08.03.2024
Железнодорожные отгрузки российского угля в порты в январе-феврале 2024 года снизились до 30,5 млн т (-3,7 млн т или -10,8% г/г). При этом основное снижение пришлось на высококачественный уголь из Кузбасса и антрацит из Новосибирской области. Негативная динамика обусловлена дефицитом транспортных мощностей в северо-западные и дальневосточные порты, а также остановкой отгрузок в Тамань.
Второй месяц подряд поставщики приостанавливают отгрузки в Тамань (крупнейший терминал юга России с объемом перевалки 25,5 млн т в 2023 году) из-за высоких темпов перевалки, что приводит к отрицательной рентабельности экспорта. В марте заявок на перевозки в Тамань по-прежнему нет, поэтому данное направление также покажет отрицательную динамику в текущем месяце по отношению к марту 2023 года, когда было отгружено 2,4 млн т угля.
Кроме того, по предварительным оценкам, санкции против СУЭК и «Мечела» приведут к падению экспорта на 30 млн т в 2024 году, но потери для международного рынка могут оказаться более существенными из-за распространения санкций на порты, связанные с этими компаниями.
Дополнительное давление на российских поставщиков угля оказывают вновь введенные с 1 марта 2024 года экспортные пошлины, которые могут увеличить себестоимость реализации угля на 4-7%, или на $8,0-12,0/т на условиях CFR в зависимости от курса рубля к доллару. Экспортеры должны будут уплатить пошлину уже в марте даже по ранее подписанным контрактам.
Таким образом, очевидно, что объемы экспорта российского угля в 1 кв. 2024 г. снизятся, что резко ограничит поставки высококалорийного материала и угля ПУТ в апреле-мае.
Российские экспортеры не смогут компенсировать выпадающие объемы в будущем даже при благоприятной конъюнктуре на международном рынке, поскольку ограниченная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в России сдерживает быстрый рост железнодорожных грузопотоков.