Копипаст

Копипаст | REPO: кто блокирует российские активы на Западе. (Copy paste)

Заморозка российских суверенных активов после начала СВО, была крайне болезненно воспринята в российском обществе. Активы ЦБ РФ, размещенные в западных странах, на сумму $300 млрд, предсказуемо оказались не доступны для использования. Но странно было бы думать, что этим (не считая поиска активов отдельных олигархов) все и закончится.

Наши англосаксонские оппоненты решили выжать максимум из сложившейся ситуации. Сейчас предпринимаются огромные усилия для внесения изменений в законодательство с тем, чтобы в рамках уголовного права экспроприировать активы, принадлежащие российским организациям и частным лицам.

Вместе с санкционными мерами, над которыми принято иронизировать, прямо на наших глазах формируется орган международного финансового надзора, наделенный полномочиями конфискации активов независимо от юрисдикции. Обретает очертания международная финансовая разведка и полиция, которая будет действовать в интересах крупнейших западных корпораций.

REPO – Russian Elites, Proxies and Oligarchs
Уже 16 марта (менее чем через месяц после начала СВО) была создана Многосторонняя рабочая группа по борьбе с российскими элитами, их доверенными лицами и олигархами (REPO). Причем это не просто группа с целью регулярно собираться для обсуждения рабочих вопросов. В англоязычных источниках она именуется как REPO Task Force. Из названия понятно, что эта группа нацелена на получение конкретных результатов.

Участниками группы являются представители Австралии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании, США и Европейской комиссии. Нужно понимать, что это не просто объединение представителей профильных министерств и ведомств. Их работа опирается на такие системы как SWIFT и FATCA, что позволяет масштабировать усилия по поиску и блокировке активов.

Основная задача рабочей группы заключается в обмене информацией и сотрудничестве между профильными ведомствами стран по линии налоговых служб, министерств Финансов, МВД, финансовой разведки и спецслужб с целью обнаружения, заморозки и последующего использования российских суверенных активов, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам. Деятельность группы (REPO) прежде всего ориентирована на выявление и уничтожение финансовых сетей, через которые обеспечивается доступ к мировым финансовым центрам. Вторым направлением деятельности является противодействие уклонению от санкций и пресечению попыток России приобрести критически важные технологии двойного назначения.


Кто стоял у истоков создания REPO?
Естественно столь быстрая организация разрозненных государственных структур из разных стран в единую группу невозможна без руководящей и направляющей роли англосаксонских спецслужб и серьезной подготовки.

Значительная часть документов Финансовой разведки США (FinCEN) по российским активам была совершенно случайно опубликована в первой половине 2022 года:

Список источников, естественно, не полный, и приведен здесь в ознакомительных целях. (Раскрыть список)
Однако это дает понимание масштабов проделанной работы и позволяет выделить ведущую роль спецслужб США в создании группы РЕПО. Но основным “поставщиком данных” являются спецслужбы Великобритании, плотно контролирующие ситуацию в Европе. Лондон исторически является центром тяготения российских олигархов, многие из которых имели/имеют доступ к управлению крупными российскими активами как на территории страны, так и за рубежом. Эти олигархи сейчас представляют собой ценный источник информации, что позволяет FinCEN “обогатить профили клиентов” множеством данных.

Как это работает?
Огромный поток данных систематизируется и из него выделяются схемы, которые могут быть использованы для обхода санкций. Ниже приведем несколько методик анализа данных, которые применяют наши оппоненты:

Использование олигархами членов семей в попытке скрыть активы
Члены семей и близкое окружение вполне могут выступать в качестве доверенных лиц и способствовать такого рода уклонению от санкций и незаконной финансовой деятельности.

Передача активов членам семей или близкому окружению иногда происходит в период, непосредственно предшествующий включению в перечень (SND List), или сразу после этого, что может свидетельствовать о попытке обойти санкции со стороны лица, находящегося под санкциями, и стороны, способствовавшей передаче средств.

Помимо возможности осуществлять контроль через своих доверенных лиц в таких схемах, мнимый перевод контроля или средств на члена семьи или близкого партнера также удобно позволяет назначенному лицу избегать проверок как со стороны регулируемых отраслей, так и со стороны компетентных органов. Наконец, в зависимости от фактов и обстоятельств, могут возникнуть санкционные риски, связанные с договоренностями, направленными на сокрытие активов, сокрытие интересов, подпадающих под действие санкций, или иными способами уклонения от проверки. Группа REPO может попытаться применить санкции к членам семьи и близким партнерам, стремящимся содействовать таким договоренностям.

