Копипаст
По предварительной оценке объем доходов федерального бюджета в январе 2023 года составил 1 356 млрд рублей[1], что на 35% ниже объема поступления доходов в январе 2022 года:
С учетом снижения репрезентативности котировок цен на нефть марки Юралс в качестве объективного ценового индикатора экспортных цен на российскую нефть в настоящее время прорабатываются подходы к переходу на альтернативные ценовые индикаторы для целей налогообложения.
Кроме того, использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
Сокращение поступлений внутреннего НДС к аналогичному периоду прошлого года в том числе связано с действием ускоренного порядка возмещения НДС (введенного с апреля 2022 года), вследствие которого произошло перераспределение квартальных объемов возмещения на первый месяц квартала (аналогичная ситуация наблюдалась во 2, 3 и 4 кварталах 2022 года). Сокращение поступлений налога на прибыль связано в том числе с возмещением переплат налога в предшествующие периоды.
В целом объем поступлений ненефтегазовых доходов по итогам января 2023 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 05 декабря 2022 года).
По предварительной оценке объем расходов федерального бюджета в январе 2023 года составил 3 117 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 59%. Ускорение финансирования расходов в начале 2023 года главным образом связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам. Это в том числе позволит обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов федерального бюджета в течение 2023 года.
В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ от 05 декабря 2022 года) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов в рамках утвержденного в законе о бюджете предельного размера, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных в рамках бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете на 2023 год. Авансовое перечисление трансфертов осуществлено в том числе в целях снижения рисков формирования разрывов ликвидности Фонда пенсионного и социального страхования в начале 2023 года в связи с переходом на ЕНП и изменением сроков уплаты страховых взносов.
Исполнение федерального бюджета за январь 2023 года (предварительные данные)
млрд рублей
|
янв-23* |
янв-22 |
%, г/г |
утверждено законом от 05.12.2022 |
ДОХОДЫ |
1 356 |
2 089 |
-35,1% |
26 130 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
426 |
795 |
-46,4% |
8 939 |
базовые нефтегазовые доходы |
585 |
442 |
+32,2% |
8 000 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
931 |
1 294 |
-28,1% |
17 191 |
внутренний НДС |
379 |
683 |
-44,4% |
6 968 |
налог на прибыль |
-72 |
65 |
-137 |
1 633 |
РАСХОДЫ, в т.ч.: |
3 117 |
1 964 |
+58,7% |
29 056 |
государственные закупки |
1 305 |
249 |
+1 057 |
4 982 |
ДЕФИЦИТ |
-1 760 |
125 |
-1 885 |
-2 925 |
* доходы представлены с учетом нераспределённых средств ЕНП на 1 февраля 2023 года
Таким образом, предварительные оценки исполнения федерального бюджета в январе текущего года соответствуют динамике, заложенной при формировании основных характеристик на 2023 год в рамках закона о бюджете. Это в совокупности с использованием/формированием средств ФНБ в случае отклонения размера нефтегазовых доходов от их базового уровня обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
[1] С 1 января 2023 года изменились порядок и, в ряде случаев, сроки уплаты налоговых платежей, что связано с переходом на механизм единого налогового платежа (ЕНП). Поскольку перечисление ЕНП налогоплательщиками осуществлялось 30 января (срок уплаты ЕНП — 28 января — пришелся на выходной день), его зачисление и распределение по бюджетам происходило в конце января и первые дни февраля 2023 года.
Таким образом, данные по кассовому исполнению налоговых доходов на 1 февраля 2023 года включают не все налоговые платежи, произведенные налогоплательщиками в январе, и несопоставимы с данными за аналогичный период прошлого года. В целях повышения репрезентативности и сопоставимости данных по исполнению доходов в январе 2023 года представленные данные предварительного исполнения федерального бюджета по доходам сформированы с учетом нераспределенных средств ЕНП на 1 февраля – как если бы все налоговые платежи были зачислены и распределены по бюджетам в месяц их уплаты налогоплательщиками.
minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38368-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar_2023_goda