Похоже, санкции в отношении российских промышленников, могут подтолкнуть правительство к принятию мер, на которые оно ранее не решалось. Радикальное снижение процентов по кредитам через фонды проектного финансирования и другие механизмы позволят активизировать создание новых производств для импортозамещения.
Готовятся предложения и по снижению экспортных пошлин и повышению импортных, что минимизирует потери экономики от ограничения доступа российского бизнеса на международные рынки.
Российские компании из-за санкций лишились доступа к дешевым кредитам банков Европы и США5, промпредприятия оказались еще и в заложниках ввиду ограничения поставок (отчасти импортных, отчасти экспортных) некоторых видов оборудования и технологий. Угроза введения более жестких санкций против России может вовсе поставить отечественную промышленность на грань выживания. Поэтому вполне закономерно, что очередное заседание Госсовета было посвящено развитию российского бизнеса, мерам повышения конкурентоспособности предприятий на мировом рынке в условиях членства России в ВТО и импортозамещению. «Что для этого нужно, мы и должны обсудить» — сформулировал повестку дня президент Владимир Путин.
Использовать внутренний рынок
В России уже немало сделано для поддержки промышленности: действуют механизмы государственно-частного партнерства, созданы налоговые стимулы для открытия новых производств, есть широкие механизмы поддержки малого и среднего бизнеса, готовятся и новые инструменты развития, усовершенствована нормативная база. То есть базовые институты развития пусть не в полной мере, но созданы.
Присоединение России в 2012 году к ВТО резко повысило планку требований к национальной конкурентоспособности, однако далеко не все предприятия до нее доросли, поэтому введение санкций для многих уже оказалось серьезным ударом.
«Введенные против нашей страны ограничения — это не что иное, как отказ от базовых принципов ВТО некоторыми нашими партнерами. Нарушается принцип равенства условий доступа всех стран — участников экономической деятельности к рынкам товаров и услуг, игнорируется режим наибольшего благоприятствования в торговле и принцип справедливой и свободной конкуренции», — отметил Владимир Путин.
С другой стороны, именно этот шок и стимулирует власть и бизнес совместно искать новые точки роста.
«Наша главная цель — использовать одно из важных конкурентных преимуществ России — емкий внутренний рынок, заполнить его качественными товарами, которые производят реальные секторы отечественной экономики, разумеется, сохраняя стабильность и сбалансированность внутри рынка, экономики в целом, думая, разумеется, и об интересах потребителей, об этом мы никогда не должны забывать, — обозначил задачу президент. — По сути, речь идет о формировании такой экономической политики, такой стратегии, при которой все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть ориентированы на развитие реального сектора».
Не скатиться к изоляции
За последние годы в России кратно увеличилось производство продукции нефтехимии и изделий из пластмассы, заметно выросли объемы выпуска автокомпонентов, отдельных видов строительных и других материалов. На мировом рынке вооружений востребована продукция российского ОПК, в сфере высоких технологий наша страна занимает прочные позиции по экспорту ядерных реакторов и технологий, радиолокационной и навигационной аппаратуры. Устойчив и объем поставок на внешний рынок российских тяжелых грузовиков, авиационной техники, железнодорожной и космической.
«Хочу обратить внимание на любопытный аспект — санкции обращены именно на те секторы российской экономики, которые занимают внушительные позиции на мировых рынках: газовая промышленность, нефтяная, химическая и нефтехимическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, а также финансовая и банковская индустрия, — отметил министр экономического развития
Алексей Улюкаев. — Думаю, что специальные меры поддержки, специальные меры обеспечения конкурентоспособности должны быть больше всего сосредоточены именно на этих секторах — мы не должны быть обороняющейся стороной, но наступательной».
По мнению Улюкаева, импортозамещение в России не должно сводиться к поддержке «вчерашних технологий» и консервации отставания. Ориентироваться следует на государственную поддержку критически важных технологий — электронных компонентов, станкостроения, оборудования для нефтегазового комплекса, нефтехимии.
«Если мы обеспечим эти позиции, значит, мы сбережем огромные объемы национального внутреннего продукта», — сказал министр.
С ним полностью согласен академик
Евгений Примаков, который уверен, что импортозамещение не должно сводиться к изоляционизму России.
