По оценкам NEFT Research, около 60 российских производителей угля, на которых приходится примерно 40% добычи в стране, убыточны.
Замедление темпов роста экономики Китая, сохранение тренда
на зеленый энергетический переход в развитых экономиках,
превышение предложения над спросом — все это сказалось на уровне цен. Российские угольщики после введения санкции лишились большинства привычных и маржинальных рынков.
По данным Росстата,
сальдированный убыток угольных компаний в январе—октябре 2024 года составил 84,8 млрд руб. против 403,2 млрд руб. прибыли годом ранее. По оценкам АКРА, за 2024 год совокупный убыток отрасли перевалил за 100 млрд руб.
В Кузбассе — главном угольном регионе страны —
добыча в 2024 году сократилась на 7,4%, до 198,4 млн тонн. Производство энергетического угля, в частности, упало на 9,5%, до 132 млн тонн, коксующегося — на 2,8%, до 66,4 млн тонн, сообщили в министерстве угольной промышленности региона.
По данным ЦЦИ,
цены на энергетический уголь калорийностью 6000 ккал на базисе FOB Дальний Восток, сократившись почти на 30% с начала 2023 года,
первые десять месяцев 2024 года находились на уровне $100 за тонну.
В ноябре—декабре индекс снова начал снижаться, несмотря на зимний период.
К середине января 2025 года цены стабилизировались
на $87 за тонну, приводит данные директор ЦЦИ Евгений Грачев.
По данным NEFT Research,
экспорт коксующегося угля глубоко убыточен последние полтора года при поставках через порты северо-запада и юга и убыточен весь 2024 год при отправках через Дальний Восток. На мировой спрос на коксующийся уголь влияют
проблемы в секторе недвижимости Китая, сдерживающие спрос на сталь, возвращение Австралии на китайский рынок и рост дисконта на российский уголь, указывают аналитики.
Руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов говорит, что
у большинства крупных производителей себестоимость добычи угля находится на уровне 2,5–2,7 тыс. руб. на тонну на открытых месторождениях и 3,2–3,5 тыс. руб. на тонну при подземной добыче.
Логистика по железной дороге составляет около 4,8–4,9 тыс. руб. за тонну с учетом индексации тарифов с начала года,
перевалка в порту Дальнего Востока — 1,8–1,9 тыс. руб. за тонну, добавляет аналитик.
На южном и северо-западном, добавляет он, ситуация еще более критическая. При цене $68 за тонну энергетического угля сопоставимой марки экспортеры работают в минус при отсутствии собственных вагонов и терминалов, продолжает эксперт.
В России, по оценкам АКРА, сегодня потребляется около 45% добываемых энергетических углей. Но потенциал внутреннего рынка для угольщиков ограничен.
С точки зрения массы уголь занимает 28% в погрузке и 40% в грузообороте ОАО РЖД, однако относительно других грузов уголь низкодоходный. Доходная ставка, по данным ИЭРТ, при экспорте на восток — в 1,6 раза ниже, чем в среднем по всем грузам.
Монополия давно предлагает сократить перевозки угля в восточном направлении, чтобы увеличить долю высокодоходных грузов.
www.kommersant.ru/doc/7462586