Российский рынок перевалки контейнеров во 2 квартале 2020 года сократился на 6,1% по сравнению со 2 кварталом 2019 года, что привело к снижению этого показателя в 1 полугодии 2020 года по сравнению с 1 полугодием 2019 года на 2,4%. Рост объемов экспорта в контейнерах (+ 1,6% и +7,5% во 2 квартале 2020 года и 2 полугодии 2020 года по сравнению с аналогичными периодами прошлого рода соответственно) оказался недостаточным для того, чтобы компенсировать падение импорта в контейнерах (во 2 квартале 2020 года и 1 полугодии 2020 года −11,8% и −6,6% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года), вызванное глобальными и локальными макроэкономическими последствиями пандемии COVID-19.
Показатели Группы продолжали расти быстрее рынка: консолидированный контейнерооборот морских терминалов Global Ports во 2 квартале 2020 года вырос на 5,5% и составил 380 тыс. TEU против снижения российского контейнерного рынка на 6,1% за тот же период. Кроме того, консолидированный контейнерооборот морских терминалов в 1 полугодии 2020 года вырос на 8,4% и составил 774 тыс. TEU против снижения российского контейнерного рынка на 2,4% за тот же период.
В результате продолжающейся работы по повышению операционной эффективности и качества сервиса Группа продемонстрировала более высокие показатели также и в обоих ключевых бассейнах, где расположены ее терминалы. Консолидированный контейнерооборот морских контейнерных терминалов Группы в Балтийском бассейне во 2 квартале 2020 года увеличился на 1,4% против снижения рынка на 16,3% в этом регионе, при этом консолидированный контейнерооборот терминала на Дальнем Востоке вырос на 17,0% против роста рынка на 9,2%.
Консолидированный объем обработки навалочных грузов во 2 квартале 2020 года вырос на 2% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года и составил 1,17 млн тонн, при этом рост в 1 полугодии 2020 года составил 12% по сравнению с 1 полугодием 2019 года, поскольку тогда перевалка угля на УЛКТ находилась на начальном этапе, что стало причиной высоких темпов роста в 1 квартале 2020 года.
Объемы перевалки легковых автомобилей и тяжелой накатной техники снизились во 2 квартале 2020 года на 48% и 9% соответственно в годовом исчислении, что отражает снижение потребительского спроса в России.
Перспективы
За счет быстрого роста контейнеризированного экспорта рынок становится более сбалансированным с точки зрения соотношения импорт-экспорт, что делает его более устойчивым и снижает его волатильность. Это четко проявилось в 1 полугодии 2020 года — рынок был более стабилен, чем в 2009 и 2015 годах. Однако во 2 квартале 2020 года наблюдалось снижение объемов перевалки груженых импортных контейнеров и снижение темпов роста перевалки груженых экспортных контейнеров за счет глобальной и локальной макроэкономической нестабильности, вызванной вспышкой COVID-19. Мы ожидаем, что высокая волатильность, сложные условия и низкая прогнозируемость трендов сохранятся и во 2 полугодии 2020 года.
Рост объемов контейнеризированного экспорта и одновременное снижение объемов контейнеризированного импорта негативно влияют на структуру цен и услуг, которые оказывает Группа. С учетом этих факторов и ослабления курса рубля Группа ожидает в 2020 году снижение выручки в расчете на TEU (в процентах) на уровне около нижней границы двузначного диапазона.