Акции «Яндекса» колебались на этой неделе между 2811,6 и 2942,8 рублями, отражая оптимизм инвесторов как в отношении ИТ-компаний в целом, так и в отношении российского поискового гиганта в частности. Игрокам сейчас не слишком важна прибыль компании (коэффициент P/E (trailing) превышает 64), поскольку темпы прироста выручки практически не падают с годами, а коэффициент P/S снизился до 5,24 — ниже, чем у Google. В таких условиях существенного повода нервничать из-за новости о том, что заканчивается партнёрство со Сбербанком, определенно нет.
Вполне логично, что «Яндекс.Маркет» отойдёт «Яндексу», поскольку Сбербанк развивает конкурирующий проект в партнёрстве с AliExpress и Mail.ru. В качестве совладельца банку пришлось бы учитывать интересы двух конкурирующих маркетплейсов сразу. Год назад звучали прогнозы о возможном IPO «Яндекс.Маркета» в перспективе нескольких лет, однако руководители Сбербанка при этом оговаривались, что двух лет – явно недостаточно. У «Яндекса» на счёт этого «внутреннего единорога» могут быть совсем иные идеи, с акцентом на более агрессивную стратегию. Вполне возможно, что он привлечёт для развития маркетплейса других партнёров. При этом отказаться от работы на рынке электронной коммерции «Яндекс» не может, поскольку ему требуется диверсифицировать источники дохода и уходить от зависимости от одной лишь рекламы.
И наоборот — самостоятельное развитие электронных денег государство вряд ли доверит интернет-компаниям без кураторства со стороны банка (сегодня позволишь «Яндексу», а завтра придут Facebook и Telegram). Вероятно, электронные деньги постепенно займут своё место среди услуг, которые предлагают клиентам банки. «Яндекс» в качестве партнёра, который генерировал бы трафик, нужен теперь не остро, поскольку Сбербанк, расширяя свою экосистему, приобретал одни крупные интернет-проекты и входил в партнёрство с другими. «Яндекс», однако, вряд ли согласился бы стать частью экосистемы банка. Структура управления компанией была недавно изменена, для чего был даже создан специальный некоммерческий фонд общественных интересов, которому Сбербанк передаёт свою «золотую акцию». Это, помимо прочего, может означать, что «Яндекс» отстоял возможность развиваться самостоятельно, а не в структуре госоператора или госбанка.
Теперь по ряду направлений усилится конкуренция между «Яндексом», который является крупнейшей по капитализации российской ИТ-компанией, и экосистемой Сбербанка, обладающей, наверное, наибольшими ресурсами, как финансовыми, так и кадровыми. Однако это новые направления, которые не дают пока большого вклада в выручку компаний, поэтому на финансовых результатах эта конкуренция в ближайшие год-два негативно не отразится. Поэтому и сколько-нибудь долгосрочного влияния на стоимость акций само окончание партнёрства между Сбербанком и «Яндексом» не окажет.
Делицын Леонид
ГК «Финам»