Недвижимость
Использование недвижимости для сохранения стоимости и извлечения выгоды из богатства. Исторически российские олигархи и представители элиты инвестировали в недвижимость по всему миру, и публично сообщалось, как многие из них пользуются своей недвижимостью.

После начала СВО наблюдается рост использования недвижимости в качестве средства хранения богатств олигархов. Некоторые из этих инвестиций и покупок могут свидетельствовать о деятельности по уклонению от санкций.

В частности, находящиеся под санкциями российские физические и юридические лица могут отмывать или пытаться отмыть и скрыть незаконные доходы, в том числе полученные в результате уклонения от санкций, путем приобретения недвижимости, часто скрываясь за посредниками, номинальными покупателями и/или непрозрачными корпоративными структурами, включая юридические лица или трасты.

Еще один признак, свидетельствующий об уклонении от санкций – это нетипичные сделки с недвижимостью. Такая активность повторяет известные схемы отмывания денег – покупка недвижимости ниже или выше ее рыночной стоимости, а также использование офшорных покупателей с потенциальными связями с Россией. Кроме того, возможность приобретения недвижимости россиянами, находящимися под санкциями, или их доверенными лицами может помочь в попытках “получить вид на жительство и/или гражданство” в стране, которая, возможно, воспринимается как страна с более низкими рисками незаконного финансирования. Гражданство/ВНЖ в такой стране обеспечивает социальную респектабельность и предоставляет немедленно доступное материальное благо, которое может вырасти в цене.

Использование сложных структур собственности для избежания идентификации
Отмыватели денег и другие лица, действующие вне правового поля, часто используют подставные компании или другие юридические лица и схемы, чтобы избежать обнаружения. FinCEN и REPO фактически приравнивают российские физические и юридические лица и их доверенные лица к таким нарушителям закона. Схемы, раскрытые компетентными органами в течение многих лет, показывают, как эти субъекты используют сложные структуры собственности, чтобы скрыть свои связи с определенными активами или организациями.

Уполномоченные лица могут скрыть свое участие в схемах уклонения от санкций и попытках спрятать свое богатство, используя комбинацию юридических лиц и юридических механизмов, таких как трасты, чтобы остаться незамеченными.

В частности, члены REPO обнаружили механизмы трастов, которые могли быть разработаны с целью воспрепятствовать применению санкций. Такие соглашения могут указывать на то, что все участники траста, включая юридические фирмы, грантодателей (также определяемых как протекторы), доверительных собственников, учредителей и бенефициаров, могут быть вовлечены в уклонение от санкций. В некоторых случаях попавшие под санкции российские физические и юридические лица и их доверенные лица могут привлекать к участию в таких юридических структурах родственников и близких лиц, чтобы еще больше скрыть свое право собственности или отношение к активам.

Нередко такие юридические лица и механизмы располагаются в юрисдикциях, являющихся налоговыми или корпоративными гаванями, что может обеспечивать определенную степень секретности для собственников активов и их доверенных лиц.

Кроме того, следует обратить внимание на операции, в которых участвуют подставные компании, зарегистрированные в традиционных налоговых гаванях, осуществляющие международные электронные переводы с использованием финансовых учреждений в юрисдикциях, отличных от регистрации компании (банкинг нерезидентов).


Использование доверенных лиц для избежания вовлеченности и использования экспертных знаний
Подпавшие под санкции российские физические и юридические лица могут пытаться избежать прямого участия в санкционной деятельности, используя определенных лиц ключевых профессий, включая тех, кто часто взаимодействует с международной финансовой системой. Эти доверенные лица могут использовать свою способность открывать банковские счета, отправлять и получать деньги, создавать корпоративные структуры.

Такие лица часто выполняют определенные функции от имени подсанкционного лица, чтобы обеспечить постоянный доступ к своим средствам. Они могут действовать в офшорных финансовых центрах, где широко распространено создание компаний. В число таких лиц могут входить юристы, бухгалтеры, а также поставщики услуг трастов и компаний.

