26 сентября 2018, 23:00
ВАШИНГТОН, 26 сентября. Федеральная резервная система США в среду повысила краткосрочные процентные ставки еще на четверть процентного пункта, просигнализировав о намерении продолжить повышение ставок в следующем году, чтобы поддерживать стабильный рост экономики.
Руководители ФРС единогласно проголосовали за повышение ставки по федеральным фондам до диапазона 2%-2,25%. Большинство руководителей ожидают еще одного повышения ставки в этом году. На это указывают новые прогнозы ФРС, опубликованные после заседания.
Это повышение ставок стало третьим в этом году и восьмым с тех пор, как ФРС начала ужесточение денежно-кредитной политики в конце 2015 года. До этого ставки оставались около нуля после финансового кризиса 2008-го года.
В результате решения, принятого в среду, процентная ставка впервые превысила 2% с тех пор, как началась серия снижений, последовавших за интервенцией правительства в марте 2008 года с целью предотвращения ликвидации Bear Stearns Cos.
Кроме того, впервые за десятилетие ставка превысила уровень инфляции согласно предпочитаемому ФРС базовому индексу цен расходов на личное потребление, который в июле вырос на 2%.
За прошедший год ФРС вернула процентные ставки на более нормальные уровни, сокращая при этом свой баланс в размере 4,2 трлн долларов США.
Главный вопрос заключается в том, сколько еще, по мнению руководителей ФРС, необходимо повышать ставки, чтобы не допустить перегрева экономики. Целевой уровень инфляции ФРС составляет 2%, и он соответствует здоровому спросу в экономике. Центральный банк хочет избежать ситуации, при которой рост экономики стал бы неустойчивым, когда за бумом следует резкий спад.
Таким образом, стоимость заимствований для компаний и потребителей будет расти постепенно. Повышение ставок по ипотеке, очевидно, замедлило темпы продаж домов в этом году. Более высокая стоимость заимствований лишает способности повышать цены продавцов, которые выигрывали от роста стоимости жилья в последние годы.
ФРС убрала из своего заявления слово «мягкая» применительно к денежно-кредитной политике, которое употреблялось в течение нескольких лет и означало намерение центрального банка стимулировать экономический рост.
Отсутствие этого слова не обязательно означает, что ставки уже не достаточно низкие для стимулирования роста, по мнению ФРС. Это изменение показывает, что руководители ФРС, включая председателя Джерома Пауэлла, хотят избежать предоставления крайне точной оценки того, на каком уровне находится нейтральная ставка, учитывая неопределенность этого термина.
ФРС больше не внесла никаких изменений в свое заявление, которое теперь почти полностью лишено сигналов касаемо будущих перспектив денежно-кредитной политики. Отказ от этого ориентира указывает на то, что центральный банк переходит к новой фазе проведения политики, которая может быть покрыта большей неопределенностью.
Двенадцать из 16 руководителей ФРС в настоящее время ожидают, что ФРС в этом году повысит ставки четыре раза в целом, тогда как в июне так думали 8 из 15 руководителей, а в декабре прошлого года – 4 из 16 руководителей.
Большинство руководителей ожидают, что ФРС повысит процентные ставки, по крайней мере, три раза в следующем году и еще один раз в 2020 году. Большинство из них полагают, что после этого ФРС будет воздерживаться от повышений ставок, оставив их в диапазоне 3,25%-3,5% до конца 2020 года и в течение 2021 года.
Новая индикация ФРС в отношении процентных ставок показывает, что большинство руководителей думают, что потребуется повысить краткосрочные процентные ставки немного выше уровня, который, как они ожидают, будет преобладать при балансе спроса и предложения. Две третьих руководителей ожидают, что в долгосрочной перспективе ставка будет находиться в диапазоне 2,75%-3%.
Руководители ФРС меняли свои экономические прогнозы в течение прошедшего года, во-первых, ввиду синхронного мирового экономического роста, начавшегося прошлым летом, а во-вторых, ввиду одобрения Конгрессом стимулирования в виде снижения налогов и увеличения федеральных расходов.
В сентябре ФРС незначительно изменила свои экономические прогнозы. Согласно текущему срединному прогнозу ФРС, валовой внутренний продукт США в этом году вырастет на 3,1%. В июне прогнозировался рост ВВП на 2,8%, а в марте – на 2,7%. Руководители по-прежнему ожидают, что в долгосрочной перспективе рост ВВП составит 1,8%, и что экономика вернется к этим темпам роста к 2021 году.
Между тем центральный банк повысил свой прогноз по уровню безработицы. Теперь ожидается, что к концу этого года уровень безработицы составит 3,7%, тогда как в июне ожидалось, что он будет равен 3,6%. Тем не менее, это ниже уровней, которые, по мнению руководителей, будут преобладать в долгосрочной перспективе. Так называемый естественный уровень безработицы составляет 4%-4,6%.
Прогнозы по инфляции практические не изменились. Все руководители ожидают, что инфляция в ближайшие годы будет составлять 2%-2,3% после того, как в течение нескольких лет ФРС не могла достичь целевого уровня.
То, сколько еще раз ФРС повысит процентные ставки, в целом, будет зависеть от динамики инфляции и ее соответствия ожиданиям центрального банка.
Одна группа руководителей считает, что пока безработица продолжает падать ниже того уровня, который, по их мнению, соответствует ценовой стабильности, ФРС нужно будет повышать ставки, чтобы предупредить перегорев экономики. Такая стратегия не является противоречивой, так как это именно то, что центральный банк всегда делает на данном этапе роста.
Другая группа ратует за более радикальный отказ от этой нормы. Входящие в эту группу руководители говорят, что если инфляция не вырастет намного выше 2%, ФРС может остановить повышение ставок после достижения «нейтрального» уровня, который не стимулирует и не тормозит рост экономики.
Пауэлл не заявил о своих предпочтениях, но в августе он был склонен оценивать традиционные модели более скептически, чем некоторые из его коллег.
Учитывая силу экономики США, главным риском для планов ФРС, вероятно, является нестабильность за рубежом. В 2015 и в 2016 годах ФРС воздерживалась от повышения ставок ввиду нестабильности на мировых рынках, которая в основном была обусловлена ситуацией в Китае.
ФРС, возможно, будет вынуждена пересмотреть свои планы, если произойдет что-то подобное, например, если более сильный доллар спровоцирует потрясения на развивающихся рынках, которые, в свою очередь, распространятся на Китай на фоне растущей напряженности в торговых отношениях между Вашингтоном и Пекином.