Новости рынков
— Ритейл в классическом формате существует с Римской империи, и за века в нем ничего особенно не поменялось. Основные критерии и требования к магазинам — месторасположение, локация, ассортимент, цена и сервис. Но кардинальный рывок, который произошел за последние пять-десять лет, говорит о том, что это отрасль, которая очень сильно меняется. Во-первых, одна из специфических особенностей ритейла — очень высокая конкуренция. Это, безусловно, хорошо для покупателя. Например, еще 10–15 лет назад никто не думал об онлайн-доставке. Сегодня это стало неотъемлемой частью жизни.
Еще один мировой тренд — и тренд в России — когда люди приходят в магазины не для того, чтобы купить продукты и что-то приготовить, а за готовой едой. Продажи упакованной готовой еды сегодня растут в разы быстрее, чем HoReCa. Сегодня, по сути, есть два основных тренда: рост и проникновение готовой еды, а также онлайн-доставка. Эти два основных сегмента больше всего развиваются и, безусловно, влияют на то, как мы организовываем бизнес, — рассказал Шехтерман.
По его словам, если раньше клиенты ходили в магазин, чтобы приобрести товары, то сегодня появились онлайн-доставка, маркетплейсы. Фактически все компании, которые работают в нашем сегменте, либо через агрегаторы, либо самостоятельно оказывают эту услугу. И если десять лет назад проникновение онлайн-доставки составляло около 1–2%, то сегодня это, если говорить про продукты питания, порядка 5–6%. Ожидается, что к 2028 году проникновение онлайн-доставки еды составит не менее 15%. Но при этом здесь есть и ограничивающие факторы — прежде всего наличие курьеров, которых не становится больше, соответственно, растет их стоимость, что, безусловно, сказывается на стоимости доставки.
— Перед нами стоит амбициозная задача: после 2025 года мы даже с учетом нашего роста бизнеса не хотим прирастать по численности. И здесь только один способ решения задачи — автоматизация, роботизация, внедрение во все процессы ИИ там, где мы сможем сократить количество людей либо повысить производительность труда. Прогнозы по автоматизации давать сложно. Если, например, говорить про склады, то у нас более 50 больших РЦ, на каждом из которых работает около 700 человек. Мы понимаем, что на существующих РЦ за счет автоматизации и роботизации процессов мы можем сократить количество людей от 20% до 30%. На тех РЦ, стройку которых мы начинаем, ставим более амбициозную задачу — сократить число сотрудников до 40%, — отметил Игорь Шехтерман
Компания собирается активно увеличивать штат специалистов ИТ — основной наем идет именно в этом направлении. Но если в целом говорить о компании, у нас около 250 специальностей. Это строители, водители, логисты, кассиры и директора магазинов, сотрудники офиса и так далее. Автоматизация сократит число людей задействованных в бэк-офисе, логистике, бухгалтерии, юридической службе, трансакционных операциях, а также логистике, операциях в магазинах, транспорте, маршрутизация.
Один из вызовов, с которым столкнется онлайн-доставка,— это стоимость и отсутствие курьеров. Х5 вместе с «Яндексом» «пилотируют» беспилотные роверы. Рассчитывают начать каскадировать со следующего года.
Давно пора это направление ускорять.