📌 Поймал себя на мысли, что до сегодняшнего дня на наш хирургический стол ещё ни разу не попадал пациент из мира большого ретейла. Что же, исправляюсь: представляю вашему вниманию подробный разбор финансовых показателей, достигнутых лидером отечественной отрасли производства и реализации крепких алкогольных напитков — Novabev (бывший некогда BELUGA) Group — за минувший 2023 год.
🔹 Продажи — 16,9 млн. декалитров (+1% г/г)
🔹 Выручка — 116,9 млрд. рублей (+20%)
🔹 EBITDA — 19,3 млрд. рублей (+11%)
🔹 Рентабельность по EBITDA — 16,5% (-1.3 п.п.)
🔹 Чистая прибыль — 8 млрд. рублей (-4%)
🔹 Рентабельность по чистой прибыли — 6,9% (-1,8%)
🔹 Чистый долг/EBITDA — 1,66x (+0,23x)
🔸 Количество магазинов — 1657 (+23%)
🔥 Даже несмотря на незначительное снижение отдельных метрик, считаю достигнутые группой результаты выдающимися 🔥
🔎 Стоит сразу же оговориться, что, анализируя динамику представленных показателей, необходимо принимать во внимание эффект «высокой базы»: так уж получилось, что именно ретейлеры смогли чуть ли не быстрее всех оправиться от негативных последствий, привнесенных в нашу жизнь 2022-ым годом.
Более того, большинству из них удалось обратить возникший хаос себе во благо. В этом смысле Novabev не стал исключением — только за один 2022-ой выручка группы возросла на 30%, EBITDA — на 65%, а чистая прибыль и вовсе увеличилась в 2,2 раза.
🚀 Главным фактором, повлиявшим на рост выручки и EBITDA, стало увеличение получаемых средств в результате реализации продукции в принадлежащей группе сети розничных магазинов «ВинЛаб» (+35% г/г). Отчасти этому поспособствовало смещение приоритетов при закупках импортного алкоголя с низкомаржинальной эконом-продукции на высокомаржинальный премиум сегмент. Производство напитков под собственными брендами всё также остается основным направлением деятельности группы (51% от выручки), однако, учитывая имеющуюся тенденцию на расширение представительства путем открытия значительного количества новых магазинов, не ровен час, когда именно реализация, а не производство, станет главным источником поступающих в компанию средств.
💼 Плавно переходим к финансовому долгу. С одной стороны, хочется отметить факт уменьшения как долгосрочных, так и краткосрочных кредитных обязательств, взятых на себя компанией (-32% г/г). Средняя ставка по имеющимся кредитам равняется составляет 9,57%, что не так уж и плохо, учитывая нынешнее положение денежно-кредитной политики. С другой — мы становимся свидетелями значительного увеличения арендных обязательств (+68%), в первую очередь связанное с ранее упомянутой стратегией расширения путем открытия новых торговых точек. В общем и целом, долговая нагрузка остается оптимальной как для поддержания непрерывной деятельности и дальнейшего роста, так и для обеспечения спокойного сна акционеров компании.
👑 Причиной, по которой чистая прибыль за отчетный период проиграла показателю годичной давности стали разовые факторы — в 2022-ом году компания продала международные права на флагманский бренд премиальной водки Beluga, получив за эту сделку не менее $75 млн. Если же принимать во внимание показатель при элиминировании разовых доходов и расходов, то окажется, что он также продемонстрировал рост на 14% г/г.
💰 К слову о выплатах: в ближайшее время ожидается согласование оставшихся 225 рублей (ещё 455 рублей уже были выплачены компанией в течении года) предполагаемых дивидендов. Что же, ждём, надеемся и верим.
✏️ В сухом остатке имеем то, что акции Novabev Group являют собой редкую для отечественного фондового рынка комбинацию объективных возможностей для обеспечения дальнейшего роста и устойчивого положения, позволяющего успешно развиваться даже в самых неблагоприятных политико-экономических условиях. Хороший выбор, если ваша инвестиционная стратегия допускает пополнение консервативной части долгосрочного портфеля акциями защитных секторов отечественной экономики.