Копипаст
В этом году в рейтинг «30 самых выгодных франшиз» по версии Forbes впервые вошла сеть продуктовых магазинов «Авокадо». Редакция следит за развитием компании несколько лет, но только в 2022-м она попала в лонг-лист (по условиям рейтинга в список попадают франшизы, которые работают не менее трех лет на рынке).
Проект, развивающийся только по франшизе, придумал и реализовал известный нижегородский предприниматель Альберт Гусев — владелец одного из крупнейших в России дистрибьюторов продуктов питания «Сладкая жизнь». Темпы, которыми растет «Авокадо», впечатляют. Первый магазин был открыт в Нижнем Новгороде в феврале 2019-го, к концу года в сети работало уже 600 торговых точек. В 2020 году бизнес увеличился еще на 1450 магазинов, на момент выхода прошлогоднего рейтинга франшиз Forbes в июне 2021-го в сети работало 2600 магазинов с совокупной годовой выручкой около 50 млрд рублей. К сентябрю 2022 года количество магазинов под вывеской «Авокадо» выросло более чем в полтора раза — до 4181. Планируется, что к концу года сеть будет насчитывать 4500 магазинов с суммарной выручкой около 97 млрд рублей. По размеру «Авокадо» сильно превосходит главного конкурента — франчайзинговую «Фасоль» (1742 магазина), которую с 2012 года развивает немецкий ретейлер Metro Cash & Carry.
«2022-й стал годом открытия рекордного числа торговых точек. В планах на год было открытие 1200 магазинов, но к концу декабря нам удастся его перевыполнить — открыть 1500 точек», — говорит Ольга Моисеева, директор по маркетингу и партнерской программы «Авокадо». Большая часть открытий пришлась на Москву и Московскую область.
По данным ресурса Franshiza.ru, в апреле-июле 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20% увеличился спрос на франшизы супермаркетов и на 30% — на франшизы монобрендовых продуктовых магазинов (молочная, мясная, хлебная продукция). «На фоне начала СВО [«специальной военной операции». — Forbes] предприниматели пришли к выводу, что продукты питания — одна из наиболее устойчивых ниш бизнеса. При этом в августе структура спроса начала смещаться в сторону небольших мультибрендовых супермаркетов «у дома» и алкогольных магазинов», – рассказывает руководитель Franshiza.ru Анна Рождественская.
«Авокадо» — это мультибрендовый магазин формата «у дома» с продовольственным ассортиментом всех основных категорий. Средние инвестиции в открытие составляют 800 000 рублей, 50% вкладывает сама «Сладкая жизнь» в ребрендинг, автоматизацию или торговое оборудование. «Так как партнерскую программу предлагает один из ведущих дистрибьюторов продуктов питания в России, предприниматели понимают, что с такой поддержкой легче справиться с конкуренцией и увеличением запросов покупателей», — объясняет Моисеева.
Для сравнения: средние инвестиции в открытие «Фасоли» составляют 1,5 млн (Metro компенсирует до 1 млн рублей). «То, что наиболее важно сейчас для франчайзи, — это поддержка. Metro понимает, что важно не бросать партнеров, открывающих магазины «Фасоль», помогать им, работать над планом развития, анализировать ассортимент, выкладку, маркетинговые акции», — рассказывает Анатолий Агапитов, руководитель направления франчайзинга и независимой розницы Metro.
Еще одно отличие франшизы «Авокадо» от конкурентов — отсутствие паушального взноса и роялти. Тогда как, например, у владельцев «Фасоли» паушальный взнос составляет около 100 000 рублей. Средняя выручка франчайзингового «Авокадо» составляет 18 млн рублей в год, прибыль — 1,8 млн рублей (для магазинов, работающих в собственном помещении).
По словам Моисеевой, гибкие условия позволяют партнерам «оставаться свободными и быть у руля». Подтверждением тому служит высокая доля мультионеров — это важная во франчайзинге метрика, показывающая, сколько повторных открытий сделал один и тот же франчайзи. То есть если у партнера опыт открытия первого магазина был успешным, а финансовые показатели высокие, он решается на открытие второй, третьей точки и так далее. У «Авокадо» доля мультионеров составляет 35% от общего числа партнеров. У «Фасоли» этот показатель равен 12%.
«Среди потенциальных партнеров сейчас мы видим большую осторожность, которая обусловлена рисками, — объясняет Агапитов. — Рост цен на продукцию, оборудование, стоимости кредитов и сервисов, а также геополитическая ситуация вынуждает многих клиентов откладывать решение об открытии нового бизнеса». При этом сегмент продуктовых магазинов «у дома» имеет большой потенциал — это тот бизнес, в который можно вкладываться, уверен представитель Metro.
«Основное опасение предпринимателей, которые рассматривают сейчас открытие франшизы фуд-розницы, — это снижение покупательской способности и все большее смещение в сторону дискаунтеров и супермаркетов невысоких цен, — говорит Рождественская. — Сейчас есть существенный запрос на продуктовые дискаунтеры, но ни одна из крупных сетей не предлагает пока партнерскую программу».
Конечно, для некоторых партнеров «Авокадо» кризис не прошел бесследно: в этом году закрылось 365 точек сети. Почему? В компании это обуславливают «личными» проблемами в жизни предпринимателей-франчайзи. «Часть партнеров работала на арендованных площадях, незапланированное повышение ставок арендодателем привело к вынужденному закрытию магазинов, — рассказывает Ольга Моисеева. — В небольших поселках наблюдалась проблема с рабочим персоналом, поэтому некоторые партнеры заморозили бизнес на неопределенный срок».
Тем не менее «Авокадо» в сложных экономических сохраняет высокие темпы роста: на основании опыта нескольких тысяч объектов головная компания подбирает индивидуальные рекомендации каждому магазину, учитывая особенности локации и покупательский спрос. По данным «Авокадо», если среднестатистическая действующая торговая точка изначально зарабатывает около 400 рублей с квадратного метра в день, то после перехода под ее бренд доход вырастает до 700 рублей с квадратного метра в день.
«Формат магазина «у дома» привлекателен для покупателей тем, что позволяет экономить ценный ресурс — время. Поэтому они всегда будут рентабельны, независимо от ситуаций в мире, — уверена Моисеева. — Кроме того, локальные магазины способны быстро реагировать на изменение покупательского спроса — регулировать ассортимент под потребности покупателей».
«Компания развивается в основном за счет действующих франчайзи и партнеров, которые закупают у них продукцию оптом. Для мелких предпринимателей это возможность получить доступ к брендингу, централизованному маркетингу, современным стандартам торговли и эффектам масштаба сети», — заключает Рождественская из Franshiza.ru.