Как выглядит макроэкономическая ситуация России в ближайшей перспективе и какие преференции получат предприниматели для ведения бизнеса на территории Крыма, нам рассказал глава министерства экономического развития Алексей Улюкаев.
Состояние российской экономики обсуждали на Биржевом форуме в Москве. Много внимания уделяли возможным санкциям со стороны стран Запада. По мнению министра экономического развития Алексея Улюкаева, все может ограничиться словесными интервенциями.
Алексей Валентинович, сейчас увеличивается рост товарооборота с азиатскими странами, и что уже созданы торговые платформы российско-корейские и китайско-японские. Как сейчас оценивают азиатские партнеры инвестпривлекательность российского рынка?
Вы знаете, оценивают достаточно высоко. Действительно, и товарооборот растет, и инвестиции растут. Недавно был и в Корее, наша бизнес-миссия была в Индонезии, Малайзии, Сингапуре. И в Токио прошел большой форум, больше трехсот российских и порядка 500 японских участников. Были заключены интересные соглашения, в том числе в области страхования инвестиций.
Действительно, созданы российско-китайские, российско-корейские и российско-японские инвестиционные платформы. Уже ряд проектов реализуется, в том числе проекты на Дальнем Востоке, готовятся инфраструктурные проекты в области дорожного строительства, в частности. И интерес очень большой. Я, откровенно говоря, даже не ожидал такого всплеска интереса азиатских инвесторов к нашим проектам.
А если говорить в связи с санкциями со стороны ЕЭС и США в адрес России, ожидает ли министерство экономического развития снижение потока прямых иностранных инвестиций?
В основном портфель инвестиционный сформирован. Но, наверное, для компаний будет трудно менять эти решения. Мы хотели бы помочь продолжить формирование инвестиционных проектов. Для этого мы готовы предоставлять максимально большую поддержку инвесторам в части упрощения процедур, снижения административных барьеров, упрощения в получении земельных участков, подключения к сетям распределительным, проблемам регистрации, гарантий по финансированию инфраструктуры и так далее. Мы будем развивать специальные промышленные парки, специальные территориальные инновационные кластеры, особые экономические зоны, для того чтобы инвесторы чувствовали себя комфортно.
Продолжим тему санкций. Ожидает ли министерство экономического развития какого-то ужесточения санкций, и готово ли ведомство к ним?
Мы все-таки надеемся, рассчитываем на то, что санкции не будут в материальную плоскость, что они останутся примерно в той плоскости, больше точечных каких-то таких процедур, какие они сейчас. В целом, безусловно, мы должны быть готовы и к иным режимам. Мы готовы к тому, чтобы при необходимости повысить капитализацию российских банков и тем заместить возможные кредитные линии с глобальных рынков на внутренний кредитный ресурс.
Мы готовы с упрощением системы гарантий бюджетных, которые позволили бы принимать дополнительные риски банковской системы, увеличивать объемы кредитования. Мы готовы с точки зрения ликвидности банковской системы. Мы сейчас дополнительно прорабатываем новые проекты, которые могут финансироваться из Фонда национального благосостояния.
Семь проектов уже практически готовы, и мы сейчас ускорим процедуры. И думаю, что уже в скором времени пойдет финансирование этих проектов. Кроме того, у нас есть специальные механизмы, предусмотренные законодательством, скажем, возможности капитализации банков за счет выпуска специальных ценных бумаг государственных. Я не думаю, что нам придется прибегать к таким механизмам, но они есть как дополнительная мера подстраховки.
На ваш взгляд, может ли отток капитала по итогам этого года достигнуть 100 млрд долларов?
Скорее всего, у нас I квартал отток капитала будет сопоставим с годовым оттоком прошлого года, то есть порядка 60 миллиардов долларов. Затем очень много будет зависеть от того, что изменится ли в целом глобальная обстановка или нет. Если она сохранится действительно, величина оттока может превысить и составит 100 миллиардов или даже больше, а это очень чувствительно с точки зрения экономического роста.
В этом случае экономический рост может оказаться меньше чем 1%. Для этого мы, конечно же, предусматриваем дополнительные меры, в том числе и меры, связанные с инновационными программами естественных монополий, с государственными капиталовложениями, а также создание дополнительных комфортных условий для частного бизнеса и реализации инфраструктурных проектов через Фонд национального благосостояния.
Всемирный банк подготовил шоковый сценарий с падением ВВП России, и в случае его реализации Россию ждет рецессия. ВВП в этом году снизится на 1,8%. Как вы оцениваете такие прогнозы? И не изменились ли прогнозы вашего ведомства?
Это рассматривается как стресс-тестирование. Нужно посмотреть, насколько устойчива наша система бюджетная, банковская, система обслуживания долга и так далее, таким максимально высоким шоком. Я не думаю, что такой сценарий является реалистичным. Но на всякий случай, конечно, рассматривать его тоже надо.
В ходе своего выступления в Совете Федерации Игорь Шувалов отметил, что сейчас рейтинговые агентства американские дали отрицательную оценку России. Считаете ли вы, что, вообще, необходима альтернатива западным агентствам уже существующему, можно сказать, «большой тройки»?
В Европе, кстати говоря, тоже принята нормативная база для создания европейского рейтингового агентства. Дело в том, что «большая тройка», которые обычно называются международными, они как бы самоназванные международные агентства. Так, вообще-то, американские агентства, они прошли определенный путь развития, и для инвесторов удобно пользоваться этими. Мы не можем заставить инвесторов уйти от одного рейтингования к другому. Но мы должны найти ему альтернативу. Инвестор сам решит, чем ему лучше пользоваться.
На ваш взгляд, каковы пути деофшоризации?
Вы знаете, я-то считаю, что в плане деофшоризации мы должны скорее использовать пряник, нежели кнут, то есть создавать максимально комфортные условия для возвращения репатриации наших капиталов, наши инвестиции в Россию и обеспечивать ее защищенность, обеспечивать гарантии контрактного права, исполнение, защиты собственности, исполнения обязательств и так далее.
Но вот интересный сейчас поворот. Мы сейчас готовим проект закона об особой экономической зоне в Автономной Республике Крым и Севастополе, который дает очень хорошие условия для ведения бизнеса с точки зрения и налоговых обязательств, и таможенных процедур, и инфраструктуры, и так далее.
Мне кажется, замечательные благоприятные условия, которые могут быть привлекательными, в том числе и для тех бизнесов, которые сейчас зарегистрированы в офшорных зонах, с тем чтобы они могли регистрироваться в Крыму и тем улучшать свои условия для ведения бизнеса и увеличивать в целом инвестиционную ситуацию в стране.
Беседу провела корреспондент ТК «Россия-24» Александра Суворова.
www.vestifinance.ru/articles/41165