Еще одним видом посредников, к которым могут прибегнуть лица, в отношении которых применяются санкции, является физическое или юридическое лицо, помогающее консолидировать инвестиции от состоятельных индивидуальных или институциональных инвесторов. Такие физические и юридические лица помогают “подавать” или объединять инвестиции для размещения в частном фонде, к которому инвесторы не могут получить доступ самостоятельно, поскольку не соответствуют требованиям по размеру активов или доходов, необходимых для инвестирования в частные фонды, не имеют отношений с консультантами частных фондов или хотят избежать раскрытия своей личности.

Использование юрисдикций третьих стран и ложной торговой информации для облегчения поставок чувствительных товаров в Россию
Санкции, экспортный контроль и ограничительные меры, введенные членами Целевой группы REPO, лишают российские предприятия доходов и препятствуют доступу к отдельным группам товаров, в том числе товарам двойного назначения, для поддержки военно-промышленного комплекса России.

Однако члены Целевой группы REPO отмечают, что некоторые российские конечные пользователи продолжают искать и, в некоторых случаях, получают доступ к чувствительным товарам.

Один из методов, используемых российскими конечными пользователями, заключается в указании в качестве конечного пункта назначения товара экспедиторской компании, часто расположенной в юрисдикции третьей стороны, в то время как на самом деле эти товары будут доставлены в конечный пункт назначения в России. Организации, содействующие проведению таких операций, зачастую не имеют никакого отношения к сделке и могут использовать известный перевалочный пункт.

Российские юридические и физические лица могут предоставлять поддельные документы, включая информацию о коносаменте и другие подтверждающие документы, такие как заведомо ложная информация о торговом финансировании, для обеспечения поставки товаров.

В рамках противодействия подобным схемам 8 мая 2022 г. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) по согласованию с Государственным департаментом США издало определение, запрещающее экспорт американскими лицами определенных услуг, включая услуги по созданию трастов и корпораций, любому лицу, находящемуся на территории Российской Федерации (Министерство финансов США, “Определение в соответствии с разделом 1(a)(ii) Указа 14071” (8 мая 2022 г.)).

Даже приведенный выше неполный список методов работы финансовой разведки США говорит о всеобъемлющем и системном подходе к решению задачи.

Использование предметов искусства для обхода санкций
По оценкам президента и совладельца глобальной платформы для проведения аукционных торгов Bidspirit доля выходцев из РФ на русских торгах крупнейших аукционных домов составляла около 40%.

Приобретение предметов искусства в качестве средства сохранения капитала вне российской юрисдикции всегда пользовалось популярностью среди российских олигархов. По этому направлению в поле зрения американских и европейских надзорных органов попадали Алексей и Дмитрий Ананьевы, Виктор Вексельберг, Братья Ротенберги, Петр Авен и другие известные личности.

С введением санкций ситуация кардинально поменялась. Ранее решение об инвестициях в предметы искусства с целью их вывоза и последующей продажи зарубежным музеям казалось вполне рабочим. Но сейчас арт-галереи отказываются покупать предметы искусства у выходцев из РФ, опасаясь вторичных санкций. Для продажи и официального получения денег на свой счет нужно подтвердить происхождение предмета и обозначить себя как владельца. Это не входит в планы олигархов и делает все усилия по вывозу раритетов из РФ напрасными. Причем ситуация создана искусственно. Через некоторое время, вероятно, появятся “уполномоченные REPO” арт-дилеры, которые возьмут на себя ответственность и тяжкий труд – вывести раритеты в англосаксонское правовое поле. Комиссия за подобные услуги естественно не будет разглашаться, но примерно может составить 30-40% оценочной стоимости и более.

Причем западные элиты совершенно не опасаются каких-либо ответных действий за такую экспроприацию активов олигархов со стороны властей РФ. Большинство олигархов, мягко скажем, создали свой капитал не совсем в правовом поле, на волне приватизации. И большая часть населения РФ считает ее итоги несправедливыми.

FinCEN Exchange – инструмент давления на частный сектор
FinCEN Exchange является одним из примеров многочисленных органов и программ по обмену информацией в США, включая обмен информацией между частным и государственным секторами. FinCEN Exchange – это добровольное государственно-частное партнерство FinCEN по обмену информацией между правоохранительными органами, органами национальной безопасности, финансовых институтов и других соответствующих организаций частного сектора, направленное на эффективную и действенную борьбу с отмыванием денег, финансированием терроризма, организованной преступностью и другими финансовыми преступлениями; защиты финансовой системы от незаконного использования.

