Может ли появиться «убийца» таких рейтинговых агентств, как S&P, Moody’s и Fitch? Вполне возможно, но для этого потребуется время. И первые претенденты уже появились.
Credit Benchmark, лондонский стартап, в среду завершил привлечение венчурного финансирования на $7 млн во главе с Index Ventures. Эти средства необходимы для первоначальной экспансии на информационный рынок кредитных рисков, объем которого составляет $6 млрд.
Доводы в пользу Credit Benchmark удивительно простые. Все важные компании на финансовом рынке – будь то банки, брокеры и другие – оценивают риск друг друга в качестве контрагентов. Они оценивают друг друга на постоянной основе.
И когда дело доходит до крупнейших банков, эти данные представляют собой чрезвычайно важные данные о качестве кредитного риска, который оценивается всеми участниками рынка, с использование моделей, подтвержденных регуляторами.
Так почему бы не собрать всю эту информацию, сделать ее анонимной, а затем обобщить ее и делать отдельные динамические кредитные рейтинги на основе консенсуса?
На информацию Credit Benchmark уже подписались 12 крупных банков для обмена информацией, и это доказывает эффективность концепции. Хотя названия этих банков остаются неизвестными.
Основателями компании являются Марк Фолкнер и Донал Смит, ранее работавшие в Data Explorers, которая сейчас является часть информационной группы Markit. Data Explorers использовала аналогичный подход совместного использования данных для мониторинга заимствования в форме ценных бумаг.
Компания теперь будет «рейтинговать» всех, от государственных компаний до частных корпораций. Сводные общие данные будут доступны бесплатно, а более глубокая информация — только ограниченному числу банков.
Данные по новым классам активов, другим регионам, видам учреждений и т. п. могут появиться очень быстро, так как это просто вопрос наличия технической инфраструктуры, которая уже существует внутри банков.
Боятся ли этого S&P, Moody’s и Fitch? Пока, видимо, нет. Но дискуссии о раскрытии традиционной рейтинговой информации, наряду со свежей информацией контрагента, уже идут.
О том, что время традиционной тройки рейтинговых агентств подходит к концу, говорят уже давно. Появляются национальные агентства, но пока они слишком слабы, чтобы составить реальную конкуренцию.
При этом мировой финансовой кризис обнажил проблемы рейтингов, и S&P, Moody’s и Fitch не критиковал только ленивый. И критика была вполне обоснована.
Оказалось, что рейтинговые агентства знали о проблемах задолго до кризиса, но аналитики S&P, Moody’s и Fitch вынуждены были говорить о высоком качестве инструментов, для того чтобы вести прибыльный бизнес и выиграть в гонке на выживание.
www.vestifinance.ru/articles/44810