«Сердцевиной импортозамещения должны быть наука и технологии, полностью согласен, — говорит Евгений Примаков. — Но настораживает, что госпрограммы по этим направлениям не скорректированы даже с учетом нынешних реалий, санкций. А от этого зависит обороноспособность нашей страны. Еще больше настораживает, что основным исполнителем этих госпрограмм является Минобрнауки, что не укладывается в рамки здравого смысла».
Евгений Примаков раскритиковал и недавнее постановление правительства, согласно которому при закупках госкомпании и госорганы могут заказывать импортную технику лишь в том случае, если ей нет аналогов в странах таможенного Союза.
«Тем самым мы ограничиваем свои же возможности, закупая неэффективную дорогую технику — бульдозеры, экскаваторы и прочее, снижаем эффективность и конкурентоспособность предприятий1. Сосредоточиться следует на тех отраслях, где мы в самом деле можем обеспечить прорыв, а не догоняющее развитие», — рекомендовал Евгений Примаков.
Кредиты под 3 процента годовых
По мнению губернатора Белгородской области и руководителя рабочей группы Госсовета
Евгения Савченко, для эффективного импортозамещения нам придется изменить экономическое поведение.
«Мы должны отказаться от укоренившегося в нашем сознании еще с 90-х годов мифа, что мы не можем себя накормить, одеть, обуть, обеспечить товарами длительного пользования и так далее. Импорт продовольствия, изделий легкой, химической промышленности, обуви, бытовых товаров не уменьшается, а растет, — говорит Евгений Савченко. — Однако реальная экономическая практика последних лет показывает, что отечественные предприниматели зачастую с иностранными партнерами при минимальной государственной поддержке способны реализовать программу импортозамещения, создав сотни тысяч новых рабочих мест во многих отраслях экономики».
По расчетам рабочей группы Госсовета, объем замещения должен составить не менее четырех триллионов рублей, сроки реализации — два, максимум три года. При этом будет создано не менее миллиона рабочих мест, а дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят порядка 500 миллиардов рублей.
«Таким образом, реализовав программу импортозамещения, мы совершим экономический рывок, на который ранее потребовались бы многие годы. Главное, не пойти на попятное решение», — заявил Евгений Савченко.
Для достижения этих целей рабочая группа Госсовета рекомендует правительству сопроводить программу импортозамещения принципиально новыми механизмами господдержки. А именно: доступ к инвестиционным ресурсам под 3-4 процента годовых. Второе — проектное финансирование новых производств с долей участия инициатора проекта не более 15 процентов от стоимости самого проекта. Сам проект при этом должен стать предметом залога. В нынешнем виде создаваемый Фонд проектного финансирования предлагает намного большую долю участия инвестора по сравнению с государственной.
«Утверждение о том, что у нас дорогие деньги, потому что высокая инфляция, не соответствует элементарной экономической логике, все с точностью наоборот, — говорит Евгений Савченко. — Рост инфляциигенерируют кредитные учреждения1 высокой процентной ставкой2. Если в ближайшее время учетная ставка Центрального банка станет примерно такой же, как у западных финансовых регуляторов, то инфляция снизится до 2-3 процентов в год, а экономика начнет набирать обороты при условии, конечно, заслона перетоку денег в спекулятивный оборот».
Банки подключат к проектному финансированию
За снижение процентной ставки по кредитам, в том числе ключевой, бизнес-объединения бьются уже много лет. Главным оппонентом являются Минфин и Центробанк, которые считают, что экономика получит урон, если вливать в нее дешевые деньги.
Глава Минэкономразвития, которое в этом вопросе традиционно стоит на стороне бизнеса, сообщил, что уже готовится ряд предложений по этому поводу.
В частности, особые условия проектного финансирования, о которых давно говорит бизнес и экономисты, действительно позволит сочетать интересы банкиров и предпринимателей. Но до сих пор дело не двигалось, поскольку длинные проекты сроком 10-15 лет банкиры считают высокорискованными, а залоговой базы под них как правило не хватает.
«Чтобы нивелировать эти негативные аспекты, мы постарались выработать систему, при которой сочетаются, с одной стороны, качественный отбор инвестиционных проектов с использованием современной финансовой экспертизы и с использованием механизма приоритезации этих проектов, — говорит Алексей Улюкаев. — С другой стороны, обеспечение наиболее комфортных условий рефинансирования. Облигации, выпускаемые для обеспечения этих проектов, сами по себе кредитные требования, по которым банки готовы кредитовать конечного заемщика по этим проектам, являются объектом залога России на условиях кредита для конечного заемщика по рефинансированию не выше, чем ключевая процентная ставка, плюс 1 процент».
При этом сами банки будут фондироваться в Банке России на условиях ключевой процентной ставки минус 1 процент. Это, конечно, не 3-4 процента, о которых мечтает бизнес, но тем не менее, по расчетам Минэкономразвития, создаваемая таким об разом маржа в 200 базисных пунктов будет комфортна для банков. А конечные заемщики получат условия, которые позволят реализовать больше инвестиционных проектов.
«Чтобы обеспечить сбалансированность этой схемы, предполагается участие федерального бюджета как инстанции, предоставляющей специальные бюджетные гарантии, — говорит Алексей Улюкаев. — Эти бюджетные гарантии будут распространяться примерно на 25 процентов всего объема выданных кредитных средств. Конечно, важно определить лимиты по таким системам проектного финансирования. Здесь мы совместно с Банком России будем постепенно их увеличивать».
Сходные схемы распространяются на условиях кредитования в области проектов в оборонно-промышленном комплексе, в области механизмов ипотечного кредитования и поддержки малого и среднего предпринимательства.
В свою очередь министр торговли и промышленности
Денис Мантуровсообщил, что уже к концу года будет капитализирован фонд поддержки промышленности. Если проектное финансирование касается новых инвестпроектов, то здесь речь идет в основном о поддержки расширения действующих производств.
«Чтобы выпускать то, чего у нас нет, нужны дополнительные мощности, — заявил Денис Мантуров. — И главными флагманами здесь могут стать предприятия, уже доказавшие свою эффективность».
По его словам, уже сейчас в Госдуме рассматривается законопроект по фонду поддержки промышленности. За счет него, в частности, субсидировать НИОКРы крупных предприятий и научных центров.
Алексей Улюкаев считает, что снижение процентной ставки будет затруднительно без использования средств Фонда национального благосостояния.
«Если речь идет о крупных проектах, важных для экономики, использование средств ФНБ, которые предоставляются по весьма льготной ставке: инфляция плюс один процент, позволяют снизить общую ставку в целом по кредиту и позволяют сохранить, с одной стороны, условия, приемлемые для инвестора, но не губить проект завышенной ставкой», — заявил министр.
Наконец, важно также снижать издержки в банковском секторе, а именно — стоимость пассивов для них.
«Это непосредственно связано с уровнем инфляции, поэтому та работа, которую мы проводим совместно с Банком России по контролю инфляции, является в этом смысле мощным источником снижения цены кредита для конечного заемщика», — говорит Алексей Улюкаев.
Чем поддержать экспорт
Попытки Евросоюза беспошлинно ввозить в Россию свои товары за счет заключения соглашения с Украиной — не что иное как попытка обойти нормы ВТО со стороны ЕС1, — считают в правительстве. На этом фоне поддержка российского экспорта, прежде всего, не сырьевого, тоже становится задачей государственной важности.
«Для этого предлагается задействовать такой механизм, как экспортные кредиты, субсидирование процентных ставок, страхование предпринимательских и политических рисков, предоставление государственных кредитов и гарантий», — сообщил Алексей Улюкаев.
Сейчас Внешэкономбанк предоставляет экспортерам кредит под 7 процентов годовых, поэтому именно субсидирование процентной ставки и удешевление страхового покрытия создаст лучшие условия для наших предприятий. Таким образом правительство намерено конкурировать с западными финансовыми агентствами, которые предоставляют кредитный ресурс для экспорта по уровню 1,5-2 процента годовых.
«Несмотря на очень острую бюджетную ситуацию, мы смогли найти в рамках бюджета на ближайшую трехлетку средства на обеспечение субсидирования процентной ставки в области экспортного кредитования на сумму по 10 миллиардов рублей в каждый из годов, — сообщил Алексей Улюкаев.
— Мы делаем большую ставку на создание центра гарантийной, страховой и кредитной поддержки экспорта на базе двух имеющихся наших агентств — ЭКСАР и Росэксимбанка, и точно так же смогли предусмотреть дополнительные средства на капитализацию этой организации в суммах 10, 20 и 30 миллиардов соответственно за 2015-й, 2016-й, 2017 годы».
Евгений Савченко в свою очередь предложил принять комплекс мер по увеличению доли отечественных товаров в структуре товарных ресурсов. В их числе — повышение таможенных пошлин на товары. По его расчетам, эта мера даст почти семь триллионов рублей, которые все, за исключением торговой наценки, пойдут в реальную экономику.
С таким предложением полностью согласен Минпромторг:
«Мы должны будем пересмотреть таможенно-тарифное регулирование. Сейчас рассматривается вопрос об увеличении ставок ввозных пошлин по ряду позиций товарной номенклатуры до уровня связывания в рамках ВТО», — сказал Денис Мантуров.
Министр отметил, что при этом прорабатывается возможность и снижения пошлин на отдельные виды сырья и комплектующих, необходимых для выпуска финальных образцов промышленной продукции.
Но поскольку этим меры лежат в плоскости правовых основ ВТО, без внешней политики здесь не обойтись.
«Наша страна имеет право с 1 января следующего года инициировать переговоры по изменению своих тарифных обязательств в рамках ВТО. Хотелось бы получить в этой части вашу поддержку», — обратился Денис Мантуров к президенту. — Мы не должны пропустить возможности, создаваемые санкциями. Лояльность покупателей к отечественной продукции растет по всей номенклатуре. Это мы учли при разработке плана и сценариев. Понимая, что внешних средств в бюджете нет, за базовый вариант мы приняли внутреннее финансирование".
По его словам, для поисков дополнительных финансов будут пересмотрены некоторые госпрограммы. Кроме того, попавшие под санкции экспортные товары будут учтены при расширении перечня товаров, которым при госзакупках будет отдаваться приоритет.
Локализация потребует льготного лизинга
Заменить выпадающий импорт можно и за счет применения антидемпинговых компенсационных пошлин, — считает председатель совета директоров Трубной Металлургической Компании и Группы «Синара»
Дмитрий Пумпянский. Это, по его словам, позволит бороться с недобросовестной конкуренцией некоторых предприятий Таможенного союза. В частности, можно ввести норму, по которой при госзакупках должны в первую очередь учитываться национальные технические стандарты, а потом уже те, более либеральные, что допускаются в рамках Таможенного союза.
По мнению Пумпянского, обезопасить отечественные предприятия от ограничения поставок из ЕС и США продукции двойного назначения позволит и локализация производств.
«В стране созданы отрасли, которые позволяют исключить импорт и продавать продукцию на экспорт, — приводит пример предприниматель. — В последние годы было вложено 60 млрд рублей в трубную промышленность, создано 6 тысяч рабочих мест в шести регионах. Они производят все виды труб, включая для подводной добычи газа».
Кроме того, к производимым заводом «Уральские локомотивы» с помощью локализованных зарубежных смежников машинам проявляют интерес многие страны. У его же проекта производства поездов «Ласточка» жесткие требования по локализации выпуска комплектующих. Вскоре он до 80% будет укомплектован произведенными в России по западным технологиям комплектующими. Впервые к такому предприятию будет применен особый налоговый режим. Такой опыт можно тиражировать на другие масштабные локальные производства. Но локализованное тяжелое машиностроение, по мнению Пумпянского, следует поддерживать путем субсидирования государством лизинговых схем.
В завершение заседания госсовета Владимир Путин сообщил, что все прозвучавшие предложения достойны внимания, часть из них уже достаточно проработана, а часть предстоит правительству детализировать совместно с деловыми профессиональными и научным сообществом.
www.dal.by/news/4/21-09-14-3/
Помню, когда он сказанул, что в тюрьмах надо освобождать места для экономических преступников, как всё ворьё забегало. ))
«Добро надо сеять, а зло сажать»
«Хочу обратить внимание на любопытный аспект — санкции обращены именно на те секторы российской экономики, которые занимают внушительные позиции на мировых рынках: газовая промышленность, нефтяная, химическая и нефтехимическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, а также финансовая и банковская индустрия, — отметил министр экономического развития Алексей Улюкаев. — Думаю, что специальные меры поддержки, специальные меры обеспечения конкурентоспособности должны быть больше всего сосредоточены именно на этих секторах — мы не должны быть обороняющейся стороной, но наступательной».
«По мнению Улюкаева, импортозамещение в России не должно сводиться к поддержке «вчерашних технологий» и консервации отставания.»…
Наоборот, кредитование малого и среднего бизнеса сворачивается.