В рамках укрепления национальной безопасности FinCEN регулярно проводит оперативные семинары, в которых принимают участие представители правоохранительных органов и ключевых финансовых институтов. Оперативная цель состоит в том, чтобы наладить двусторонний обмен информацией для создания ускоренного цикла обмена финансовыми данными

Ключевым словом в описании работы FinCEN Exchange является слово добровольное. И этот механизм позволяет использовать ресурсы частных компаний для мониторинга попыток обойти санкции.

FATF
Статус России в ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег – Financial Action Task Force, FATF) по итогам летнего заседания остался прежним, ее членство в группе все так же приостановлено.

Это позволяет сделать вывод о том, что англосаксонские элиты стараются соблюсти минимум формальностей чтобы сохранить единую систему финансового контроля в отношении стран. А работа против РФ концентрируется по линии финансовой разведки.

Реальная эффективность от работы REPO
Европол вскоре после начала СВО дал старт операции Oscar, целью которой является мониторинг денежных потоков российских олигархов и аффилированных лиц. К операции был привлечен Евроюст для оказания юридической помощи в разных юрисдикциях и обмену информацией. В целом, операция была успешной. Но нужно отметить, что все ресурсы Европола, ориентированные на борьбу с отмыванием денег, были направлены на поиск и конфискацию российских активов, которые во многих случаях даже не пытались спрятать.

Характерно, что шаблоном для Oscar была операция Sentinel, с помощью которой Европол безуспешно пытался остановить разворовывание европейского фонда по борьбе с COVID-19, составлявшего на момент начала операции около 60 млрд. евро.

Особенно комичная ситуация произошла в Италии. Яхты российских олигархов стали объектом санкций, но расходы на их содержание легли на итальянское государство. Это стало достоянием общественности, и вызывало бурю негодования в итальянских и европейских медиа.

В период с 16 марта 2022 года по 16 марта 2023 года члены REPO успешно заблокировали имущество и активы россиян, попавших под санкции, на сумму более $58 млрд. Почти половина этой суммы, около 21 млрд евро, связана с Европейским союзом, а судьба этих активов в США остается неопределенной. Примечательно, что наибольшую активность в замораживании российских активов проявили не США и Великобритания, а Бельгия, Люксембург, Австрия, Ирландия, Италия, Франция и Германия.

В настоящее время российские предприниматели, столкнувшиеся с ограничениями на распоряжение своей собственностью, пытаются оспорить эти санкции в судебном порядке. Исход их судебных баталий зависит от способности их законных представителей доказать в суде, что они не связаны с Кремлем. Но перспективы таких разбирательств очень туманны.


REPO как прообраз “большого брата” в мире финансов
В формате REPO прямо сейчас формируется орган международного финансового надзора, наделенный полномочиями конфискации активов независимо от юрисдикции. Обретает очертания международная финансовая разведка и полиция, которая будет действовать в интересах глобалистов – представителей ТНК.

В российских медиа регулярно появляются публикации о том, насколько неэффективны санкции. Да, они мало эффективны на рынках продовольствия, удобрений, энергоносителей, сырьевых товаров. Но в отношении суверенных активов, имущества и частной собственности (которая неожиданно перестала быть неприкосновенной) они действуют.

Ресурсы, которые задействуют даже очень состоятельные люди для обхода санкций, несопоставимы с ресурсами, которые выделяет FinCEN и государственные органы англосаксонского контура.

Речь идет не просто о поиске и блокировании проблемных активов. Сейчас создается система тотального мониторинга материальных средств. Она тестируется на российских гражданах, но впоследствии ее попытаются масштабировать на весь мир.

Создать эффективный инструмент противодействия этой системе внутри англосаксонского финансового контура крайне сложно. Хотя есть весьма успешные локальные кейсы – например, финансовая империя иранских прокси группировок. Но более надежным и эффективным способом противодействия системе тотального контроля представляется развитие своего параллельного финансового контура с дружественными странами.

Мы сейчас наблюдаем очередной этап перераспределения материальных благ от класса торговцев к аристократии. Если отбросить мишуру современных технологий, то станет очевидно, что класс современных аристократов, в ведении которого находятся системы контроля, оказывает давление на класс торговцев, которые накопили определённые материальные ресурсы на предыдущем этапе. И санкции – это лишь инструмент для оказания давления.

Rybar
Rybar

теги блога РАВ123321

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн