Новости рынков

Новости рынков | Смогут ли Россия и Китай создать независимое рейтинговое агентство?

Россия и Китай заявили о создании совместного рейтингового агентства, деятельность которого не будет зависеть от политики. Стоит ли опасаться конкуренции мировым рейтинговым агентствам?
В начале июня российский министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия и Китай договорились о создании совместного рейтингового агентства. Как сообщает РБК, речь идет о развитии проекта Universal Credit Ratings Group, созданного «Русрейтингом», китайским Dagong Global Credit Rating Co и американским Egan-Jones Ratings. По словам министра, первое время агентство будет оценивать инвестиционные проекты в рамках китайско-российского сотрудничества. А в перспективе должно выйти на международный уровень.
Силуанов подчеркнул, что Россия и Китай стремятся к тому, чтобы агентство в своих оценках было вне политики. Он полагает, что ведущие мировые рейтинговые агентства: Standard & Poors, Moody's и Fitch не могут не считаться с мнением своих заказчиков, а многие рейтинги в настоящее время составлены не без политического влияния. «Мы хотим, чтобы рейтинги были вне политики», — заявил российский министр финансов. Для многих эти слова прозвучали как призыв к борьбе, обращенный к Западу.

По замыслу обеих сторон новое китайско-российское рейтинговое агентство должно стать альтернативой трем крупнейшим рейтинговым агентствам, которые находятся в США, и давать беспристрастную оценку экономических субъектов. Однако эксперты сомневаются в том, что именно эта структура может гарантировать большую прозрачность при составлении рейтингов.
Символический жест
По мнению профессора экономики из Бремена Рудольфа Хиккеля (Rudolf Hickel), такой совместный проект России и Китая не имеет смысла. Он считает, что данная инициатива — своего рода реакция на все более тесное сотрудничество Европы и США, которые сейчас ведут переговоры о зоне свободной торговли.
Как отмечает профессор, в последнее время все больше признаков того, что Россия и Китай сотрудничают все теснее. Последним доказательством углубления связей является соглашение о поставках в КНР российского газа, подписанное в ходе визита в Китай российского президента Владимира Путина. А проект рейтингового агентства — это «символический акт для экономического сотрудничества, но, правда, в маргинальной сфере». «Эту совместную инициативу невозможно воспринимать всерьез», — говорит Хиккель. Он подчеркивает, что для укрепления торговых связей между КНР и РФ есть гораздо более важные проекты, нежели создание рейтингового агентства. Но то, что об этом так гордо и громко заявляют, может быть свидетельством того, что Москва и Пекин не могут договориться по стратегическим вопросам, полагает немецкий эксперт.
Ценность рейтингового агентства зависит напрямую от того, удастся ли завоевать доверие клиентов, убедив их в объективности оценок. Но вот здесь и может возникнуть ряд вопросов: что общего у двух государств с совершенно разными по своей сути экономиками, что заставляет их говорить о создании совместного рейтингового агентства? Может быть, неприязнь к Западу? Сама по себе глубоко политизированная история создания российско-китайского проекта может существенно навредить деятельности агентства еще до опубликования первого рейтинга, полагает немецкий эксперт. Кроме того, Москва сейчас страдает от оценок именитых рейтинговых агентств, согласно которым российские гособлигации были понижены до «мусорного» уровня.
Независимость как высшая ценность
Однако скепсис в отношении нового участника в международной системе рейтинговых агентств велик не только на Западе. Российский финансовый эксперт Игорь Николаев считает, что «потребуется достаточно много времени для того, чтобы новое агентство вызывало к себе доверие на международном уровне». Многие в России сомневаются и в том, что союз «Русрейтинга» и Dagong будет органичным.
«Если действительно речь идет о создании совместного предприятия, то получится странная конфигурация с учетом масштаба агентств. Китайское агентство не просто в разы, а в тысячу раз больше „Русрейтинга“, отмечает заместитель гендиректора „Эксперт РА“ Павел Самиев в интервью РБК. „Оно уже является агентством мирового уровня, а “Русрейтинг» занимает только 3 процента российского рынка", — говорит Самиев.
По его словам, пока непонятно, каким будет паритет в этом совместном предприятии и механизм принятия бизнес-решений. Переговоры агентства «Русрейтинг» и Dagong по определению долей в проекте запланированы на июнь 2014 года. Какова будет роль американского Egan-Jones Ratings в российско-китайском партнерстве, пока тоже неясно.
Судя по всему, в скорейшей реализации проекта больше заинтересована Москва, чем Пекин. Ведь более 20 лет назад в КНР было открыто рейтинговое агентство Dagong Global Credit. Оно было основано по настоянию Народного банка Китая и сумело завоевать международное реноме. По мнению эксперта Рудольфа Хиккеля, который настаивает на большей конкуренции между рейтинговыми агентствами, уже сейчас понятно одно: у политического российско-китайского проекта нет большого будущего.
Больше регулирования вместо жесткой конкуренции
Рудольф Хиккель тот, кто одним из первых начал критиковать работу американских рейтинговых агентств. Он убежден в том, что агентства, которые позитивно оценивали неликвидные бумаги, несут ответственность за финансовый кризис. В этой связи чрезвычайно важным Хиккель считает вопрос реформирования рейтинговых агентств, а не их число. «Нам нужны механизмы общего регулирования всех существующих в мире рейтинговых агентств», — говорит Хиккель. И это не в последнюю очередь касается именитых американских рейтинговых агентств, если речь идет о конфликте интересов.
Эксперты снова и снова требуют более жесткой конкурентной борьбы в этой сфере. В конечном итоге и страны ЕС, столкнувшись с кризисом, задумались о создании собственного рейтингового агентства. Но пока результатов это не принесло.

bin.ua/news/foreign/world/157493-smogut-li-rossii-i-kitaj-sozdat-nezavisimoe.html 

теги блога Павел Десятниченко

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн