
Греческих танкеров стало меньше, а теневой флот — больше
Из-за усиления санкций США снизилось число греческих танкеров, которые занимаются перевозкой российской нефти. По данным Bloomberg, около 1/5 перевозок Urals и 1/7 всей российской нефти приходится на греческие танкеры.
При этом в «теневом флоте» насчитывается около 500-600 танкеров, которые перевозят нефть. Ранее в этом году он пополнялся на 35 танкеров/мес.
Вывод
Вероятно, когда рынок танкеров снова перестроится и новые танкеры теневого флота заменят греческие, дисконт на российскую нефть снизится. Но риски санкций для танкеров увеличатся. Мы консервативно ожидаем, что дисконт на Urals будет оставаться на уровне $20/барр. до конца года, а в 2024 г. начнет постепенно снижаться до $10/барр. (к 4 кв. 2024 г.). При этом дисконт на ESPO продолжает снижаться, что положительно влияет на прибыль «Роснефти».
Наталья Шангина, Senior Analyst